Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000


НОВОСТИ
Ноябрь - декабрь 1999

МОСКВА

12 декабря 1999 года коллегия Минобразования России определила судьбу психологии в системе образования

Министр образования В.М. Филиппов вынес на обсуждение вопрос о подготовке психологических кадров на базе педагогических вузов. К сожалению, в последнее время были высказаны серьезные возражения против такого обучения. Оппоненты ссылаются на низкий уровень подготовки специалистов в этой системе.
Наиболее весомые аргументы в защиту сохранения психологических специальностей в педвузах привел Д.С. Шилов (начальник управления специального образования Минобразования России). Его выступление во многом определило результаты обсуждения. Признав справедливой критику в адрес некоторых педвузов, Дмитрий Степанович тем не менее отметил, что в целом качество подготовки психологов по специальностям «практическая психология» и «специальная психология» в этих учебных заведениях за последние годы заметно возросло. В пединститутах и педуниверситетах появились собственные высококвалифицированные преподаватели.
О серьезной подготовке выпускников говорит и то, что они оказываются востребованы всеми типами и видами образовательных учреждений. Более того, в ряде регионов при приеме на работу им отдают предпочтение перед выпускниками университетов.
По замечанию выступавшего, отменяя обучение по этим специальностям в педвузах, можно с водой выплеснуть и ребенка. Поэтому разумнее поставить вопрос о повышении качества подготовки и переподготовки психологов для системы образования на базе педвузов. С этим члены коллегии не могли не согласиться и почти единогласно оставили практическую и специальную психологию в перечне специальностей по системе образования.

Министерство образования РФ
Тел.: (095) 237-97-63


МОСКВА

15 декабря 1999 года закончился очередной семестр Клуба школьных психологов. Занятия здесь третий год организует и проводит центр психолого-социальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России

Главной темой последнего семестра была игротерапия. Ведущая — кандидат педагогических наук Галина Репринцева — познакомила слушателей, большая часть которых — школьные психологи Западного округа столицы, с различными аспектами игротерапевтической деятельности.
Организатор, или, как принято теперь говорить, менеджер клуба, кандидат педагогических наук Вадим Родионов делал все, чтобы занятия были не только обучающими, но и действительно «клубными». Ежемесячно слушатели встречались с интересными людьми, представителями практической психологии. В течение семестра клуб посетили финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года» Олег Япрынцев (Воронеж) и Юрий Владер (Санкт-Петербург). Программа уроков психологии, разработанная Ю. Владером, вызвала большой интерес у москвичей.
В ноябре состялась встреча с главным редактором газеты «Школьный психолог» Марком Сартаном. На импровизированном «круглом столе» Марк Наумович был буквально атакован вопросами о функционале школьного психолога, о выпуске нормативных документов, о степени валидности тех или иных методик.
Заключительный день занятий был действительно праздничным. Центр психолого-социальной работы совместно с издательством «Сфера» подготовил каждому слушателю небольшой подарок — книгу «Я работаю психологом...», рецензия на которую была опубликована в газете «Школьный психолог».
Второй семестр начинается 19 января 2000 года. Он будет посвящен нейропсихологическому подходу в диагностике и коррекции отклоняющегося развития, психотерапевтическим формам работы с трудными подростками.
Клуб приглашает новых слушателей!

Мария СТУПНИЦКАЯ
Центр психолого-социальной работы при Консорциуме
«Социальное здоровье России»
Тел./факс: (095) 141-50-86


КОСТРОМА

11 ноября «Школа в Цветочном городе» при лицее № 17 торжественно и празднично отмечала свой день рождения

Год назад педагоги и учащиеся этого замечательного центра, который занимается развитием дошкольников, были героями нашего репортажа (см. «Школьный психолог», № 12, 1999 г.). В этом году школа отметила свое четырехлетие.
Прошедший год принес «Школе в Цветочном городе» и радости и огорчения. Но хорошего все равно было больше: во-первых, резко увеличилось количество желающих учиться здесь; во-вторых, в системе развивающих занятий для детей появились новые направления: дочисловая математика, музыка и спортивно-оздоровительные занятия.
Все мероприятия здесь проходят в виде игры, поэтому и в праздничный день всем гостям (среди которых родители и друзья) было предложено вернуться в страну детства. В этой стране всегда бывает очень весело! И на этот раз радовали собравшихся всевозможные шутки, фокусы, розыгрыши, конкурсы.
Ребята заранее готовились к встрече гостей. На празднике они показали взрослым забавные мини-спектакли, дарили сделанные собственноручно подарки: игрушки и открытки.
Конечно же, покровитель «Цветочного города» Незнайка не забыл и про самих ребят. Он прислал им много вкусных и сладких подарков, поэтому все закончилось веселым чаепитием.
Пользуясь благоприятным моментом, жители «Цветочного города» решили «усыновиться». И выбрали себе «папу» среди родителей. «Папа» оказался руководителем коммерческой фирмы. Ему было торжественно вручено «Свидетельство об усыновлении». Иметь такого папу всегда хорошо, да и ему приятно.

«Школа в Цветочном городе»
при лицее № 17,
г. Кострома
Тел.: (0942) 22-37-83


КОРОЛЕВ (Московская область)

С 15 по 18 декабря в этом подмосковном городе на базе учебно-производственного комбината «Энергия» прошла VI научно-практическая конференция Международной ассоциации развивающего обучения

Здесь в очередной раз подтвердилось, что развивающая система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая недавно отметила свое 40-летие (см. «Школьный психолог, № 43, 1999 г.), живет и совершенствуется.
На конференции присутствовали более 150 человек: из России, Белоруссии, Украины, Латвии, Казахстана. Среди участников — педагоги, психологи, научные работники, руководители системы образования.
Одна из главных на сегодняшний день проблем — обучение по системе Эльконина—Давыдова не только в начальной, но и в средней школе. На практике такое обучение уже осуществляется в ряде школ, но массовым явлением оно пока не стало. Нет ни учебников, ни технологий. Участники конференции получили рабочие материалы концепции подростковой школы.
Б.Д. Эльконин, профессор, заведующий лабораторией «Системы развивающего обучения Эльконина—Давыдова» Института психологии РАО, в своем выступлении отметил, что одна из задач подростковой школы — развитие у детей самостоятельности. А это требует вариативности технологий обучения.
Вторая проблема — переход начальной школы на систему «1—4». Основные трудности здесь связаны с тем, что в первом классе будут учиться дети разного возраста: от 5,5 до 7,5 лет. Педагоги должны быть готовы работать с более маленькими детьми и с разновозрастными группами внутри класса. Это, в свою очередь, потребует новых технологий и учебников.
Многие авторы учебных пособий для системы развивающего обучения Эльконина—Давыдова (Г.А. Цукерман, С.В. Ломакович, Е.В. Поль, Л.В. Виноградов и другие) в своих выступлениях отметили, что новые учебники по многим предметам уже практически разработаны.
Работа по секциям подтвердила еще одну истину: именно педагоги развивающего обучения являются в первую очередь его творцами и разработчиками.

Международная ассоциация
«Развивающее обучение»
Тел.: (095) 413-60-05


ВЛАДИМИР

С 17 по 19 декабря городской методический центр Управления образованием провел семинар «Коррекция и профилактика неврозов у детей и подростков»

Это мероприятие прошло в рамках методического объединения психологов школ и дошкольных учреждений города. Его руководитель Л.Ф. Лапшина считает, что главной целью этого объединения является «достижение единства специалистов смежных с психологией наук: психотерапевтов, дефектологов, логопедов». Поэтому городской методический центр Управления образованием сотрудничает с центром социально-психологической помощи молодежи, с центром по работе с детьми и подростками, с центром по усыновлению. Постоянно проводятся совместные семинары и «школы» («школа молодого психолога», «школа исследователя» и «школа мастерства»). На этом семинаре, который проводила Марина Панфилова (г. Москва), встретились психологи из перечисленных центров и из системы УВД. Причем это были специалисты не только из Владимира, но и из маленького районного городка Камешково.
Для семинарского занятия аудитория собралась большая — 53 человека. Поэтому пришлось использовать форму лекции. Ведущая рассмотрела большое количество конкретных случаев из своей практики.
Проблема детской невротизации очень актуальна во Владимире (как, впрочем, практически везде). Как правило, сталкиваясь с неврозами у детей, врачи разводят руками и предлагают обратиться к психологу. А те, в свою очередь, не знают, с какой стороны подступиться к этой сложной проблеме. Поэтому на семинаре подробно рассматривались механизмы, порождающие неврозы, разновидности неврозов. Участники семинара получили коррекционные программы, познакомились с конкретными приемами и упражнениями по снятию неврозов. Своими впечатлениями они поделились друг с другом и с ведущей: «полученная информация и практические упражнения помогут мне более профессионально организовать свою работу», «доступно, познавательно, интересно».

Городской методический центр
Управления образованием,
г. Владимир
Тел.: (0922) 32-31-70