Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ

C 29 ноября по 4 декабря 1999 года в Институте молодежи города Москвы проходил семинар «Проблемы деструктивных культов и способы защиты подростков и молодежи от психологического насилия и зависимости», организованный Государственным комитетом РФ по молодежной политике, центром образования молодежи «Демократия и развитие». На семинаре выступили: председатель Госкоммолодежи России В.И. Деникин, директор центра образования молодежи «Демократия и развитие», кандидат исторических наук, доцент В.И. Журко, заведующий отделом центра образования молодежи, кандидат исторических наук, руководитель учебной программы З.И. Суховерхова, доцент Нижегородского госуниверситета
им. Н.И. Лобачевского, кандидат философских наук Е.Н. Волков, представитель отдела социальных программ Госкоммолодежи России Е.О. Тюлебаева, доктор медицинских наук, профессор Академии медицинских наук Ю.И. Полещук, старший референт по особым поручениям МВД РФ А.К. Черепанов, бывший адепт Церкви сайентологии К.Н. Воронин.
Мы предлагаем вашему вниманию беседу внештатного корреспондента телекомпании ТТВ А.Ю. ЯСТРЕБОВА с участниками семинара.

Что называют деструктивными культами?

Волков Е.Н.: В последнее десятилетие российское общество столкнулось с проблемой, появившейся на Западе еще 20–25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой сферы для преступной деятельности, как психика и душа человека.
Организуются различные группы, которые обещают своим приверженцам духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное подчинение идеологии и дисциплине такой группы и поклонение ее лидеру. Условия этого обмена никак не предъявляются вербуемому и тщательно от него скрываются. Фактически осуществляется никем не контролируемое ложное рекламное заманивание. В качестве наживки для этого бесстыдно используются значимые для людей ценности.
Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время превращается в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера культа и его ближайшего «придворного» окружения. У жертвы полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются все социальные связи.
В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием «деструктивные культы», а процесс десоциализации и навязывания личности культовой структуры — понятиями «контроль сознания» или «реформирование мышления». В России чаще применяется термин «тоталитарные секты», поскольку внимание общественности и немногочисленных исследователей привлекают в основном религиозные разновидности таких групп.
Деструктивной, то есть опасной и разрушительной для личности, группу делают не заявляемые ею открыто религиозные, политические или «психотерапевтические» концепции (хотя и в них можно найти немало опасных элементов), а многоуровневый обман и психологическое насилие. Преступный характер деструктивных культов в своей основной (подводной) части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма, в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум синрике в Токио в 1995 году.

Назовите наиболее известные деструктивные культы, действующие на территории Российской Федерации.

Волков Е.Н.: Опираясь на различные источники и свидетельства, к наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно отнести следующие: Церковь унификации (мунисты), Церковь сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон), Харе Кришна (Международное общество сознания Кришны), Трансцендентальная медитация (ТМ), Раджниш (Ошо), Свидетели Иеговы, Церковь Христа (Бостонская церковь), Лайфспринг (Lifespring), Аум синрике, Белое братство, Богородичный центр (Марианская церковь), Церковь последнего завета (Виссарион), Шри Чинмой, Дети бога (Семья любви), группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других.

Как влияют деструктивные культы на психическое здоровье и личность человека?

Полещук Ю.И.: Интерес к проблеме сектантства в медико-психологическом аспекте у меня возник в начале 1994 года под влиянием потока обращений в созданный тогда в Москве Комитет по спасению молодежи.
То, что произошло в России в последние 5–7 лет, я имею в виду ситуацию с нетрадиционными культами, можно назвать широкомасштабной экспансией. Россия наводнена массой как доморощенных, так и импортных, пришедших с Запада, религиозных культов. Масштаб русского сектантства прошлого, позапрошлого столетия не идет ни в какое сравнение с тем разгулом сектантской деятельности, свидетелями которого являемся мы с вами.
Я хочу напомнить о деятельности некоторых наиболее экстремистских и деструктивных религиозных культов, пик деятельности которых пришелся на 1993–1997 годы.
Это прежде всего известное Белое братство, вербовавшее своих приверженцев путем проведения массовых литургий и инициаций. Они умело использовали технику психологического (в том числе гипнотического) воздействия. У меня имелись видеоматериалы, которые убедительно свидетельствовали о грамотном, квалифицированном проведении сеансов коллективной гипносуггестии, об использовании приемов нейролингвистического программирования, кодирования.
В это же время в России активно действовали японская секта Аум синрике во главе с Секо Асахара и Богородичный центр (последняя организация сейчас называется Новая Святая Русь).

Уличная пропаганда и вовлечение в ритуальное действо
даже случайных прохожих характерно
не только для Общества сознания Кришны,
но и для многих других тоталитарных сект

Мы исследовали медико-психологическое влияние религиозных организаций Белое братство, Богородичный центр, Аум синрике, Сознание Кришны, Виссарион, Свидетели Иеговы на психическое состояние вовлеченных в них людей.
Известно, что утрата человеком критического отношения к явлениям внешнего и внутреннего мира и наличие напряженного аффекта способствует развитию бредовых идей. Это используют деструктивные секты. К изменениям сознания предрасполагает физическое и психическое истощение сектантов, многократные введения их в гипнотические состояния разной глубины с помощью религиозных проповедей, обрядов, ритуалов, мантр, медитаций, прямых и косвенных внушений.
О широкой практике активных массированных внушений в бодрствующем и гипнотическом состояниях свидетельствует характер и форма проводимых в Белом братстве и Богородичном центре литургий, обрядов и ритуалов с ритмичными движениями рук и тела, стереотипными возгласами и заклинаниями, однообразной музыкой, хождением толпы людей в экстазе по кругу, прямыми и косвенными внушениями проповедника. При этом реализуется механизм психического заражения, взаимной индукции религиозных и псевдорелигиозных переживаний.
В Аум синрике, в Сознании Кришны и близких к ним сектах широко практикуются психотехники из мистического учения и практики йоги — многочасовые инициации и медитации. Они вводят человека в гипнотическое состояние с полным отключением от окружающей действительности и достижением экстаза с расстройствами восприятия и самоощущения, иногда зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализационными расстройствами. О развитии подобных расстройств при проведении длительных медитаций свидетельствуют и данные специальной литературы.
В религиозные секты вовлекаются, во-первых, люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, неудовлетворенности духовных потребностей. Во-вторых — это акцентуированные и психопатические личности по шизотимическому, шизоидному, параноидальному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму, которые в религиозных сектах находят для себя социально-психологическую нишу, способ адаптации к жизни. В-третьих — это психически больные люди на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии. В результате активного участия в деятельности секты у них наступает манифестация, обострение или рецидив психического заболевания, невроза. Содержание болезненных (бредовых) переживаний этих пациентов полностью отражало учение Аум синрике и Богородичного центра.
Таким образом, деятельность деструктивных религиозных сект во многих случаях наносит серьезный ущерб психическому и физическому здоровью людей. Об этом необходимо информировать врачей и практических психологов. Для оказания специализированной медико-психологической помощи жертвам деструктивных сект в крупных городах России необходимо создание лечебно-реабилитационных центров.

Является ли деятельность деструктивных культов в Российской Федерации противоправной?

Черепанов А.К.: По неофициальным данным, в России насчитывается около 13 тысяч сект и школ. Руководящие центры и основные источники финансирования многих российских сект находятся за рубежом.
Иерархическая структура сект и преступных группировок весьма схожа. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализируется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих «гуру», «учителей», «руководителей корпораций» и т.п.

Тоталитарный культ вербует своих сторонников среди людей любого возраста и любых профессий

Секты почти всегда тщательно скрывают свои главнейшие интересы и задачи. Правду знает лишь узкий круг руководителей. Принцип утаивания применяется и по отношению к внешнему миру, и внутри секты — вводятся многослойные уровни посвященных. В печатных изданиях (в большинстве — анонимных) истинные цели не публикуются.
В последние годы отмечены факты проникновения деструктивных культов в систему школьного образования России. Так, в одной из школ Южного административного округа Москвы активно действовала секта Брахма Кумарис. По утверждениям родителей учеников, она принуждала детей к занятиям медитацией, их окуривали различными наркотическими палочками. По состоянию на 1995 год, в Санкт-Петербурге учебный курс Муна был введен в 80 школах. Деструктивный культ Юнивер откровенно сатанинского толка проводил активную работу в одной из московских школ. Интересно, что государственные органы, в частности контролирующие образование, не реагируют на протесты родителей.
Секты обманом и подкупом стремятся проникнуть в государственные структуры, особенно в управленческие, правоохранительные, оборонные и образовательные. Попав в эти структуры, они говорят о свободе вероисповедания, пользуясь недостаточно четким пониманием некоторыми государственными служащими различий между личной свободой совести (и воли) и правовым равенством граждан. Статья 18 Всеобщей декларации прав человека объявляет право каждого на свободу мысли, совести и религии. То же право подтверждает и Конституция Российской Федерации. Но равенство перед законом влечет ответственность за противоправные действия.
Если же секта, религиозная организация или религиозное движение по своим признакам могут быть отнесены к тоталитарным или, тем более, к криминогенным, то разговоры о свободе совести есть дешевая и опасная демагогия. Кроме того, нельзя забывать, что здесь затрагиваются не только правоохранительные, но и идеологические аспекты.
Европейский парламент официально предупредил об опасности сект для детей и молодежи. В ФРГ, Франции, Англии, Испании наиболее одиозные из действующих в России сект запрещены.
Правоохранительные органы отмечают увеличение правонарушений со стороны тоталитарных сект. Чаще всего сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков, вымогательство денег. Руководители сект толкают ее членов на кражи, заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту, побираться в общественных местах.
Большинство деструктивных культов своей целью провозглашает создание на территории России тоталитарного государства.
Сотрудникам государственных органов целесообразно консультироваться с представителями Русской православной церкви и иных традиционных религий, распространенных на подведомственной им территории. Профилактические правоохранительные меры против тоталитарных сект могут быть основаны на статьях 239, 235, 237, 308 УК РФ, статьях 150, 151 ГК РФ.
За последние годы было возбуждено несколько уголовных дел против адептов Свидетелей Иеговы в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Сургуте по фактам склонения к самоубийству, отказа по религиозным мотивам от оказания помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Секты умело маскируют свою деятельность за политико-религиозными, культурологическими и искусствоведческими вывесками. За новыми названиями часто скрываются прежние цели и методы деструктивных культов. В результате их деятельность по-прежнему наносит ущерб здоровью людей, разрушаются семьи, страдают дети.

Они берутся помочь каждому.
На снимке: основатель и бессменный гуру Церкви
сайентологии Рон Хаббард измеряет боль помидора
Существуют ли в России консультанты, помогающие выводить людей из сект?

Волков Е.Н.: Их очень мало. Я думаю, что мне хватит пальцев одной руки, чтобы назвать тех, кто действительно имеет опыт и соответствующую профессиональную подготовку. В Петербурге — два-три человека, в Москве — два-три человека. В Нижнем Новгороде под моим руководством создана такая команда из четырех специалистов, мы уже накопили опыт работы. Есть люди, которые прошли мои семинары.

Расскажите о деятельности общественных движений, защищающих людей от психологического насилия в России и за рубежом.

Волков Е.Н.: В России есть объединения родителей и родственников тех, кто попал под влияние деструктивных культов. Это Комитет по спасению молодежи в Москве, Комитет защиты семьи и личности в Петербурге, подобные комитеты есть еще в нескольких городах. Были попытки создать всероссийское объединение. Но пока такое движение очень слабо развито, хотя некоторые организации инициировали несколько судебных процессов против Свидетелей Иеговы, Церкви унификации (мунистов), Церкви сайентологии. Ряд процессов, в том числе и уголовных, продолжается и сейчас.
На Западе, который, повторяю, столкнулся с этой проблемой раньше нас, уже проделана громадная работа по исследованию и преодолению этого недуга. Во многих европейских странах, в США есть достаточно мощные организации, и эта работа получает государственную поддержку. В России пока нет последовательной, четкой поддержки подобных общественных движений со стороны политиков и государства.

Что вы можете сказать о состоявшемся семинаре?

Волков Е.Н.: Такой семинар проводится второй раз. Первый состоялся два года назад. Сегодня на него собрались психологи, психотерапевты, социальные работники и педагоги со всей России.
Государственный комитет России по молодежной политике сделал очень большое дело. Сегодняшний семинар познакомил участников с проблемой, обучил некоторым навыкам консультирования. Подобное консультирование весьма специфично и требует специальной подготовки и переподготовки психологов и психотерапевтов.
Я изучаю опыт западных специалистов и стараюсь познакомить с ним наших российских психологов, психотерапевтов, социальных работников, представителей власти. В какой-то степени это удается, но еще многое предстоит сделать. Требуется увеличение числа тех, кто занимался бы этой проблемой и мог оказывать реальную помощь пострадавшим от психологического насилия. Нужна огромная просветительская работа. Профилактика — это более эффективное средство, чем лечение.

Спонсор публикации статьи: ООО "ОЛТЕХ" - Ремонт телевизоров в Санкт Петербурге. Ознакомится с предлагаемыми услугами и ценами, Вы можете на сайте компании televizor-spb.ru. Недорогие цены и выезд на дом к заказчику позволят Вам осуществить ремонт телевизора с минимальными потерями в деньгах и времени. Все работы и диагностику проводят высококлассные специалисты, с многолетним опытом работы.