Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2000


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

"ИГРОВЫЕ МИНУТКИ"

Гиперактивные школьники испытывают дефицит двигательной самореализации. Школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А дома — вновь замечания, ограничения.
У импульсивных детей часто наблюдаются и мышечные зажимы, и непроизвольные, навязчивые движения. Таким детям не давать двигаться — это все равно что запрещать дышать. Вот и возникают внутренние, личностные или внешние, межличностные конфликты. Это иногда приводит к психосоматическим проблемам у ребенка, к «уходу в болезнь».
Однако есть и позитивный выход из данной ситуации. Если потребность в движении существует, то ее можно реализовать организованно.
Всем известные физминутки на уроках позволяют школьникам подвигаться. Совсем было бы хорошо, если бы учителя про них не забывали. А то типична ситуация: план урока не выполняется, многое еще надо успеть сделать, и физминутка выпадает, исчезает. Что же представляет собой физминутка? Пусть это будет игра — подвижная или спокойная, с определенными правилами, с творческими телесными самовыражениями. Мы с детьми называем ее «игровая минутка».
С игрой у школьников связаны приятные эмоции. Игровая потребность остается актуальной даже в старших классах.
Такой «игровой минуткой» мы можем начать урок, если дети перевозбудились на перемене или пришли с урока физкультуры. И, конечно, в данной ситуации она должна быть спокойной. Если идет урок с повышенной интеллектуальной нагрузкой (например, контрольная работа), то можно выбрать комбинированный вариант (подвижная и спокойная игра) в середине урока или при возникновении первых признаков усталости у детей.
Предлагаем несколько таких коллективных игр для вашей «минутки» под музыку, с улыбкой. Школьники встают, выходят из-за парт, и начинаются «превращения»...

Игра «Гусли-самогуды»
(младшие школьники)

Педагог читает текст, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения.

В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ —
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять».
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?
Эй, помощник, выходи,
Общий танец закажи!

(Учитель выбирает ученика для показа движений, а другие школьники все за ним повторяют.)

Игра «Деревья в лесу»
(младшие школьники, подростковый возраст)

(Звучит музыка.)

Педагог. А теперь — игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.
Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Игра «Помощники»
(младшие школьники)

Педагог. А сейчас поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке. Приготовились!
Бабушка постирала белье, а отжать его не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно... Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!
А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора продолжать урок!

Марина ПАНФИЛОВА,
психолог комплекса Детский сад — школа «Рош-образование»,
г. Москва
Тел.: (095) 976-13-87

Спонсор публикации статьи: ООО "ПКФ "АЛЛЕС" – предлагает приобрести универсальные токарные станки по металлу, а так же оснастки и инструменты к станкам. На Ваш выбор большой ассортимент высококачественных станков от ведущих производителей. Компания осуществляет бесплатную доставку товара во все регионы России.