Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2000
 СЕРЬЕЗНО О ГЛАВНОМ

РЕПОРТАЖ

СЕРЬЕЗНО О ГЛАВНОМ

Принято считать, что человеческие судьбы вершатся на небесах. Судьба школьной психологии также решается в самых высоких сферах...
Материализуется этот процесс на вполне будничных и заранее запланированных мероприятиях — заседаниях коллегии Министерства образования РФ. Такое заседание состоялось 8 февраля 2000 года. Вторым пунктом его повестки был вопрос «О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000—2001 гг.».
Уважаемые члены коллегии, прежде чем принимать какие-то планы, пожелали подробно ознакомиться с тем, в каком состоянии находится сейчас психологическая служба системы образования. Об этом сообщил собравшимся Д.С. Шилов.
В этом году системе психологической службы в образовании исполнилось 10 лет. Ее активная деятельность, отметил Дмитрий Степанович, «привела к значительным трансформациям в системе образования». В первую очередь это способствовало его гуманизации. Появилась возможность оказания своевременной и комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, учителям и родителям.
По данным Министерства образования РФ, в образовательных учреждениях Российской Федерации на должности педагога-психолога работают более 35 тысяч специалистов с базовым высшим психологическим образованием. А это уже целая армия, которая требует квалифицированной организации и управления.
Несмотря на то что служба практической психологии выполняет интегрирующую функцию, она не является однородным образованием, поскольку в разных субъектах Российской Федерации она имеет свои региональные особенности. В качестве примера были приведены уникальные модели таких служб в Пермской, Новосибирской, Ростовской, Самарской областях, а также в Санкт-Петербурге и Ярославле.

Начальник Управления специального образования Д.С. Шилов констатировал, что служба практической психологии интегрировалась в единую медико-психологическую и социальную систему сопровождения и развития ребенка

В своем выступлении Д.С. Шилов обратил внимание и на общие проблемы службы практической психологии.
Серьезным препятствием для ее развития стала подготовка кадров. Здесь выделяются два аспекта. Первый — это качество подготовки и переподготовки специалистов, которое в ряде случаев далеко от желаемого. Наиболее больными вопросами являются: отсутствие практических знаний и навыков у будущих психологов, недостаточная профессиональная компетентность тех, кто осуществляет их подготовку и переподготовку. Второй аспект — дефицит психологических кадров. Острее всего он ощущается в сельской местности, где на целый район в лучшем случае приходится 2–3 психолога. Стопроцентное обеспечение психологическими кадрами можно встретить лишь в городских лицеях, гимназиях и колледжах.
Сложившаяся ситуация требует принятия кардинальных решений. У членов коллегии возник ряд вопросов, в частности: какая модель психологической службы оптимальна в создавшихся условиях? Правильно ли то, что любой школьный психолог должен быть универсальным специалистом?
Заместитель министра образования В.А. Болотов высказал предположение о том, что психологу в школе не обязательно быть самодостаточным. Он может быть кем-то вроде фельдшера или школьной медсестры, которые оказывают первую доврачебную помощь, направляя при этом больного к квалифицированным специалистам в различные центры.
На многие актуальные вопросы четко и обоснованно ответила заместитель министра образования Е.Е. Чепурных. Она считает, что наличие самодостаточной психологической службы в школе — идеальная модель, к которой нужно стремиться. В эту модель, заметила она, органически включены и ППМС-центры, в которых можно получить специализированную и высококвалифицированную помощь и консультацию.
Своеобразным продолжением ответа на заданные вопросы стало выступление И.В. Дубровиной (заведующей лабораторией Психологического института РАО). Она отметила, что, с ее точки зрения, нельзя однозначно придерживаться только одной модели психологической службы. Каждая школа может иметь свою специфику и, соответственно, потребности в тех или иных специалистах. Ирина Владимировна считает, что большую роль в улучшении качества работы психологов системы образования может сыграть разработка и скорейшее воплощение программы их целенаправленной переподготовки. К сожалению, отметила она, в документе не упомянут уникальный опыт создания психологической службы в таком гигантском мегаполисе, как Москва.
Наиболее яркими были выступления двух руководителей региональных психологических служб — Т. Клюевой (Самарская обл.) и И. Кузнецовой (Ярославская обл.). В этих регионах удалось создать систему психолого-педагогической службы, которая способна принимать компетентные решения. Психолог в такой системе обеспечивает условия для развития личности ребенка. Но при любой модели, считают эти руководители, основная нагрузка приходится на первичное звено службы, находящееся в образовательном учреждении. Школьным психологам нужна координационная и консультационная помощь, которую они могут своевременно получить в психологических центрах.
Озабоченность качеством массовой подготовки психологов для системы образования высказала Е.С. Романова (декан факультета психологии Московского государственного педагогического университета). В лучшем случае, считает она, психологов готовят за девять месяцев, но часто встречаются варианты, когда это делают за 2—4 месяца и даже за несколько недель. Самое страшное Евгения Сергеевна видит в том, что после трехнедельной подготовки «специалист» получает диплом клинического психолога. И, соответственно, имеет полное право «врачевать» человеческие души. Часто психологов готовят даже на базе средних учебных заведений.

Перед началом заседания. Руководители психологических служб Ярославля И. Кузнецова (слева) и Самары Т. Клюева (справа) готовятся представлять свои регионы

В обсуждении материалов, представленных на коллегию, основным оппонентом выступил заместитель министра В.А. Болотов, который хотел раз и навсегда внести ясность в функционал школьного психолога. Согласно его представлениям, школьный психолог должен выполнять роль посредника между детьми, нуждающимися в психологической помощи, и специалистами. За образец было еще раз предложено взять систему школьного здравоохранения.

Председательствующий на заседании коллегии первый заместитель министра образования А.Ф. Киселев считает рассмотрение вопроса о развитии психологической службы весьма своевременным

Подводя итоги заседания, его ведущий А.Ф. Киселев (первый заместитель министра) отметил, что обсуждение было очень плодотворным. Оно показало, что за десятилетний срок своего существования психологическая служба системы образования достигла значительных успехов. Правда, в ней, как и в любой динамичной системе, существует немало проблем. Их решение невозможно без серьезного анализа и дальнейших разработок не только концептуальных, но и более частных вопросов.
Для этого надо определить, в чем главное предназначение психологической службы в системе образования. Параллельно с этим должен решаться вопрос качественной подготовки и переподготовки психологов.
Кроме этого, Александр Федотович предложил провести анализ состояния психологических кадров, а также соотнести количество подготавливаемых и востребованных психологов.
Особо была отмечена необходимость психологизации учителей, которые в большинстве своем не только далеки от работы психолога в школе, но часто вообще не воспринимают ребенка как центральную фигуру образовательного процесса.
В заключение А.Ф. Киселев отметил, что представленные на коллегию документы хорошо и тщательно подготовлены, но для окончательного их принятия необходимо внести дополнения в план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе образования на 2000—2001 годы. Это должно быть осуществлено ведущими учеными и пихологами-практиками.
Переработанный и утвержденный вариант решения коллегии и план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования РФ в 2000—20001 годах мы публикуем на с. 10 этого номера.

Ольга РЕШЕТНИКОВА,
Министерство образования РФ
Тел.: (095) 237-97-63

P.S. К вопросу о значении психологии в системе образования. Первым пунктом повестки дня этого заседания коллегии был вопрос о профилактике наркомании. На его обсуждение было приглашено множество разных специалистов, основную часть которых составили медики. Странно, что психологов, которые реально занимаются решением этого вопроса, почему-то не пригласили. Они сидели в коридоре и ждали начала обсуждения своего вопроса.

Спонсор публикации статьи: Авторская студия красоты Татьяны Безугловой предлагает услуги парикмахера и обучающие курсы для работников салонов красоты. К Вашим услугам обучение наращивания ногтей в Краснодаре, курсы парикмахерского искусства, маникюра и педикюра, а так же курсы по обучению администраторов салонов красоты. Педагоги студии - это высококлассные мастера, которые обеспечат качественное обучение по выбранному направлению. Подробнее ознакомиться с предложением, увидеть примеры выполненных работ и прочесть отзывы можно на сайте студии http://tatibezu.ru