Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2000

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 01

Одна из проблем, которая часто всплывает на встречах с читателями «Школьного психолога» и в их письмах, это проблема перегрузки в школе, где учатся тысяча детей, а психолог только один.
Действительно, как можно в этих условиях дойти до каждого ребенка, заглянуть ему в душу, проникнуться его проблемами, посочувствовать, помочь? Да никак. У учителя вон тридцать человек в классе, и то кто-то постоянно выпадает из внимания, а тут — тысяча. Да хоть бы и пятьсот, все равно не справиться.
Вывод? Понятное дело — еще ставку психолога. А лучше две или три.
В реальности даже до второй ставки дело доходит редко, не говоря уже о следующих. И продолжает бедный психолог в одиночку мыкаться с простынями результатов ШТУРа, разбирать бесконечные конфликты, искать в напряженном расписании место еще для одного тренинга... И чувствовать себя при этом единственным пожарником: чуть где загорелось — сразу туда, а пока потушишь, глядишь, уже в новом месте полыхает, а еще где-нибудь начинает тлеть. Телефон доверия раскаляется, а проблемам несть числа.
Казалось бы, противоречие неразрешимо. Между тем мне доводилось встречать наших коллег, которые не испытывали никакого дискомфорта, работая в одиночку в большой городской школе. Они просто кардинально изменили постановку своей задачи: раз один психолог не в состоянии «добраться» до каждого ребенка, то и не надо, нечего решать то, что не имеет решения. А кто контактирует с каждым учеником? Правильно — учителя и администрация. Вот с ними-то и будем работать.
Умными словами такой подход называется «воздействие на образовательную среду в целом». Психолог как бы становится в метапозицию и занимается созданием условий: вместо развития ребенка — создание условий для развития, вместо личностного роста — создание условий для личностного роста, вместо разбора конфликтов — создание условий для бесконфликтного общения и так далее.
Это трудный путь, ведь не надо объяснять, как бывает нелегко сотрудничать с учителями, завучами и директором. Но если пойти по нему, то педагоги станут соратниками психолога в решении его задач, вернее не его, а уже общих. А противопоставление психологической службы педагогическому коллективу все равно бесперспективно, не говоря уже о конфронтации.
Пожарники, кстати, тоже предпочитают не с сиреной и мигалкой по городу мчаться, а проектировать здания и городские кварталы — вместе со строителями.

Марк САРТАН