Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Конкурс "Психолог на пороге века"

ТРЕНИНГ "ЗНАКОМСТВО"

Тренинг «Знакомство» появился как ответ на проблему десятиклассников, которая возникает из-за переформирования классов. Здесь складываются новые отношения, которые можно обозначить так: 1) «Мы всегда учились в этом классе, а вы нет! Кто вас звал к нам?»; 2) «Ушедшие из нашего класса ребята — это да, не чета вам, новеньким!»; 3) «Ну и тоска тут у вас, «аборигены»! Вот в моем классе было!»; 4) «В старом классе мне было хорошо, а как-то меня примут здесь?» и т.д. И это еще не весь перечень «узких мест» взаимоотношений, которые складываются между старшими подростками в школе. Позитивно повлиять на такое положение вещей очень непросто. Тем более что главное в 10-м классе учеба, а не общение. Общение подождет!
Общее заблуждение многих ребят, которое усугубляем мы, взрослые, — «в старших классах нужно только учиться». И учатся так много и азартно (8–10 уроков в день, не считая домашней добросовестной подготовки), что зачастую даже в конце учебного года (жалуются классные руководители) далеко не все друг друга по именам знают (!) или, что много хуже, так ревниво относятся к успехам и достижениям одноклассников, что иначе как саморазрушающей, жесткой конкуренцией это состояние не назовешь.
Этим неумением-нежеланием общаться в большей степени заражены так называемые профильные или специализированные классы (химико-биологические, физико-математические, юридические, экономические) — интеллектуальные инкубаторы будущего нашей страны.
Чтобы как-то повлиять на это, мы в осеннее время (сентябрь—октябрь) проводим в старших классах однодневный тренинг «Знакомство». Он проводится в школьных помещениях — классах или залах — с 9 до 13–14 часов (продолжительность зависит от количества школьников).
Разработан и двухдневный вариант тренинга «Знакомство» для средней школы № 17, которая уже несколько лет для будущих «избранников» специализированных и профильных классов проводит в августе двухнедельную установочную сессию. Наш тренинг делает ближе друг к другу «звезды», собранные на конкурсной основе из разных школ города, и дает старт их дружному двухлетнему разбегу к экзаменам в вузы.

Ирина ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
директор Муниципального центра
психологической службы
образования (МЦПСО)

Вячеслав ЗАЙЧИКОВ,
психотерапевт,
кандидат медицинских наук,
заместитель директора МЦПСО,
г. Рязань

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Мы входим в холл школы. Там стоят и сидят — редко группами, а чаще поодиночке — старшеклассники (часто не глядя друг на друга, с выражением лиц «я вас не трогаю — вы меня не трогайте») трех разных классов, из которых нам предстоит сделать класс. В нас быстро опознают нешкольных работников, разглядывают кто с интересом, кто с неодобрением, кто смотрит доброжелательно, кто насупленно. Мы здороваемся и проходим в помещение обычного класса, раскладываем на учительском столе все свое — карточки для визиток и булавки, свистки и мячи, листы бумаги и ручки-маркеры. Открываем окна и ждем.

Слышится движение ног, открывается дверь, а дальше: «Здравствуйте. А заходить можно?» или проходят не спрашивая. Вот они уже сидят за столами, переговариваются, на столах появляются авторучки, тетради — часто новенькие. Понятно, ведь ребята пришли в этот класс учиться! Всего их — около тридцати, таких разных и нам еще совсем неизвестных. Это чувство новизны не оставляет нас и теперь, когда за плечами классов — немерено.

Мы начинаем. Коротко представляемся и делаем первое предложение — столы поставить вдоль стен и освободить середину класса. Понимаем, что многих это сбивает с толку, многих — интригует. Но это только начало... Просим всех сесть в круг. Надо отметить, что эта простая фигура получается с первого раза далеко не всегда. Иногда такой круг умудряется заиметь даже углы. Тогда просим, чтобы все сели так, чтобы каждому было видно каждого. Кое-что может обратить на себя наше внимание и позволит сделать первые предположения. Если все рассядутся так, словно им приказали разделиться по половому признаку, придется сразу считаться с этим, а в дальнейшем и кое-что предпринять.

Пошумев, все усаживаются. Пришло время представить себя, свой центр и свою работу. Делаем это, как нам кажется, убедительно и динамично. При этом не забываем для начала спросить о том, что для них означает слово «психолог». Чего только не знают о психологах и психологии! И всегда вопрос-утверждение: «Тестировать будете?!»

«А что вы понимаете под словом «тренинг»?» — спрашиваем мы. Говорят разное, но кто-нибудь оказывается совсем близко к сути понятия. Делаем акцент на отличии тренингов от уроков и лекций. Методом простого поднятия рук выясняем, сколько ребят училось в 9-м классе этой школы, который дал теперь 10-му букву «А», сколько ребят училось в других классах этой же школы, сколько ребят пришло из других школ (пока не выясняем, из каких школ). Рассказываем о специфике тренинга и обозначаем его цель — дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других и определиться, «с кем быть» ближайшие два года. Говорим о том, что у нас есть возможность соединить их 5—10-минутные перемены между уроками и играючи посвятить эти два дня только одной «заботе» — «себя показать и других посмотреть».

Постепенно подходим к тому, что всякие игры нуждаются в правилах. Называем эти правила. (Иногда их предлагают учащиеся.) Далее кратко «расшифровываем» смысл каждого правила (листочек с перечнем правил уже получил каждый).

Правила

1. Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.
4. Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).
5. Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.
6. Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).
7. Быть открытым в общении.
8. Активно участвовать в происходящем.
9. Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

После того как учащиеся познакомились с правилами, мы спрашиваем, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для их группы. Если дополнений нет, то предлагаем каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил. Затем обсуждаем и комментируем результаты этого голосования.

Раздаем всем по карточке и предлагаем обозначить на ней себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли... Пускаем по кругу несколько маркеров и просим кого-нибудь из тех, кто быстро все написал и уже прикрепил визитку с булавкой на грудь, начать знакомство, то есть назвать свое имя (только имя), школу и высказать свои ожидания (иногда и опасения) от тренинга. Иногда возникает маленькое препирательство — в какую сторону двинуться по окружности с представлением: ах, как бы оказаться последним! Правда, потом у последних (вот оказия!) нередко возникает проблема: «не хочу повторяться», «все уже сказали»... Если имена на визитках одинаковые, мы предлагаем договориться о вариантах: «Оля — Олечка — Ольчик — ...».

За этим занятием проходит примерно час, поэтому, естественно, у всех появляется потребность встать и подвигаться. Все встаем, отодвигаем стулья подальше и... пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждем команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары... Понятно, что кому-то помогают дружеские отношения, кому-то «везет» случайно, но всегда есть такие, кто упорно отводит глаза в сторону или задирает голову вверх... В трудном положении оказываются те, кто сидел тесной приятельской группой, так как они стоят рядом, а встречаться взглядами с соседом справа и слева нельзя... Когда остаются 4–5 человек из самых «упорных» или «невезучих», то тут уже ясно куда смотреть — смотри прямо напротив!

Уединившись, пары (может быть одна «тройка») в течение 5–6 минут интервьюируют друг друга, выясняя биографические данные, склонности, хобби и все, что им будет полезно знать друг о друге, чтобы суметь в выгодном свете представить своего партнера так, словно он привел его в свою компанию.

Мы предупреждаем, что от этого представления зависит, будет ли компания расположена доброжелательно принять человека или отторгнет его... По желанию одна из пар представляется. После представления (беглого или обстоятельного, покровительственного или шутливого) мы спрашиваем, доволен ли представленный, не желает ли он что-нибудь поправить, что-нибудь добавить, предлагаем всем желающим задать ему любые уточняющие вопросы. Завершаем работу вопросом, обращенным к классу: «Ну что, принимаем NN?» Вместо ответа (или вместе с ответом «Да, принимаем!») в адрес NN (а представлявший принимает это и на свой счет тоже) звучат одобрительные аплодисменты...

Затем мы предлагаем только что представленному рассказать о своем партнере. Так знакомятся примерно четверть присутствующих (от 5 до 8 человек). Это очень интересное и важное упражнение эмоционально высоко заряжено, занимает немало времени, поэтому его деление на четыре этапа оправданно.

Далее мы просим поднять руки тех, «кто любит испытывать себя в неизвестном». Два-три человека, поднявшие руки первыми (это неформальные лидеры или претендующие на эту роль) отправляются за дверь, а все оставшиеся, стоя в кругу, берутся за руки и «запутываются». Из-за двери приглашаются любители неизвестного и после знакомства с заданием начинают «распутывать». Когда процесс оказывается завершенным, их поощряют аплодисментами. Во время игры весь класс успевает получить массу телесных контактов, побывать в разных ролях, сплотиться, выплеснуть эмоции...

Далее мы предлагаем всем построиться в одну шеренгу по датам рождения: «начало — здесь, конец — там». Все, больше никаких подсказок. «Как хотите, так и действуйте». В результате проверки шеренги оказывается, что до ближайшего повода собраться всем вместе — рукой подать.

Затем мы проверяем «математические» способности учащихся — просим их рассчитаться, например, на «сто сорок седьмой» и «пятьсот двадцать девятый». Таким образом мы весело и непринужденно делим их на две группы и расходимся с ними работать. Пока они стояли в шеренге, у нас была возможность посмотреть, каков будет состав этих малых групп. Чтобы незаметно для ребят развести или свести кого-нибудь в группы, мы могли бы попросить их построиться еще как-нибудь — по цвету волос, по теплоте рук, по длине шнурков, по количеству мелочи в карманах. И уж тогда проверять их «математические» способности.

Работая в «малых группах», мы подчеркиваем, что группы сложились случайно. Далее мы смотрим на визитки участников и озвучиваем то, что на них написано. Затем просим опять обнаружить себя тех, кто очень хочет отличиться в чем-то таком, о чем он пока еще ничего не знает. «Добровольцев» (желательно двоих — для взаимной поддержки) отправляем за дверь. С остальными проясняем, что такое «ассоциации», откуда они берутся и как получаются. Находим желающего быть загаданным, после чего приглашаем из-за двери «добровольцев». Ведущий по кругу предлагает каждому по одному вопросу о загаданном: «Если это птица, то какая?», «Если это литературное произведение, то какое — эссе, повесть, роман, поэма, сонет?» И так далее, пока «добровольцы», внимательно слушающие ответы, не предложат свою отгадку. По правилам, у них есть три попытки. Они могут согласовать свои версии друг с другом, могут отвечать поодиночке; возможен вариант, когда один просто отдает инициативу партнеру. После правильного ответа мы всегда спрашиваем загаданного, какие ассоциации о нем показались ему наиболее подходящими. Подводя итоги, всегда подчеркиваем, что ассоциации очень индивидуальны, сиюминутны, возможно, совершенно беспочвенны и (особенно, если были колкости) никакого отношения к загаданному не имеют.

Приведем еще одну игру.

Мы просим каждого подумать на тему: «Что является моей точкой опоры?», подчеркивая, что это обязательно помогает в учебе, во взаимоотношениях, да и вообще в жизни. При этом мы сразу пытаемся предупредить социально одобряемые ответы (например, «честность») и ссылки не на личные качества, а на конкретных людей (например, «моя семья»). Пройдя круг, спрашиваем, не найдется ли еще каких-нибудь «точек опоры»? И находятся... Если малые группы не заканчивают одновременно, всегда есть возможность чуть продлить упражнение или взять инициативу на себя — поговорить немного самому.

После 2–2,5 часов делается перерыв на 10–20 минут.

После перерыва предлагаем каждой малой группе построиться в колонну (в затылок друг другу) и показываем, что каждому предстоит делать: один из нас ритмично свистит в свисток, а другой на каждый посвист подпрыгивает на месте, делая поворот в воздухе на 90, 180, 270 или на 360 градусов. Задача ребят — молча (!), никак не общаясь, подстроиться друг к другу в своей команде и начать прыгать синхронно, пока через 3—4 таких синхронных прыжка их команду не признают победившей... Бывает всякое: иногда найдется кто-нибудь, кто молча выйдет из рядов своей команды и таким образом добровольно станет ее капитаном, даст всем своим очевидную возможность равняться на себя; иногда какой-нибудь из команд так и не удается осмыслить свои возможности как команды; бывают и другие варианты, но всегда проигравшие хлопают победившим неохотно... Обсуждаем, как и почему удалось подстроиться.

Далее мы переходим к менее активным упражнениям. Проигравшей команде предлагаем настроить себя на равнодушие к проигрышу: в течение одной-двух минут изобразить это состояние на лице. Другой команде нужно «разморозить» их, не имея никаких (!) вербальных средств к общению... Конечно, рано или поздно все «размораживаются», но бывают такие созерцатели, которых не могут «разморозить» не только чужие, но и свои. Далее просим другую команду стать «замороженной».

После таких насыщенных состязанием игр-упражнений одна команда становится во внутренний круг, другая — за их спинами, после чего участники первой команды разворачиваются лицом ко второй. Получается так называемая карусель, которую мы «запускаем» с переходами по кругу на тему «Мне нравится, что ты...», обязательно с благодарностью и ответным «Мне нравится, что ты...».

Ставим всех в общий круг. Заметим, что общего круга давно уже не было и он не успел стать знаково-стереотипной фигурой! Предлагаем «поупражняться в арифметике». Всем надо опустить голову и настроиться на серьезный лад, наблюдая за своей обувью. Не договариваясь, учащиеся без ошибок должны сосчитать от 1 до 10. При этом каждая цифра должна быть произнесена одним голосом; нельзя продолжать счет после только что «звучавшего» соседа справа или слева; в случае ошибки надо опять начинать счет с 1. Упражнение выполняется до тех пор, пока без ошибок не досчитают до 10.

Время летит — с начала тренинга прошло уже часа три с половиной. Пора переходить к завершению первого дня. Каждый ребенок получает домашнее задание: написать свой девиз и нарисовать свой герб. Это задание — еще одна возможность представить себя другим и проявить свои художественные способности.

Далее раздаем листочки и просим дописать предложения: «Самым интересным сегодня для меня было...», «Самым неинтересным для меня было...», «Самым неожиданным для меня было...», «Самым полезным для меня было...», «Самым бесполезным для меня было...» и т.д. — до 10 предложений. После работы дети сдают листочки, не подписывая. Мы говорим о том, что все ответы проанализируем и на их основе подготовимся ко второму дню.

Далее происходит очень важное и совсем непривычное для ребят действо — устная обратная связь. По кругу каждый говорит несколько слов о том, что такое этот день для него, оправдались ли его ожидания (или опасения). Бывают и непредвиденные реплики. Кстати, если мы от кого-то ждем реплики-щипка, то обязательно сделаем так, чтобы после было немало тех, кто скрасит неприятное впечатление. Один из хороших приемов — каждому показать на пальцах, на сколько баллов у него сегодня настроение... В этом, итожащем день, кругу мы — ведущие — тоже говорим о своих чувствах и ощущениях, о сбывшихся ожиданиях и надеждах на завтра.

Наконец, наше резюме. Мы благодарим учащихся, отмечаем их успехи, спрашиваем о том, пригодились ли им наши правила, не надо ли завести новые.

Остаемся вдвоем. Проветриваем помещение, отражаем эмоции друг друга, делимся наблюдениями и впечатлениями. Обсуждаем как персоналии, так и наметившуюся групповую динамику. Говорим о моментах, которые потребовали от нас перестановки игр-упражнений местами, о вариациях игр, которые пришлось ввести — сочинить прямо по ходу тренинга. Начинаем просматривать программу второго дня с точки зрения необходимости возможных заблаговременных перестановок или даже замен игр-упражнений.

(Окончание следует.)