Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2000
 "МЫ НЕ РАССЧИТЫВАЛИ НА ТОТ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛИ..."

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Спонсор публикации статьи: интернет магазин постельного белья Silk Sleep. Воспользовавшись предложением магазина, который располагается по адресу silksleep.ru Вы сможете купить качественное постельное белье в Петербурге, по выгодным ценам. Большой ассортимент продукции различных цветов, узоров, орнаментов и вышивок, позволит подобрать наиболее подходящее Вам белье. Так же в магазине можно заказать пошив белья необходимого размера и тканей, с индивидуальной вышивкой или фотопечатью. Бесплатная доставка покупки по Санкт Петербургу, накопительная система скидок, позволят приобрести постельное белье недорого и с экономией Вашего личного времени.

"МЫ НЕ РАССЧИТЫВАЛИ НА ТОТ РЕЗУЛЬТАТ,
КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛИ..."

Приверженцы гуманистической педагогики, да и не только они, много и активно говорят о том, что необходимо приблизить школу к ребенку, а не наоборот — «подгонять» его под требования школьной действительности. Несомненно, основная роль здесь должна принадлежать педагогам как непосредственным организаторам учебного процесса.
Год назад, на выставке достижений практической психологии, проводимой в Санкт-Петербурге фирмой «Иматон», мне посчастливилось познакомиться с автором замечательных учебников по русскому языку Ольгой СОБОЛЕВОЙ, старшим преподавателем кафедры русского языка Таганрогского государственного педагогического института.
Не являясь психологом по образованию, Ольга Леонидовна при поддержке группы единомышленников сумела создать психологически грамотный экспериментальный учебный комплекс по русскому языку.

Ольга Леонидовна, ваши учебники называют учебниками нового поколения, так как они, кроме того что формируют у ребенка грамотность, орфографическую интуицию, еще и развивают его в самом широком понимании этого слова. За счет чего это происходит?

Эти учебники действительно другие. В них реализуется принцип развития, и я отношусь к этому как к сверхважной задаче. Потому что хочется не просто научить ребенка каким-то операциям, а, образно говоря, «раскачать» его мозг, научить его генерировать новые идеи. Только при таком условии мы препятствуем формированию стереотипов, штампов, инерции мышления, которые, по существу, становятся причиной очень многих бед и в жизни человека, и в жизни общества как в социальном, так и в психологическом смысле.
Когда я просматривала другие развивающие учебники, то поняла, что развитие в них сводится к обучению нескольким конкретным интеллектуальным операциям: сравнить, доказать, сделать вывод, обобщить, построить таблицу.
Но, к сожалению, там нет главного, что действительно определяет развитие: как научить ребенка по-разному смотреть на одно и то же, отвечать на нестандартные вопросы, соотносить свои знания с вопросами, которые формулируются каждый раз по-новому, каждый раз замечать что-то неожиданное в привычных предметах, видеть связи между разными предметами.

За счет чего удается повысить у детей учебную мотивацию?

Особенность моего учебника состоит еще и в том, что мы занимаемся коррекцией мотивации к обучению, то есть в нем реализован принцип добровольного учебного действия. Там огромное количество факультативных, добровольных заданий. И даже основные задания представлены как добровольные.
Мы рассчитывали все, вплоть до того что включали специальные эмоциональные слова для создания такого эмоционального тонуса, чтобы ребята с охотой выполняли все задания. Мы сами такого не ожидали. Оказалось, что практически 100% детей выполняют все задания, которые начинаются со слов «если хочешь, если можешь, если есть настроение, если не слишком устал, если тебе нравится».
Более того, это привело к уменьшению порога утомляемости детей. Поскольку когда ты делаешь задание и знаешь, что можешь остановиться в любой момент, даже не дописав до точки, то ты не устаешь, а если устаешь, то не так быстро. Единственным мотивом обучения становится интерес, можно даже сказать — интеллектуальное удовольствие, наслаждение, которое ребенок испытывает от процесса обучения.
Дело здесь совсем не в том, что в учебнике много различных веселых персонажей, — это просто форма, которую можно наполнить самым серьезным содержанием. Тогда ребенок получает удовольствие именно от процесса познания, которое происходит в такой форме. В результате многие дети даже просят проводить с ними дополнительные уроки русского языка.

Почему ваши учебники так нравятся детям?

Наши учебники — красочные, занимательные и веселые. К сожалению, часто бывает так, что когда видят учебники, где много смешного, много шуток, юмора, сказок, стихов и картинок, то считают, что научности там мало. Здесь действует определенный стереотип: раз это несерьезно, то это примитивно, упрощенно.
На самом деле объем учебного материала в наших учебниках колоссальный. Я имею в виду глубину проникновения в конкретные темы. Мы даем детям очень серьезный материал, вплоть до некоторых элементов чуть ли не вузовской программы, но в занимательной и доступной для них форме.
Мы стараемся все время «держать открытыми» эмоциональные каналы ребенка. Ведь если они «захлопнутся», то он многое не услышит, не поймет. Зато любой достаточно сложный материал, преподнесенный в доступной, прозрачной, ясной, естественной для ребенка форме, воспринимается просто и осмысленно.

Насколько я знаю, это первая попытка создать «двуполушарные» учебники, за счет чего появился шанс успешного обучения даже у левшей. Так ли это?

Да, безусловно. Ведь человеческий мозг имеет два полушария. Одно из них связано с логическим началом, а другое — с образным, художественным. Путь к гармонии лежит через слияние обоих начал. Но сложилась парадоксальная ситуация: все школьные учебники апеллируют практически только к логическому мышлению, только к левому полушарию.
Правое полушарие мозга, которое имеет колоссальные возможности, используют не более чем на 10%. Хотя так важно и так естественно задействовать в процессе обучения «на равных», параллельно оба полушария мозга! И вот родилась идея, которая поначалу казалась почти фантастической, — органично соединить в учебнике два подхода: логический и ассоциативно-образный.

Каким образом вам удалось реализовать эту идею?

Мы попытались рассмотреть каждую тему, каждое понятие как бы «в свете двух прожекторов», поместить их в точку пересечения двух лучей — логического и образного. Учебный материал обращен и к логике и к образному мышлению. Тогда возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать стереоскопическим эффектом. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются. Причем в выигрыше оказываются и «левополушарные» дети: ведь они тоже обделены школьным обучением, которое эксплуатирует то, что они умеют, и почти не помогает им расширить свои возможности и «увидеть» мир правым полушарием мозга...

Это принципиально новая методика?

Да, хотя мы чаще говорим «другая» методика. Я сейчас поясню. Логическая основа изучения языка разрабатывалась в течение столетий. На этом пути у школы огромный опыт.
Ассоциативная методика — дело все еще новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает вхождение в тему через художественный образ, а значит, обращение к словесной и графической метафоре. Другими словами, необходимы образ-слово и образ-картинка.
Что же касается органичного соединения двух подходов (логического и эмоционально-образного), то по сути оно действительно рождает качественно новую методику. Условно мы назвали ее адаптивной, поскольку она помогает каждому ученику более гармонично и адекватно воспринимать окружающий мир, максимально адаптироваться к процессу обучения.

С какой реакцией на ваши учебники вам чаще всего приходится сталкиваться?

Реакция бывает разная, но только не безразличие, и это меня очень радует. Это значит, что учебники состоялись. Интересно, что очень многие люди видят в них пересечение разных направлений, о которых мы даже не думали, создавая эти учебники.
Нам пишут, например, из школ Монтессори, из Центра лечебной педагогики, пишут те, кто занимается развитием креативного мышления, психиатры, нейрофизиологи, которых волнует судьба правополушарных детей. Мы и не подозревали, что у нас столько единомышленников.

Вы все время говорите «в наших учебниках», «когда мы создавали учебники»... Кто это «мы»?

Мне бесконечно повезло: вместе со мной работает самый талантливый иллюстратор детской книги из всех, кого я знаю, автор экспериментальной программы развития детского творчества — Лариса Вениаминовна Вольницкая. Она не просто художник, а художник-интерпретатор. Без ее солнечной фантазии и удивительного дара в каждом рисунке играть с ребенком не было бы этого учебника.
Ассоциативная интерпретация — очень тонкая вещь, и я благодарна судьбе за такой подарок. Нет ничего дороже понимания. А еще рядом с нами все время был Максим Толстокоров, наш макетировщик и дизайнер, — тоже фантастически талантливый человек.

На каких детей рассчитаны ваши учебники?

Эти учебники для всех без исключения. По ним могут учиться как дети с преобладанием логического мышления, так и дети с преобладанием образного мышления; вундеркинды; обычные дети; дети с задержкой интеллектуального развития.
В нашей методике заложена идея вариативности. Наш учебник как бы совмещает несколько учебников, или, другими словами, он многослойный, многоуровневый — разный для разных учеников. При этом учебник должен стать развивающим для каждого из них.

Как вписываются в грядущую школьную реформу ваши «двуполушарные» учебники?

Реформа сделала двуполушарный подход еще более актуальным. Совершенно очевидно, что чем младше ребенок, идущий в школу, тем важнее наглядность, образность, любые элементы, работающие на правое полушарие.
Достаточно сказать, что мы использовали специальные приемы, позволяющие держать эмоциональные каналы ребенка все время открытыми, чтобы восприятие было глубоким и емким, а усвоение прочным. В семь лет это крайне важно, а в шесть без этого вообще нельзя учить качественно.

Так и хочется спросить: что же это за приемы?

Например, мы вводили в текст через определенные промежутки слова с эмоциональными значениями, которые не позволяют этим каналам «захлопнуться». Но это уже не объяснить в двух словах.
Я очень признательна вашей газете за предложение подробно рассказать о нашей методике и об учебниках. В них действительно много необычного. Одна только работа по развитию орфографической интуиции заслуживает отдельного разговора. А ведь есть еще и новый подход к орфографическому правилу, «другие» приемы запоминания словарных слов, абсолютно иная система развития речи, иные формы повторения, методическая наглядность внутри учебника и многое-многое другое.

Будем ждать ваших материалов. Но еще один вопрос прямо сейчас. Ваши учебники — экспериментальные. Где проходит эксперимент?

Всех мест я просто не знаю. На днях, например, звонили из города Балашихи Московской области. Оказывается, там есть классы, которые уже два года учатся по этим учебникам. Но прежде всего это — Санкт-Петербург, Гатчина, Петергоф, Тихвин, Таганрог, Карелия, Вологда и Вологодская область. Есть несколько школ в Москве.
Для обучения я провожу семинары, где мы подробно, с учебниками в руках моделируем уроки, разбираемся в материале, учимся новой методике.
Кроме того, к учебникам есть методички. Но они не представляют собой классические разработки уроков, потому что эти учебники рассчитаны на творческого учителя. Это рекомендации, которые рассказывают, как максимально использовать каждый фрагмент учебника для разных детей.

Все ли в вашей работе складывается так, как вам бы хотелось?

К сожалению, далеко не всегда. При громадном спросе на учебники есть большие проблемы с их переизданием, выпуском новых. Приходит очень много писем от людей, которые хотят работать по нашей методике, но, к сожалению, не могут найти учебников. Это письма из Твери, Тамбова, Самары, Тюмени, Коврова, Новомосковска, Тольятти, Новосибирской области.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА