Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОДАРКИ ПО КРУГУ

Арт-терапия взаимоотношений

Черти не мелом, а любовью.

В. Хлебников

— Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? — спросили как-то у школьников.
— Может, если поймет проблему так же, как ребенок, — был ответ.
Вспоминается история про кафе «Гулливер». Вся мебель там была такой огромной, что даже самый высокий человек, сидя на стуле, не доставал ногами до пола. Трудно было дотянуться до края стола, а разглядеть потолок и вовсе не удавалось — так он был далеко. Люди чувствовали себя неуверенными, беззащитными и вскоре перестали ходить в кафе. Они не хотели быть маленькими. Вывод напрашивается сам собой — взрослым стоит почаще вспоминать, как это — быть детьми.
Проблемы понимания и взаимопонимания актуальны в любом возрасте. Ведь потребность в изменении структуры своего мироощущения, образа «Я», системы отношений с другими людьми в реальной жизни появляется у человека довольно часто.
Описанная ниже методика арт-терапевтического занятия может с успехом использоваться как в работе с детьми, так и со взрослыми. Творчество, общение, межличностное взаимодействие создают условия для реализации потребности человека в признании, поощрении; для личностного роста, самопринятия, самовыражения.
Арт-терапевтические занятия дают хорошие результаты в процессе коррекции взаимоотношений в педагогическом коллективе.

 

 

 

Общие замечания

Число участников 10—12 человек.
Круг из стульев, в центре которого на полу лист ватмана; рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Лист ватмана большого формата, листы плотной бумаги или картона формата А4, клей, пластилин, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный материал (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки и т.п.).

Этап 1. Настрой

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. (Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.)
Ведущий. Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих или самому себе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием. Дарить можно на время или насовсем.
Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана (до окончания этого этапа).
Приведу примеры «подарков» взрослых.
Шишка сосны со словами: «Дарю всем участникам занятия. Пусть это будет символ последней набитой в жизни шишки».
Кленовый лист, который сопровождался поэтической строкой: «Я — желтый лист, в тебя влюбленный. Я — желтый лист, а ты — зеленый».
Капелька воды на листе бумаги — радость, предназначенная для всех присутствующих.
Одна из студенток показала блестящую бусинку, сказав при этом, что это — одиночество, которого никому на свете не желает, поэтому вынуждена оставить себе.
Бывает, что ребенку трудно расстаться с какими-либо предметами (цветными стеклышками, ракушками и т.п.), поэтому он делает подарок самому себе. Нельзя упрекать человека в жадности, если тот не хочет отдать что-либо в общее пользование. Добро не стоит искать посредством принуждения. Тем более что к концу занятия такие дети, «заражаясь» общей альтруистической атмосферой, с удовольствием предлагают использовать их «сокровища» в создании композиций. А это уже поступок!
Ведущий. Попробуйте из подарков-символов на листе бумаги сделать композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет.
Это задание может выполняться несколько раз по желанию участников.
Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции. Как реагируют те, чьи подарки отвергнуты.

Этап 2. Индивидуальная работа

Ведущий. Займите места за столами для индивидуальной работы.
На листе плотной бумаги сделайте композицию из природного материала, придумайте сюжет и название. Не забывайте, что подарки можно брать только с разрешения. Относитесь к ним бережно. Наряду с природным материалом используйте другие предметы, краски, пластилин, клей — все, что необходимо для создания задуманной композиции.
Е
сли в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, то они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков. А для индивидуальной работы используют новые материалы.

Этап 3. Вербализация и рефлексивный анализ

Участникам предлагается разложить работы на полу внутри круга, а самим занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции (название, сюжет). Описывает чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники группы могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе задача ведущего — поддерживать в группе заинтересованность и проявление эмпатии.
Предложу еще один вариант проведения этапа вербализации.
После того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль.
В этом варианте отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.

Этап 4. Заключительный

Участники дарят друг другу свои композиции с самыми добрыми пожеланиями. Ведущему необходимо проследить, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. Если такое случилось, то ведущий может попросить их для себя или сделать из них выставку. Понятно, что многие композиции невозможно унести или долго хранить из-за хрупкости природного материала, размера и других причин. Главное, чтобы никто из участников арт-терапии не присутствовал при уничтожении работ.


Данная техника проявляет удивительные ассоциации: капелька воды — символ детской слезы, шишка — символ судьбы, прозрачное стеклышко — символ правды, мутное — символ лжи, разноцветные листья — годы, раковина улитки — тайна, кристаллы соли — покаяние, парашютики одуванчика — детство, плотный колос пшеницы — верность, корни травинки — дружба и др.
Ассоциативное мышление, фантазия, творческие способности человека ярко проявляются в его композициях. Покажу это на примере некоторых работ студентов педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.
Композиция «Закат» выполнена в виде озера, на котором среди цветущих кувшинок плавает красивый белый лебедь. Это последний день жизни прекрасной птицы. Смотрит лебедь на свое отражение в воде и думает, что совсем еще не выглядит старым, что еще бы пожить, да вот подняться в небо вместе с другими он уже не может. А рыбы из воды любуются умирающей птицей и перешептываются: «Вот бы каждому так — дожить до старости и сохранить свои перья белоснежными».
«Пленница» — рисунок красной розы, с лепестков которой капает печаль. Поверх рисунка укреплены ветки растения с острыми крупными шипами. Свою композицию студентка комментировать не захотела. Было видно, что она очень взволнована и с трудом сдерживает слезы. Другие участники группы решили помочь «Пленнице» и сделали серию композиций, на последней из которых роза возвышалась над колючими ветками, а рядом «вырос» еще один гордый и сильный цветок.
Отмечу, что рисунок этих «освобожденных» роз студентка бережно носила в тетрадке до конца учебного года.
«Что было? Что есть? Что будет?» В этой композиции прошлое — в виде старых сухих растений. Настоящее — река с соснами на берегу. Будущее — зерна кукурузы на желтом фоне, как символ надежды.
«Такая разная жизнь», «Полосатая жизнь» — эти работы по сюжету сходны с предыдущей.
«Одиночество» — пронзительно-яркая звезда в ночи.
«Судьба» — торговец веерами посылает ветры добрые и злые. Сколько тех и других будет в жизни?
«Дар» — дорога, в конце которой чаша для жертвоприношений, а затем — рог изобилия. Основная идея композиции — отдать, прежде чем получить.
В этой технике ярко проявляется и «Я-концепция» человека, особенности самопринятия. Так, например, многие учителя (студенты-заочники), приступая к выполнению задания, заранее просят их извинить за возможную неудачу: «Простите, но я не умею рисовать; у меня нет творческих способностей; не смогу придумать сюжет, историю...» и т.п. Тем самым они изначально занижают самооценку и программируют себя на неуспех.
А ведь «Нарисуй ангела, и он появится»! (В. Каппони и Т. Новак)
Итак, на арт-терапевтическом занятии важно создавать ситуации успеха, формировать положительное отношение к результатам деятельности и друг к другу. Известно, что поведение человека проще и эффективнее регулировать поощрениями, нежели наказаниями. В арт-терапии принят запрет на все виды наказующих действий. Так что чертите любовью...

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии младшего школьника
Ульяновского государственного педагогического университета

Спонсор публикации статьи: сайт о рыбалке Video-Fish.ru. Вам больше не придется вводить в поисковые системы интернета такой запрос, как «рыбалка видео», теперь достаточно посетить сайт Video-Fish.ru, чтобы найти большую подборку видеоматериалов и передач про рыбалку на реке или озере. Представленные на сайте фильмы и материалы, расскажут про ловлю окуня, хариуса или карася, позволят узнать, как правильно ставить сеть, рыбачить на лодке или из проруби, и о многом другом. Все видеофильмы разбиты на соответствующие категории, что позволит с легкостью найти любимую передачу.