Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2000

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС ЖИВОЙ НАУКИ

Вы знаете, почему сосиска будет вкуснее, если ее начинать варить в уже кипящей воде? Почему сапожный крем блестит только после того, как его начистить щеткой? Отчего мокрые пятна на полотенце кажутся более темными, а на просвет — наоборот, более светлыми? Что заставляет облака собираться над горами? Как изменится температура в закрытой кухне, если в ней оставить включенный холодильник с открытой дверцей?
Ответить на эти вопросы должен бы каждый, кто изучал в школе физику, химию и биологию. Но, увы, большинство из нас проходило не эти науки, а мимо них. Да и остальные школьные предметы тоже не очень-то задержались в наших головах после выпускных экзаменов. Многие ли могут написать родителям письмо на грамотном русском языке? А увидеть в сегодняшней тарифной сетке следы реформ Петра Первого почти трехсотлетней давности? А ведь с тех пор даже число разрядов мало изменилось!
Может быть, мы плохо учились? Да вроде нет. Но даже тогдашние отличники теперь смущенно разводят руками, когда их дети просят объяснить, почему летает железный самолет.
Массовое забывание материала школьной программы, выходящего за рамки профессиональных интересов, явно нельзя объяснить нерадивостью школьников. Впрочем, в учителей тоже камень бросить трудно: в большинстве своем это энтузиасты, искренне любящие свой предмет и всеми силами старающиеся донести его до учеников. В чем же дело?
Об этом педагогическая, да и обычная пресса писала не раз, но не грех и повториться, тем более что реформы идут (или уже нет?), а проблема остается. Наших детей сегодня, как нас с вами когда-то, перегружают специальными знаниями, оторванными от жизни, представляя школьные предметы как системы абстрактных понятий. Каждый курс построен так, чтобы подготовить специалиста: физика преподается в объеме требований для поступающих в технический вуз, история — в гуманитарный и так далее. В результате наше общее образование парадоксальным образом становится конгломератом нескольких специальных.
Мысль эта, конечно, не оригинальна. Но актуальна. И актуальна для нас с вами особенно, потому что на глазах в школе появляется новый предмет — психология. Многие из читателей «Школьного психолога» преподают ее по собственноручно разработанным программам, появляются учебники, методички, некоторые энтузиасты даже пытаются официально внедрить психологию в школьную программу через министерство образования.
И тут не дай бог пойти по пути коллег физиков и лириков, превратив пока живую психологию в академическую дисциплину, основанную на абстрактных понятиях и изучающую отвлеченные конструкции. Наука о жизни обязана быть живой. Лучше обойтись без нудных лекций, без заранее заданных ответов, без контрольных, да и без двоек, а то засушим, как все остальное! Не учить домашние задания, а искать варианты, не оценивать ответ одноклассника, а сопереживать и сочувствовать, не выслушивать нравоучения, а учиться разбираться в себе самом, не запоминать, а придумывать... Одним словом, жить, а не учиться.
Если не мы, то кто же, если не сейчас, то когда?

Марк САРТАН