Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2000

НАШИ ДЕТИ

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПУТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Знание ценностей и жизненных целей современного подростка важно для педагогов, психологов, родителей, так как позволяет в какой-то степени «заглянуть» в душу ребенка, узнать, о чем он мечтает, к чему стремится в жизни и как планирует свое будущее. Поэтому классному руководителю, принимающему новый коллектив учащихся, педагогам, начинающим работу в данном классе, да и всем остальным учителям, а также родителям было бы полезно иметь первичную информацию о желаниях и стремлениях детей. Опираясь на нее, можно найти точки соприкосновения с подростками, построить совместную воспитательную и учебную работу.

Эта информация, кстати, интересна и для старшеклассников. В ходе тактичного и заинтересованного обсуждения значимых ценностей учащиеся задумываются о своем прошлом, настоящем и будущем, переосмысливают свои жизненные цели, больше узнают об интересах и стремлениях сверстников. А это в свою очередь при благоприятных условиях приводит к взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива, сближению и солидарности.

Автор данной статьи получил социальный заказ от классных руководителей старших классов и администрации — помочь им определить наиболее значимые для подростков ценности. Для диагностики была выбрана методика «К чему люди стремятся в жизни?» («Школьный психолог, № 15, 1999 г., статья Ирины Артюховой «Хорошо ли вот так?»). Детям предлагался список из 18 ценностей, которые они должны были проранжировать по степени значимости для себя.

Исследование проводилось на выборке старшеклассников двух школ нашего района (31 испытуемый — 14 юношей и 17 девушек). Данные обрабатывались в целом по выборке и отдельно для мальчиков и девочек.

Результаты диагностики показали, что наиболее значимыми ценностями для учащихся 10—11-х классов являются (в порядке убывания): хорошее здоровье (14 опрошенных поставили эту ценность на 1-е место, 3 человека — на 2-е, 4 — на 3-е), счастливая семья (7, 3, 9), хорошее образование (4, 9, 5), дружба (2, 0, 2), хорошая работа, карьера (2, 2, 3), счастье близких людей (1, 4, 0).

Наименее важным для старших подростков являются: власть или положение в обществе, красивая одежда и ювелирные украшения, достижение славы, наука как познание нового, сохранение жизни и природы на Земле, благополучие государства.

В ходе обсуждения результатов со старшеклассниками выяснилось, что абсолютное большинство из них мечтают о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средство достижения этих целей.

Их выбор — это наиболее рациональные пути самоопределения. Главное для современных подростков — достижение успеха собственными силами с полным использованием своих интеллектуальных способностей.

Смею утверждать, не претендуя на истину в последней инстанции, что временное «забвение» большинством детей таких ценностей, как достижения в искусстве, музыке и спорте, уважение окружающих, самоуважение, уверенность в себе, экология, связано прежде всего с нестабильностью в обществе, идеология которого ориентирована на достижение материального благополучия (в ущерб духовности) и определенного социального статуса и положения в обществе.

У десятиклассников, кроме вышеназванных значимых ценностей, четвертую позицию занимает хороший дом, квартира, шестую — сохранение жизни и природы на Земле.

Несколько отличается выбор у юношей и девушек. У юношей 11-го класса на пятом месте по степени значимости находится такая ценность, как богатство и деньги. Десятиклассницы и выпускницы школ важными для себя считают также уверенность в себе и самоуважение (соответственно 5-е и 4-е места).

Такова общая картина иерархии ценностей опрошенных старшеклассников, которая, конечно же, не позволяет нам делать далеко идущие выводы. В дальнейшем необходимы более глубокая, разносторонняя обработка и анализ полученных данных, новые исследования.

Несмотря на это, мы можем сказать, что сумели выявить некоторые тенденции в формировании жизненных целей и стремлений подростков. Опираясь на них, учителя могут добиться взаимопонимания в общении, более эффективно вести учебную и профориентационную работу, разрешать конфликтные ситуации. Учет ценностей подростков поможет также психологу в консультационной работе с педагогами, в повышении учебной мотивации школьников.

Ильшат БАЙБУЛАТОВ,
педагог-психолог Федоровской средней школы
Хайбуллинского района,
Республика Башкортостан

Спонсор публикации статьи: интернет портал www.prohotel.ru – все о гостиничном бизнесе. На страницах проекта Вы найдете удобный сервис, который позволит найти гостиницы Санкт-Петербурга, и других городов по всему миру. Подробная информация об отелях, отзывы других отдыхающих и фотографии номеров, помогут определиться с выбором гостиницы, а система онлайн заказа позволит тут же забронировать номер. Так же на страницах портала Вы найдете гостиничные новости и сможете ознакомиться с предстоящими событиями и акциями, проводимыми отелями.