Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ВЕЛИКИ ЛИ ГЛАЗА У СТРАХА?

По мнению психофизиологов, зрачки у человека, когда он чего-то или кого-то боится, заметно расширяются. Значит, в буквальном смысле глаза — велики, что отражено и на пиктограмме эмоции страха. Это внешнее проявление вызвано серьезными изменениями физиологических процессов в организме. В какой-то мере ситуативный страх связан с инстинктом самосохранения. Однако, если это эмоциональное состояние становится патологическим и вызывает невротические отклонения в развитии личности, необходима специальная психотерапевтическая работа.

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. Одни из них имеют паллиативное, другие — лечебное назначение. В целом все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом; рисование страха; вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

Первичная диагностика эмоционально-аффективной сферы ребенка, как правило, осуществляется с помощью проективных рисуночных тестов и беседы по вопросам, например: «Скажи, пожалуйста, боишься ты или нет оставаться дома один (боишься ли заболеть, темноты, страшных снов, взрослых, сверстников, пожара, воров?)» Часто психологи используют форму анонимной анкеты с подобными вопросами для выявления у ребенка количества разнообразных страхов, что является показателем предневротического состояния.

Рассмотрим подробнее наиболее известные методы и приемы коррекции страхов. (См. список литературы в конце статьи.)

Согласно Е.И. Рогову, названные ниже коррекционные методики предназначены для работы со страхами, не связанными с нарушениями личностных отношений.

ИГРА СО СТРАХОМ

Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.
Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.

Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха

Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия.
Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития.

Эмоциональное переключение. Подражание и «заражение»

Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.
Полезен прием направленного фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»

Эмоциональные качели

Простейшим примером эмоциональных качелей (В.В. Лебединский) является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное).
Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.
Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.
Страх темноты и одиночества (Ф. Зимбардо) хорошо корректируется с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)
Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.

Куклотерапия

Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. После завершения кукольного спектакля ребенок испытывает облегчение и, как правило, освобождается от мучительного страха.
Использование сказочных персонажей (Т.А. Шишова) опирается на коллективное бессознательное. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др. Получается своеобразный театр, в котором под видом репетиций возможно многократное повторение лечебных сюжетов.
Для преодоления страха сказочных персонажей дети лепят из пластилина «Сказочный город» и его героев. Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый, испуганный, грозный с мечом, гордый от победы. Змей Горыныч: свирепый и жалкий (маленького размера).
Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.

Манипулирование предметом страха

Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).

Анатомирование страха

Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. Некоторые авторы советуют использовать прием привыкания (десенсибилизации), который уменьшает чувствительность к пугающему объекту. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.
Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными отношениями ребенка и породившими их причинами. Объяснение «анатомии» пугающего объекта позволяет осознать ранее непонятные, опасные свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.
Ненавязчиво объяснять природу страхов (Д. Бретт) помогают терапевтические истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх.
Использование познавательных процессов (Ф. Зимбардо) помогает и в борьбе с другими страхами (например, страхом выступления перед сверстниками, большой аудиторией и т.п.).

РИСОВАНИЕ СТРАХА

Это наиболее популярная методика. Она полезна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания их реализации.
В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный человек) предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли — о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности.
В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство, звезды, с которыми связаны легенды. В заключение полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь».

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАХА

Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора (Е. Соколова и др.). В них проявляется катарсическое реагирование на определенные эмоциональные трудности. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.
В коррекции страхов эффективна сказкотерапия — самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги).
Несомненно, в опыте психотерапевтической работы применяется и много других методов лечения этого серьезного эмоционального отклонения. В силу определенных причин некоторые из них используются редко. Среди них анималтерапия (дельфинотерапия) — система занятий с детьми посредством организации их общения с дельфинами.
Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов, прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ

Приведем пример протокола одного из коррекционных занятий, построенного на сочетании разнообразных приемов.
Форма работы — индивидуальная. Основная проблема шестилетнего мальчика Валеры — патологический страх любой высоты.
На первой встрече после этапа настроя психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобразить животное, которое чего-то боялось. Был предоставлен набор карандашей.

Рисунок 1.

Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу. Сказал, что он, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть.
Психолог предложил мальчику нарисовать цыпленка, который заболел. Далее ребенку сообщили, что для лечения необходимо хорошее лекарство. Но оно находится на самой верхней ступеньке лестницы.
После небольшой беседы о том, как жаль больного цыпленка, Валера решил, что петух поднимется по лестнице за лекарством. Причем это решение не вызвало у него внутреннего сопротивления. Хотя в самом начале рисования на предложение психолога просто попрыгать по ступенькам, как любят все петухи, мальчик ответил отказом, сказав, что видел в деревне домашних птиц, которые сидят на лестнице совсем близко к земле. Выяснилось, что в деревенском доме два этажа. Однако на второй этаж мальчик не поднимался, ведь там совсем неинтересно.
Задание нарисовать петуха, который теперь не боится.

Рисунок 2.

Валера нарисовал высотный четырнадцатиэтажный дом. На его крыше примостился петух из первого рисунка. На вопрос, что он там делает и как себя чувствует, мальчик дал следующий ответ:
— Ему хотелось узнать, как там наверху. Но теперь он боится взглянуть вниз и не может спуститься. А вообще-то петух рад, что залез на крышу.
Психолог предложил ребенку нарисовать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего полета». Так появилось изображение троллейбуса и детей, играющих в мяч. Далее Валера нарисовал лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу, только очень медленно и при маминой поддержке. На разных этажах дома ребенок поселяет родителей и близких родственников. Себя — в квартире на четвертом, маму — на третьем, а папу — на втором этаже. Затем, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку, он совершает воображаемый подъем в сопровождении мамы до восьмого этажа, на котором он поселил бабушку. Остальной путь вверх и вниз мальчик совершил самостоятельно (на рисунке — линии поперек ступенек лестницы). Игра ему понравилась, поэтому движение карандашом до четырнадцатого этажа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.

Рисунок 3.

Это мальчик, ему десять лет, зовут Саша (имя отца Валеры). Он радостный и счастливый от того, что забрался на самую крышу дома и кричит оттуда:
— Мама, я никогда не буду бояться высоты!
На просьбу психолога показать это, Валера залез на стул, встал во весь рост и громко и весело прокричал. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или в крайнем случае — стоять на коленях.) Затем ребенок с удовольствием несколько раз повторил, как происходили нарисованные им события.

Рисунок 4.

На следующем листе бумаги предлагалось вновь нарисовать высотный дом, где живет смелый мальчик.
Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, а не на четвертом, как раньше. Ему там очень нравится.
На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» и «цыпленка» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть страх этой «вершины» удалось только один раз после повторного воспроизведения победы смелого мальчика на рисунках.
В процессе игры использовались и другие приемы, повышающие смелость. Это были воображаемые зрители, которые с завистью и восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные смелые сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости. Таким образом, система методов: рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра — позволила в данном случае успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты.
Итак, благополучный конец придуманной ребенком истории придает ему уверенность. Надежда побеждает уныние и страх.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
доцент, старший научный сотрудник,

Наталья АКИМОВА,
студентка третьего курса,
Ульяновский государственный
педагогический университет


Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.
Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. СПб., 1996.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998, № 1, с. 32—37.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.
Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 77.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание. 1999, № 5, с. 65.

Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.