Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

ГИЛЬДИЯ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

«Вместо одномоментного отбора одаренных детей
необходимо направлять усилия на постепенный,
поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения».

Рабочая концепция одаренности

За окном май — заканчивается последняя школьная четверть. Это значит, что пора подводить итоги и строить планы на будущее. Одиннадцатиклассники заняты подготовкой к экзаменам — кто к выпускным, а кто уже и к вступительным. Будущие первоклассники неуверенно переступают порог школы — идет прием в первый класс. Однако важные изменения происходят в жизни не только выпускников и дошкольников.

Во многих городах существуют специализированные школы или гимназии с углубленным изучением математики, биологии, химии и т.д. Как правило, обучение в них (в отличие от языковых школ) начинается в среднем звене — с 5-го, 8-го или 9-го классов — и предполагает отбор детей.

Поступление в такую школу — серьезное испытание и для ребенка, и для его родителей. Ученики сдают экзамены по основным предметам, кто-то оказывается в числе счастливчиков, кто-то, увы, переживает серьезную неудачу. Если не поступает ребенок способный или проявляющий интерес к той или иной области знания, то он может разувериться в собственных силах, что, к сожалению, нередко ведет к образованию комплекса неполноценности. В то же время иногда в математическом или биологическом классе ученик оказывается случайно и далее по инерции учится без всякого интереса и ощутимого для себя результата. Напрашивается вопрос: а нельзя ли эту ситуацию как-то исправить? Можно. Вот об этом мне и хочется поговорить.

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО

Понимаю, что без отбора не обойтись, а иначе как комплектовать классы, когда число желающих значительно превышает реальные возможности школы. Поэтому, не меняя и тем более не отменяя систему приема в специализированные школы, можно реализовать психологический подход к проблеме отбора детей. Замечу, что психологическая задача диагностики уровня умственного развития ребенка с целью определить возможности его обучения в гимназии или школе решается не психологами, а педагогами. В специализированной школе и гимназии обучение ведется по программам повышенной сложности, ориентированным на детей с высокими умственными способностями, то есть на одаренных. Поэтому необходимо выявить одаренных детей, которые будут в состоянии учиться в данной школе. Согласитесь, что это — сугубо психологическая задача, требующая для своего решения психологических средств.

Обычная же процедура приема выглядит следующим образом: дети выполняют задания по ряду учебных предметов и зачисляются те, кто набрал необходимое количество баллов (напоминает ситуацию поступления в вуз). Психолог в этом либо никак не участвует, либо в лучшем случае проводит собеседование. К его мнению прислушиваются, только если он обнаруживает у ребенка какие-то нарушения психического развития. Беглого взгляда на ситуацию достаточно, чтобы понять, что ошибки заложены в самой системе набора детей в специализированные классы.

Осмелюсь предположить, что средством их исправления может выступить так называемый естественный отбор. Естественный отбор — понятие теории эволюции, а перенесение биологических закономерностей на процесс психического развития ребенка (биогенетический закон в психологии) получил в психологической науке обоснованную критику. Однако этот термин точно отражает содержательную сторону процесса. Естественный отбор в животном и растительном мире означает выживание умеющих приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. То же самое может происходить и в школе. В классе, весьма вероятно, окажутся дети с разными умственными способностями и интересами. Хорошо, если уставом школы заложена возможность перехода ребенка из одной школы в другую: это должно быть нормальным, а не исключительным событием.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ШАГ

По собственному опыту знаю, как трудно бывает объяснить родителям, что их ребенок не справляется с программой обучения в гимназии и в его же интересах обучаться по другой программе, которую он усвоит легче и лучше. Обычно перевод ребенка в соседнюю школу, ориентированную на традиционную программу, крайне болезнен. Понимаю переживания родителей, сочувствую детям, но думаю, что нужно найти силы и сделать решительный шаг. Выбор школы оказался неверным — не обязательно в силу отсутствия у ребенка соответствующих способностей, весьма вероятно, что у него другие интересы (не гуманитарные, а математические или наоборот). Пора научиться, в конце концов, воспринимать ребенка таким, каков он есть, а не каким нам — взрослым — хочется его видеть.

К сожалению, зачисление в гимназию часто расценивается родителями и детьми, с одной стороны, и педагогами — с другой, как событие, полностью определяющее их жизнь на ближайшие годы. Если ребенка приняли в гимназию или школу, то он должен ее окончить. Да не должен!

Предлагаемый метод естественного отбора как раз направлен на разрешение возникающих противоречий. Это нормально, если из класса уходят дети, которым трудно и неинтересно здесь учиться. В то же время целесообразен и оправдан обратный процесс: весьма вероятно, что кто-то захочет поступить в тот или иной класс уже после окончания приема, и хорошо, если у него будет такая возможность. Например, восьмиклассник обнаруживает недюжинные математические способности (успешное выступление на олимпиадах), а прием в математический класс уже закончился. Было бы неплохо, если бы администрация математической школы организовывала ежегодный весенний прием во все классы, а не только, например, в 8-й.

В условиях естественного отбора кто-то уходит, кто-то приходит. В результате в классе оказываются дети, способные справиться с программой. Думаю, что их можно назвать одаренными, ибо они проявили общие или специальные умственные способности.

ТРИ УСЛОВИЯ

Опираясь на собственный опыт работы и опыт коллег, можно выделить психологические условия организации в школе естественного отбора.

Первое — построение процесса обучения по программам повышенной сложности, созданным с учетом научных достижений в конкретной предметной области и возрастных особенностей усвоения. Как правило, такие программы имеются, и даже в нескольких вариантах. Однако далеко не всегда процесс трансляции знаний построен психологически грамотно, в результате дети испытывают трудности, но из этого нельзя делать вывод о несостоятельности ребенка. Только сочетание научного содержания и способа его изложения, учитывающего психологические закономерности усвоения, может быть рассмотрено в качестве необходимого условия построения процесса обучения в специализированной школе и гимназии.
В идеале психолог, знакомый с возрастными возможностями детей, должен помочь педагогу перевести изложение материала с научного языка на учебный, не упрощая при этом предметного содержания, ибо только «через ворота научных понятий» (Л.С. Выготский) возможна перестройка всей познавательной деятельности ребенка.

Второе — психологическое сопровождение детей. Школьный психолог не в состоянии работать индивидуально с каждым ребенком, но наблюдение за детьми на уроках, психологический анализ их ошибок в письменных работах, беседы с учителями направляют его внимание на исключительных, то есть чем-то выделяющихся детей. Это могут быть как выдающиеся ученики, демонстрирующие очень высокие достижения, так и испытывающие трудности в обучении.
Вовремя замеченные негативные отклонения либо поддаются коррекции, либо свидетельствуют о каком-то серьезном неблагополучии. Иногда от психолога требуется провести грамотное обследование состояния познавательных и личностных процессов с целью определения, какова причина трудностей и может ли ребенок обучаться в данной школе.

Третье — объективное проставление отметок. Личный опыт показывает, что довольно часто имеет место их завышение, в то время как «честные» отметки могут стать сигналом наличия у ребенка явных проблем. Если учитель видит, что ребенок не усваивает программу, но по привычке ставит ему хорошие отметки, то он не помогает ребенку, а лишь углубляет его трудности. Наличие большого числа неудовлетворительных отметок является достаточным основанием для рассмотрения вопроса о переводе ребенка в другую школу, где обучение ведется по традиционной программе. И дети и родители не должны бояться отметок, которые выступают в качестве лакмусовой бумажки успешности процесса школьного обучения.

Хорошо, если психолог находит возможность проанализировать систему проставления отметок и объяснить, почему нежелательно их завышение или занижение (хотя в отдельных случаях это бывает оправданным шагом).

ЦЕНА ОШИБКИ

Выделенные психологические условия хорошо «работают» в единстве, так как имеют отношение к разным сторонам одного и того же образовательного процесса: первое и третье — к организации, второе — к результату. Несоблюдение хотя бы одного из них значительно осложняет ход естественного отбора в условиях школьного обучения. У нас много действительно одаренных детей, и задача практических психологов, во-первых, уметь диагностировать одаренность и, во-вторых, сохранять и развивать ее.

Передо мной рабочая концепция одаренности, разработанная коллективом психологов (именно психологов, в то время как отбор ведется без их участия), в которой подчеркивается, что подход к одаренным детям должен быть комплексным, ибо ошибки стоят дорого. Одна из причин ошибок – недостаточное участие психологов. Предлагаемые мероприятия как раз призваны заполнить этот психологический вакуум. Система естественного отбора в процессе обучения направлена на создание комфортных условий для познавательного и личностного развития одаренных детей и представляется лишь одним из возможных направлений комплексной работы с одаренными детьми.

В заключение отмечу, что все изложенное не должно выглядеть голым теоретизированием, оторванным от реальной практики и основанным на анализе лишь научных публикаций. Автору известны школы, которые стараются работать с детьми в соответствии с предлагаемыми принципами. Администрация школы находит возможность сочетать организацию набора детей с последующим гибким естественным отбором. В результате в школе оказываются дети, которые могут и хотят учиться по программам повышенной сложности. Ежедневный поистине титанический труд учителей оплачивается искренней благодарностью со стороны учеников, получающих специальное (математическое, биологическое и т.д.) образование, и их родителей.

Марина СТЕПАНОВА,
факультет психологии МГУ,
психолог гимназии № 541,
г. Москва

Спонсор публикации статьи: зоосалон и интернет зоомагазин «Какаду». На страницах сайта «Какаду», который располагается по адресу http://www.zooinfo.ru, Вы найдете большой ассортимент товаров и кормов для домашних животных, а так же сможете прочесть полезные статьи и материалы, которые помогут правильно ухаживать за Вашими питомцами. Если Вы держите домашних рыбок или желаете их завести, то материалы, представленные на сайте зоосалона «Какаду», расскажут про аквариумистику, и помогут создать идеальные условия для жизни аквариумных рыбок. Воспользовавшись услугами интернет магазина, Вы сразу сможете найти и купить необходимое оборудование и аквариумы, которые гармонично впишутся в интерьер помещения. Опытные специалисты магазина дадут квалифицированную консультацию по любому интересующему Вас вопросу, а доставка покупки на дом, позволит совершить покупку, не покидая дома или офиса, экономя Ваше личное время.