Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2000

КРУГЛАЯ ДАТА

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕЗЕЛЛА

21 июня 1880 года родился Арнольд Гезелл, получивший известность как первый в мире «школьный психолог» (эту должность он занимал в 1915—1919 годах, будучи членом Совета по образованию штата Коннектикут).

Гезелл получил педагогическое и медицинское образование и затем более 30 лет работал в Йельской психоклинике, на основе которой позже был создан ныне хорошо известный Гезелловский институт детского развития. По сей день там изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования.

Значителен вклад Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им в 1920 году впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла», нашедшее применение во множестве отраслей вплоть до следственного дознания).

Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного («продольного», в отличие от «срезового») изучения психического развития детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением.

В последние годы жизни Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка, для того чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

В клинической практике широко применяется составленный Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Работы Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским, который назвал его концепцию «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как разновидность биологического, как приспособление к среде. Однако призыв Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли значения до сих пор.

Сергей СТЕПАНОВ

Спонсор публикации статьи: интернет магазин ювелирных изделий и часов «SkyDiamond». На страницах магазина Вы найдете богатый выбор сережек из золота и серебра, с драгоценными и полудрагоценными камнями, от крупнейших ювелирных заводов России и зарубежья. Подробнее ознакомиться с представленным ассортиментом и ценами на серьги можно здесь. Выгодные цены, помощь онлайн-консультанта, доставка товара на дом, всё это можно найти на сайте магазина www.SkyDiamond.ru