Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2000

ГИЛЬДИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

РОССИЯ

ХХ ВЕК

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Профессиональной ориентации не исполнилось еще и ста лет. Ее рождение связано с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале ХХ века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. В это же время появился новый раздел психологической науки — психология профессий.

В середине 20-х годов в СССР по западному образцу была создана советская психотехника, включающая и профориентацию. Однако, не просуществовав и десяти лет, она была запрещена. Ее лидер Исаак Нафтульевич Шпильрейн, получивший образование в университетах Гейдельберга и Лейпцига и занимавшийся в числе прочих проблемами профориентации и профотбора, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме и расстрелян в 1937 году.

И только в 70-х годах профессиональная ориентация в СССР была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Евгения Александровича Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Климовская классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Помните типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»? А популярную методику ДДО для выявления профессиональных интересов?

80-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.

Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР. Здесь учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работающие сейчас по всей стране.

Распад Советского Союза и изменение политики Российского государства в начале 90-х годов привели к тому, что проблема профориентации молодежи стала игнорироваться большинством государственных чиновников от образования. В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности.

Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договора с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы — словом, зарабатывать деньги.

В этих условиях развитие профориентационных ресурсов в России распределилось между несколькими организациями.

Санкт-Петебургский городской центр профориентации утратил роль научно-методического лидера, уступив ее Ярославскому областному центру профориентации «Ресурс». Именно «Ресурс» стал новой моделью организационно-методического обеспечения профориентации и психологической поддержки населения, заняв особое место в системе образования региона, став, по сути, во главе социально-психологической службы области. Центр известен своими публикациями, методическими разработками, учебно-методическими семинарами и интернет-сайтом «Психология образованию», расположенным по адресу http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/psih.

В Санкт-Петербургской городской службе занятости сформировалась сильная команда психологов под руководством Михаила Александровича Бендюкова и автора настоящей публикации, которые создали современную систему профориентации молодежи и взрослых людей, включающую нормативные, организационные, кадровые и методические основы психологического профконсультирования; разработали новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; написали книги «Азбука профориентации», «Ищу работу», «Как стать профессионалом», «Ты и твоя профессия», «Твой компас на рынке труда» и другие; сняли видеофильмы для профориентации молодежи.

Получили широкое распространение активные игровые профориентационные методики, разработанные учеником Климова, известным московским психологом Николаем Сергеевичем Пряжниковым, сотрудником факультета психологии МГУ и научным консультантом Московской областной службы занятости. Книга Пряжникова «Профессиональное и личностное самоопределение», содержащая оригинальные теоретические и методические разработки в области профконсультирования, стала бестселлером среди профконсультантов.

Нельзя не отметить первый и пока единственный в русскоязычном Интернете сайт «Профориентация. Образование. Занятость», созданный директором департамента профориентации Балтийского Академического Центра управления, бизнеса и права Александром Юрьевичем Кобзовым. Этот сайт содержит описание сотен профессий, данные о профессиональных образовательных учреждениях России, возможность автоматизированного психологического профориентационного тестирования, большое количество интересной и полезной информации. Находится он по адресу http://career.ibl.ru.

При Комитете труда и занятости Правительства Москвы учрежден Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. Он хорошо оснащен и укомплектован высококвалифицированными кадрами. Центр обслуживает безработных и профконсультантов Московской службы занятости, проводит конференции по профориентации, издает качественный научно-методический журнал «Профессиональный потенциал», электронные версии которого размещены на сайте по адресу http://www.prof.labor.ru.

Итак, мы видим несомненный теоретический и методический прогресс в российской профориентации. А как обстоят дела с организацией и практикой? К сожалению, приходится признать, что для миллионов молодых и взрослых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Парадокс: часто нужно стать безработным, чтобы получить профориентационную помощь. Где сегодняшний школьник может получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать свой профессиональный путь? Да, в Москве, Петербурге, Ярославле, Омске и некоторых других городах центры профориентации работают, и, обратившись туда, можно получить квалифицированную помощь. Да, в некоторых районных центрах занятости работают профконсультанты, которые тоже могут помочь, хотя им это сделать сложнее по причине большого потока безработных. Да, встречаются психологи, работающие в коммерческих фирмах, которые не откажутся провести тестирование, консультацию или тренинг за определенную сумму. Но не капля ли это в море?

А что же психолого-педагогические и медико-социальные центры? А школы? Ведь именно в них работает наибольшее количество психологов. Казалось бы, именно те психологи, которые находятся рядом со школьниками, могут оказать наиболее эффективную помощь в выборе профессии и подготовке к будущему профессиональному образованию и дальнейшей трудовой деятельности. Кроме того, они могут помогать в профориентации не только тем, кто к ним обратился, но и тем, кто в этом нуждается. А ведь это — не одно и то же. Но не все так просто.

Во-первых, у педагогов-психологов образовательных учреждений и без профориентации достаточно много забот и обязанностей, связанных с текущими школьными делами. И далеко не всегда школьные психологи могут уделять время профконсультациям и занятиям по выбору профессии.

Во-вторых, педагоги-психологи в большинстве своем имеют лишь формальные обязанности заниматься профориентацией. Практически никто с них этого не требует, и вообще никто в образовании за профориентацию не отвечает. Конечно, некоторые школьные психологи все-таки проводят профориентационные консультации и занятия, но это делается либо по их собственной инициативе, либо по инициативе администрации отдельных образовательных учреждений. То есть профориентация в школах держится исключительно на энтузиазме некоторых психологов, завучей и директоров.

В-третьих, в большинстве случаев педагоги-психологи не обеспечены необходимыми средствами, методиками и информационными материалами, которые потребны для полноценной профориентации. Ведь для хорошего профориентационного курса нужны компьютеры, специальные компьютерные программы, Интернет, психологические тесты, профессиограммы, справочники по учебным заведениям, информация о рабочих местах, литература, видеофильмы. Не существует также и современных программ проведения подобных занятий со школьниками, особенно практических профориентационных программ с элементами тренинга.

В результате практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. В условиях, между прочим, жесткой конкуренции. В условиях, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности.

Кто-то может подумать, что профориентацией, подготовкой к труду, решением проблем поиска работы и трудоустройства должны заниматься профессиональные учебные заведения. Я, однако, уверяю, что почти ни один директор профессионального лицея или колледжа, ни один ректор университета или академии непосредственно не заинтересован в эффективном трудоустройстве и успешной карьере своих выпускников. В таком случае к чему же они стремятся? Каждый руководитель учреждения профессионального образования прежде всего заинтересован в том, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов. Ведь благосостояние учреждения, финансирование, количество преподавательских ставок зависит не от того, сколько выпускников найдут работу по специальности, а от того, сколько студентов принято на обучение.

Поэтому количество и состав специальностей, по которым готовит людей наша система профессионального образования, соответствует не спросу на эти специальности на рынке труда, а популярности этих специальностей среди населения. Или, может быть, вы действительно верите, что нам требуется столько менеджеров, экономистов, бухгалтеров, секретарей, банковских служащих, журналистов, модельеров, актеров, косметологов, парикмахеров, музыкантов?

Итак, можно сделать вывод – профориентация в нашей стране находится в критическом состоянии.

С одной стороны, необходимость проведения качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается теми чиновниками и специалистами, которые вынуждены заниматься трудовыми ресурсами. Не случайно при образовании в России нового Министерства труда и социального развития, в которое вошла Федеральная государственная служба занятости населения, Постановлением №1, утвержденным этим министерством 27 сентября 1996 года, было «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству. Именно молодые люди, особенно нуждающиеся в квалифицированной помощи при выборе профессии, чаще всего не могут ее получить.

Оказалось, что будущая профессиональная судьба школьников меньше всего интересует руководство системы образования. В качестве примера приведу слова одной из сотрудниц Комитета по образованию Санкт-Петербурга на «круглом столе» секции психологии петербургского Дома ученых, посвященном развитию профориентации. Она сказала: «Профориентация нам не нужна, потому что рынка труда у нас нет». Это было сказано чиновником, курирующим профориентационную работу в трехмиллионном городе. Мне это напомнило один из тех знаменитых телемостов между российскими и американскими телезрителями, проводившихся Владимиром Познером, на котором одна из наших соотечественниц заявила, что «секса у нас нет».

Кстати, а как обстоят дела с профориентацией у «них»? Оказывается, термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова на Западе не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы. Достаточно сказать, что курс Career Development, включенный в американскую систему образования, проводится в возрасте от 5 до 14 лет, направлен на самопознание, знакомство с профессиями и возможностями образования, планирование карьеры. Каждый колледж и университет имеет в своей структуре целый отдел или центр Career Development.

В 1994 году Конгресс США принял Акт, который был назван «School-to-Work» («Школа — работе»). В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образования:

  • на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере;

  • на обучение навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда;

  • на объединение академических и профессионально-технических знаний;

  • на формирование у школьников личных целей и планов собственной карьеры;

  • на связь между образовательными учреждениями и предприятиями;

  • на обеспечение преемственности образования и занятости;

  • на сокращение безработицы, особенно среди молодежи;

  • на заблаговременный выбор будущего рабочего места.

В программу Career Development входят: перечисление необходимых знаний для достижения карьеры по всем академическим предметам, встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы, использование специальных центров карьеры, поддержка выпускников после окончания учебного заведения.

В качестве базовой в Career Development используется популярная на Западе теория и методика американского психолога Джона Голланда, основанная на выделении шести типов профессиональной направленности личности: реалистичного, интеллектуального, артистического, социального, предпринимательского и конвенционального. Ведущим направлением психологического профконсультирования является конструктивизм.

Однако о чем это мы? Кажется, отклонились от темы... Не вернуться ли нам на нашу грешную землю? Может быть, мы так и останемся сырьевым придатком более развитых стран? Каждый ответит на этот вопрос по-своему.

Мне хочется верить, что развитие профориентации, которым я занимаюсь и буду заниматься в дальнейшем, послужит одним из факторов нашего общественного развития. Кто еще поможет молодым людям начать свой профессиональный путь? Кто сделает это кроме нас — профессионально заинтересованных и квалифицированных психологов школ и вузов, ППМС-центров, центров профориентации и центров занятости?

Этот мотив стал основным для создания в 1998 году секции профориентации и профконсультирования в рамках Санкт-Петербургской ассоциации тренинга и психотерапии.

Целями секции являются:

  • популяризация и распространение знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры;

  • профессиональное общение и развитие специалистов, обмен опытом, взаимная помощь, реализация профессиональных возможностей специалистов-профконсультантов;

  • знакомство с классическими и современными теориями и методами профконсультирования;

  • разработка новых, развитие и адаптация имеющихся методик профконсультирования;

  • разработка стандартов и критериев качества деятельности профконсультантов;

  • обсуждение профессиональных и этических проблем в работе профконсультантов;

  • налаживание деловых связей с лицами и организациями, заинтересованными в развитии и использовании профессионально-психологических знаний.

Секция включает следующие направления работы:

  • информационное — поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях, рабочих местах, лицах и организациях, оказывающих профконсультационные услуги, на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета;

  • профессиографическое — создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности;

  • диагностическое — разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов, анализ и сравнение имеющихся психологических тестов, компьютерных программ и автоматизированных диагностических экспертных систем оценки профессиональной пригодности;

  • консультационное — поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры, разработка, апробация и внедрение профориентационных программ для работы с учащимися и выпускниками школ, абитуриентами, студентами и выпускниками профессиональных учебных заведений, безработными, инвалидами и другими категориями населения;

  • образовательное — изучение психологических факторов эффективности профессионального обучения, развития профессиональных интересов и способностей в процессе реализации различных образовательных программ, профессионализации человека;

  • кадровое — изучение психологических аспектов кадровой работы: описание требований должности к психологическим качествам человека, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников в соответствии с должностными обязанностями, учет содержания и условий деятельности, личных качеств и взаимоотношений работников при проектировании рабочего места и штатной структуры, управлении мотивацией, планировании карьеры и т.п.;

  • гигиеническое — перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.

Я приглашаю заинтересованных коллег к продолжению обсуждения проблемы профориентации молодежи на страницах газеты «Школьный психолог». Мне можно писать по электронной почте E-mail: ils@spb.cityline.ru или по обычной почте на адрес: 198005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19, Институт практической психологии «ИМАТОН».

Игорь СОЛОМИН,
Институт практической
психологии «ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург