Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ

Продолжение. Начало см. № 29, 2000

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(продолжение)

Субъективность взаимодействия
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — эта фраза во многом не лишена смысла. Наша задача — научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.

Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.

Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.

Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.

Нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.

Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

Последовательность во взаимоотношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Например, вы советуете ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.
Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

Позитивность взаимодействия
Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания». Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негативного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки.
Позитивность взаимодействия предполагает следующее.

Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).

Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария.
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).

Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.

Привлекательная альтернативность
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.
Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
При работе с подростком можно использовать стратегию «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.

1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.
3. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4. Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.

Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Так, во время одной из лагерных смен для «трудных» подростков выявился «ночной житель» — подросток, который долго не засыпал сам и «заводил» отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Исследование возможностей психологической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психотерапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.

Системность
При оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.
Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Превентивность
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Умеешь ошибиться,
умей и поправиться.

Русская народная пословица

Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции.
Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным поведением является психологическое консультирование.
Основные характеристики данной работы идентичны характеристикам психологического консультирования других категорий подростков (см. табл. 1).
Психологическое консультирование — это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются прежде всего необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.
Мы выделяем ряд типичных этапов (или блоков) психологического консультирования. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап, однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Так, иногда, продвинувшись в поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.
Соблюдение правила субъектности предполагает, что консультируемый подросток активен, он самостоятельно разрешает собственные затруднения, но с помощью консультанта. В связи с этим мы сочли важным рассмотреть задачи, решаемые на разных этапах как консультируемым, так и консультантом (см. табл. 2).

Таблица 1

Основные характеристики психологического консультирования

Назначение

Психологическое обеспечение консультируемому оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации его ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений

Предмет

Внутренний психологический мир: самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т.д.

Условия использования

Желание консультироваться, то есть получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации

Основные принципы

Гуманность, позитивность, адекватность, системность, реалистичность, гибкость

Характер

Совместная деятельность психолога-консультанта и ребенка, направленная на достижение той или иной цели

Цель

Разрешение актуальных личностных, жизненных, социальных трудностей ребенка за счет преодоления психологических затруднений

Профессиональные
(психологические)
задачи

Обусловлены поставленной целью, индивидуальными особенностями ребенка (в том числе уровнем и характером девиации)

Результат

Изменение внутреннего психологического мира консультируемого, способствующее адаптации и самореализации последнего. В качестве конкретных результатов могут выступать: повышение информационности; понимание причин затруднений; отреагирование накопившегося напряжения; выработка нового взгляда на себя и ситуацию; поиск и актуализация собственных ресурсов; изменение самооценки, самоуважение; освоение новых способов поведения и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов; разрушение негативных установок и норм поведения; формирование новых целей, ценностей, перспектив

Таблица 2

Основные этапы (блоки)

Решаемые задачи

Консультируемый

Консультант

Подготовка

фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других);
решение обратиться к психологу

настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов);
выбор времени, подготовка места

Установление контакта и построение доверительного диалога

возникновение доверия;
уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы

достижение согласованной позиций;
распределение ролей (Я... Ты... Мы...);
поддержание доверительного диалога

Исследование ситуации

анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, выявление предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения

содействие клиенту в анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди и др.);
выявление и анализ предмета работы;
профессиональный разбор факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики консультируемого;
выделение позитивного «плацдарма» — основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения

Постановка цели

формулирование желаемого результата («Я хочу...»), его уточнение и обоснование («Я действительно этого хочу, так как...»)

содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий;
оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели

Поиск решений

выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости

помощь в организации поиска решения;
активизация консультируемого, влияние на его позицию

Подведение итогов

сравнение полученного результата с планируемым, планирование дальнейших шагов и действий;
позитивное программирование на реализацию намеченных шагов («Я верю, что смогу добиться желаемого результата...»)

выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому;
помощь в создании позитивного настроя на дальнейшую реализацию решения;
выход из контакта

Ирина КУЗНЕЦОВА,
Ярославский государственный
педагогический университет

Публикация произведена при поддержке бюро переводов «Дружба Народов». Если Вам требуются услуги профессионального и быстрого перевода документов по выгодной цене, то обратившись в бюро переводов «Дружба Народов», Вы получите помощь опытных профессионалов, которые обеспечат высококачественный перевод на более чем 50 европейских и восточных языков. Подробнее ознакомиться с предложением и получить онлайн-консультацию можно на сайте бюро переводов «Дружба Народов», который располагается по адресу www.druzhbanarodov.com.ua