Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2000

ИГРОТЕКА

ТРИ ШАПКИ ВОПРОСОВ,

или Как оценить урок?

Учительница литературы для урока по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» подготовила следующие задания:

— Назовите «униженных и оскорбленных» в романе.
— Встречались ли мы с такими персонажами раньше?
— Найдите и прочитайте места, показывающие отношение автора к «униженным и оскорбленным».

Сами по себе вопросы, казалось бы, не вызывают сомнения в готовности учителя к уроку. Но уже первое запланированное задание не заинтересовало старшеклассников. В ответах они были лаконичны и равнодушны. Не реагируя на пассивность класса, учительница продолжала задавать вопросы, вытягивая из учеников запланированные ответы, не обращая внимания на насильственный характер такого «мертвого» общения.

Как можно оценить эту ситуацию.

Цель учителя — обеспечить видимость урока.

Реакция учеников — не откликаются, замкнуты, пассивны (не поднимают рук; неохотно перелистывают страницы; прячут глаза; те, кого вызывает учительница, встают с места очень медленно). Сопротивления учительница не замечала, так как формально дисциплина не нарушалась. Изобретательность учительнице не понадобилась, так как у нее не было нужды в общении с учениками.

Мы привели блиц-зарисовку самого обычного урока, на котором учительница не проявляла никакой живой заинтересованности в выявлении подлинных соображений учеников. Она говорила слова, не стремясь к взаимопониманию, не добиваясь его. Она предоставляла (и навязывала) инициативу ученикам, но только в очень узких рамках. Ученики в ее словах угадывали подтекст: «Вы можете ответить, но давайте только тот ответ, который я от вас жду!» Учителя действительно часто не ждут от детей, чтобы они высказывали собственное мнение («Ведь они еще ничего не знают, не понимают — какое у них может быть мнение!»).

РОМАН В ЗАПИСКАХ

Другой учитель литературы во время изучения того же материала использовал на уроке методический прием, который условно называется шапка вопросов.

Каждый ученик на полоске бумаги написал свой вопрос по роману Ф.М. Достоевского и, скатав полоску в трубочку, положил в шапку.

Таких шапок было три. В одну старшеклассники складывали вопросы, проверяющие знание текста; в другую — выясняющие впечатления от романа, суждения о персонажах; в третью шапку попали вопросы, на которые сам спрашивающий затруднялся ответить.

Среди вопросов в первой шапке были, например, такие: «Сколько раз Порфирий Петрович встречается с Раскольниковым?»; «В какой части романа больше всего глав?»

Примеры из второй: «Мне не нравится Раскольников, особенно за его отношение к сестре, а тебе?»; «На месте Сони я не стала бы давать деньги отцу (Семену Захаровичу Мармеладову) на водку. Думаю, что я права».

И, наконец, примеры из третьей шапки: «Я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался»; «Мне непонятно, чему учит роман. За что некоторые любят Достоевского?»

Трое учеников по желанию вытянули по одному вопросу из каждой шапки и после небольшой подготовки, во время которой можно было пользоваться текстом романа, ответили на вопросы. Пока они готовились, остальные ученики, разбившись по парам, обсуждали свои вопросы и возможные ответы на них.

Когда добровольцы стали отвечать, класс слушал их с большой увлеченностью. Оказалось, что они интересно отвечали и обстоятельно излагали свое мнение даже по вопросам, явно несерьезным. И те, кто их задал, в первую очередь были поражены возможностью серьезно на них отвечать.

Задание настолько понравилось, что ученики стали настаивать, чтобы учитель еще раз разрешил — теперь уже другим желающим (число которых быстро возросло) — испытать себя. Педагог нехотя согласился, но с условием, что, так как время ограничено, к шапке вопросов выйдут только пять учеников, каждый из которых ответит только на один вопрос. Было даже странно видеть, что учитель не заставляет учеников отвечать на вопросы, а наоборот — вынужден ограничивать инициативность, захлестнувшую класс.

В целом эпизод с шапкой вопросов был самым эмоциональным на уроке и явно способствовал возникновению и укреплению интереса учеников как к содержанию романа, так и к изложению своих впечатлений о нем.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Цель общения учителя с учениками — создать ученикам на уроке условия для активного изучения романа Ф.М. Достоевского.

Для достижения этой цели учитель предоставляет инициативу классу — вопросы задавали (письменно на листочках) сами учащиеся.

Реакция учеников заключалась в появлении и нарастании интереса; они не только добровольно взяли инициативу в свои руки, но и так увлеклись, что учителю к концу задания пришлось несколько ограничить их инициативные действия.

Педагогический парадокс заключается в том, что учитель не сам пользуется инициативой (то есть не «учит» детей), но дети тем не менее учатся (учат себя) с интересом и плодотворно.

Препятствием на пути такого обучения может стать отказ любого из учеников либо придумать и записать вопрос, либо тянуть вопрос из шапки.

Чтобы снять отказ по придумыванию и записи вопросов, учитель разрешил задавать практически любые вопросы по каждому из трех типов. Он даже привел пример: «Сколько стоит книга?»; «Сколько букв в названии?» Такие примеры вызвали у школьников улыбку, и ни один из них эти вопросы не повторил. (В конце урока учитель спросил у учеников, как бы они стали отвечать, если бы им достались вопросы из его примера? Самыми интересными вариантами ученики признали следующие: на вопрос о стоимости книги отвечать о ее духовной значимости для человечества; в ответе же на вопрос о количестве букв обратить внимание на «философию» слов, входящих в название; были предложены словарные цепочки: преступление — переступить (что?) — ступня — ступа — исступление; наказание — казнь — наказ — сказ — сказание).

Отказы тянуть вопросы снимались игровым азартом и тем, что сначала к доске шли только желающие. Ученики знали, что будут отвечать на вопросы своего же товарища и поэтому не боялись в формулировке вопроса увидеть указующий перст, встречи с которым они столь старательно избегают.

Изобретательность учителя состояла в том, как он вел скрытое (то есть педагогическое) наступление для достижения своей цели. Это наступление выразилось в умелом нагнетании азарта, в наводящих вопросах, советах, брошенных мимоходом подсказках. Учитель обращал внимание учеников на их же собственные слова; подхватывал находки, продолжал их; помогал развивать идеи, интерпретации учащихся.

Чем более широко учитель предоставляет инициативу классу, тем успешнее идет его работа. Дети осваивают все более широкие и глубокие сферы самостоятельности. А это и есть цель учителя, которая не может встретить сопротивления, так как ребенку свойственно стремиться к самостоятельности. Значит, не может быть и глухой обороны ученика, не может быть конфликта, а есть только распределение инициативы и в крайнем случае борьба за нее.

Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук
Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук

Публикация произведена при поддержке интернет магазина бытовой техники «5ok». Посетив интернет магазин «5ok», который располагается по адресу www.5ok.com.ua, Вы сможете по выгодной цене купить стиральную машину полуавтомат, телевизор, увлажнитель для воздуха, кондиционер, пылесос, цифровой фотоаппарат, ноутбук, и многую другую электронику и бытовую технику. Представленные товары сопровождаются фотографией внешнего вида и подробным описанием их технических характеристик, что поможет определиться с выбором заказа, а удобная система оплаты и доставка техники на дом, делают покупку через интернет магазин «5ok» простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.