Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ

Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности — опосредованности контактов), большие и малые.
На последней дихотомии остановимся особо.
На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников — малая группа, много участников — большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, — это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже). Малые группы — это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д.
Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое.
Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.
К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.
Ко второму относятся публика, толпа, аудитория — общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.
Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.
Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей — толпу или большую группу под названием «народ Республики Куба».
Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа — в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.
Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.
Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше — критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.
Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.
Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.
Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа — целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

  • Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

  • Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

  • Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.

  • Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

 

«Немногочисленная по составу», «небольшое число людей»... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?
Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что «настоящая малая группа» начинается с триады.
Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают «усеченную» форму. Получается, что «де юре» малая группа начинается с трех человек, а «де факто» — с двух.
Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы — один предел, для тренинговой — другой, для спортивной команды — третий...
Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.

Рядом на этой странице приведено описание параметров, с точки зрения которых принято анализировать малую социальную группу.
Хотелось бы подчеркнуть для читателей практическое значение этой информации. Выделение параметров анализа важно не только с научной или учебной точки зрения. Знание параметров и стоящего за ними содержания позволяет более грамотно организовать практическую работу с группой. Психологу-практику необходимо учитывать все аспекты групповой жизнедеятельности, все существенные моменты. Для того чтобы был выбран адекватный путь преобразования группы или ее дальнейшего развития, она обязательно должна быть проанализирована по всем важнейшим параметрам.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое содержание совместной деятельности — совокупность целей, задач и операций, служащая удовлетворению основных мотивов данной деятельности.
Виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной цели (социальной цели, ради которой группа была создана), принято обозначать как инструментальные. Виды деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, разрешение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.

Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств.
Признаки, входящие в групповую композицию, определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Например, при разрешении конфликта, возникшего в рабочем коллективе, может быть выделен один композиционный набор; при проведении корреляционного исследования в учебных коллективах подростков — совершенно другой. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования членов группы.

Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой.
Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение.

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление. Кроме того, некоторые групповые явления могут существовать только в динамике. К таким относится, например, процесс принятия группового решения.

Система групповых ожиданий — совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации, базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения.

Санкции — психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.

Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений.

Групповая роль — поведение, социально ожидаемое от носителя определенного статуса.

Публикация произведена при поддержке интернет магазина часов и подарков 095SHOP.RU. На страницах интернет магазина 095SHOP.RU, Вы найдете большой ассортимент продукции, который включает в себя наручные часы для мужчин и женщин, напольные, настенные и каминные часы, метеостанции и будильники. Удобная система оплаты, выгодные цены, скидки и доставка товара на дом, позволят купить часы с экономией Ваших денег и личного времени. Все представленные на сайте магазина часы сопровождаются фотографией внешнего вида и подробным описанием функций и технических характеристик, а полезные статьи и публикации расскажут о том, как правильно выбрать часы или другой подарок.