Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2000

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Ситуации индивидуального и группового обследования существенно различаются между собой. Настолько, что в психодиагностике уже в первой половине XX века сложилось устойчивое представление о том, что здесь идет речь не только о разных требованиях к поведению диагноста (психолога, реализующего обследование), но и о специализации методов: одни методы пригодны именно для работы с группой, а другие — только для индивидуальной работы.

Надо сказать, что различение индивидуальных и групповых методов психодиагностического обследования было долгое время одним из ключевых при их классификации.

Широкое применение компьютерной техники в значительной степени изменило ситуацию, но все же школьные психологи обязательно должны учитывать особенности психодиагностической работы с группой.

НЕ НАДО ПУТАТЬ

Напомним, что под групповым тестированием подразумевается предъявление диагностом индивидуальных тестовых комплектов (включая стимульные материалы и бланки ответов) одновременно нескольким испытуемым, выполняющим тест в одно и то же время в одном и том же помещении.

Не следует путать групповое тестирование и обследование группы. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты и т.п.), а не отношения между ними в группе (как в случае с социометрией), хотя в частном случае предметом группового обследования может быть и статусная иерархия. Просто условия сбора этой информации таковы, что группа детей выполняет тест одновременно.

Основное достоинство групповых тестов по сравнению с индивидуальными состоит в том, что они более экономичны, более приспособлены к решению задач массового обследования — когда нужно протестировать за минимальный отрезок времени максимальное число испытуемых.

ОСТОРОЖНО, ПОДВОДНЫЕ КАМНИ!

Все учебники по психологическому тестированию (и западные и отечественные) традиционно отмечают, что к психологу, проводящему групповое тестирование, предъявляются менее высокие квалификационные требования, чем к проводящему индивидуальное тестирование. В последнем случае требуется умение установить персональный доверительный контакт, снять у испытуемого напряжение, воодушевить на максимальный результат, скорректировать возможное неправильное понимание инструкции.

Групповые методы — как правило, весьма стандартизованные — практически не требуют специального тренинга ни в способах предъявления материала (вопросы предъявляются в стандартной форме на бумаге или на слух), ни в способах обработки (она сводится к формальному подсчету числа совпадений ответов с «ключевыми»).

Поэтому групповое тестирование нередко поручается непсихологам и вспомогательному персоналу (лаборантам). Но тут-то и таятся «подводные камни», неучет которых порой приводит к серьезным диагностическим ошибкам.

Надо учитывать, что очень серьезно на результаты может повлиять обстановка в группе в момент тестирования (ситуационная социально-психологическая атмосфера, групповые настроения). И многое тут зависит от умения проводящего тестирование учитывать эту обстановку, а в идеале и формировать подходящую — такую, которая требуется для серьезной и сосредоточенной работы с тестом. Но обстановка во время тестирования в группе — отнюдь не единственный фактор, который надо отслеживать.

Перечислим ниже основные факторы, которые следует учитывать при выборе той или иной организационной модели тестирования.

ВОЗРАСТ ИСПЫТУЕМЫХ

Следует знать, что групповые тесты требуют от тестируемых сложившихся навыков самостоятельной работы. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.

В последние годы с развитием у детей, в том числе и младшего школьного возраста, навыка компьютерной игры многие оказываются подготовленными для выполнения компьютерных тестов (например, такого, как «Матрицы Равена»).

Но упомянем здесь, что такие классические батареи для обследования умственного развития, как тесты Стэнфорд—Бине и Векслера, ориентированы на индивидуальную форму проведения.

СОСТОЯНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ

При индивидуальном обследовании психолог, как правило, видит, в каком состоянии находится испытуемый и может, учитывая, например, что в этот день последний не совсем здоров, отложить обследование.

При групповом обследовании психолог должен спросить, кто из собравшихся в аудитории чувствует себя не совсем хорошо. При этом могут выясниться, например, такие «мелочи», что кому-то только что закапали лекарство в глаза и он толком ничего не видит, а кому-то на переменке друзья так «заехали по уху» (совершенно случайно), что он ничего не слышит, и т.п.

ФОРМА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Наиболее типичная форма предъявления тестовых заданий и инструкций — письменная. Но вполне допустимо (и в некоторых случаях более эффективно) предъявление тестовых заданий на слух. Это облегчает управление «трудными» детьми (младшего возраста), хотя и вносит элемент отклонения от стандартизации. Ведь работает «живой диктор», который волей-неволей варьирует интонации, задавая те или иные вопросы.

Хочу отметить, что я, посетив международную компьютерную выставку психологического инструментария (Сан-Франциско, 1991), с удивлением обнаружил, что одним из основных назначений первых мультимедийных компьютеров (Apple Mac) было предъявление стандартизованных речевых формулировок на слух с последующим введением ответов с клавиатуры. Оказалось, что армейское тестирование новобранцев в США, как правило, проводится с помощью устного предъявления заданий. В чем же дело? А дело «всего-навсего» в том, что чуть ли не половина новобранцев в США просто неграмотны и не могут прочесть тестовых заданий.

Предъявление теста в устной форме имеет не только преимущества (контроль за вниманием аудитории), но и недостатки. В этом случае приходится ориентироваться на темп, доступный более медлительным испытуемым, а самые быстрые начинают скучать, отвлекаться, и из-за этого внимание их рассеивается, они могут допустить ошибки.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Если тестирование проводится после уроков, то весьма вероятно, что запас эмоционально-волевых ресурсов, необходимых детям для сосредоточенной и серьезной работы, к этому времени уже просто растрачен. Они будут вести себя расторможенно и дурашливо просто потому, что не могут вести себя иначе — уже устали.

Конечно, это в меньшей степени относится к старшеклассникам (людям более зрелым, уже, возможно, понимающим ответственный смысл тестирования).

Рекомендация — лучше проводить групповые тесты во время первого или второго урока (вместо обычных занятий).

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СПИСЫВАНИЯ

Всем известно, что ученики подсказывают друг другу и списывают на контрольных работах, поэтому, как правило, соседям по парте предлагают разные варианты. То же самое следует делать и в случае с групповыми тестами. Особенно если тестируются дети из одного класса, которые уже заранее знают, как «правильно» сесть.

Для исключения списывания надо иметь так называемые параллельные формы одного и того же теста. Их следует подыскивать при комплектовании «тестологического портфеля».

К сожалению, бедное российское тестологическое «хозяйство» практически не имеет корректных параллельных форм (таких, которые ставят всех в равные условия по трудности и по смыслу заданий). В силу этого надо обязательно рассаживать детей по одному за парту (стол) и лучше даже через стол. То есть тестировать надо одновременно фактически лишь четверть класса (если численность класса равна числу мест в аудитории). Такая необычная рассадка детей в классе сразу же произведет на них дополнительное впечатление и внушит более серьезное отношение к этой процедуре.

РАЗНЫЙ ТЕМП РАБОТЫ

Индивидуальные различия в темпе выполнения тестов объясняются не только уровнем подготовки детей, но и просто стилевыми особенностями темперамента. Эти отличия могут быть разительными: один и тот же тест в одном и том же классе некоторые дети выполняют в 2–3 раза быстрее других! К этому надо быть готовым, и это надо предвидеть.

Если тест проводится в письменной форме, то следует заранее объявить, что должны делать дети, которые завершат работу досрочно (сдать заполненный бланк и выйти из помещения или несколько раз проверить свою работу). Какой вариант выбрать, зависит от теста и от обстановки в группе (что приведет к меньшей дезорганизации).

Но лучше применять такие тесты, которые не могут быть выполнены досрочно вообще никем. В этом случае надо позаботиться о другом — предупредить детей, что многие просто не успеют завершить работу в срок, что это нормально, что так и задумано. Такая «плотная загрузка» детей хороша тем, что ни у кого просто не остается времени болтать и отвлекаться.

Один из способов устранения проблемы разного темпа — применение двухстадийной схемы тестирования. В этом случае всем испытуемым предъявляется вначале краткий предварительный тест. Затем его результаты обрабатываются и испытуемые разбиваются на три группы: первой предъявляется легкий тест, второй — средний по трудности, третьей — повышенной трудности. В последнее время такого рода «индивидуальную настройку» уровня трудности все чаще производят с помощью компьютерного адаптивного тестирования.

УРОВЕНЬ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ В ГРУППЕ

Очевидно, что обстановкой в аудитории труднее управлять, если дети хорошо знают друг друга. Конечно, есть застенчивые дети, которых незнакомое окружение сковывает, но все же ученики одного класса, как правило, отвлекают друг друга, вступают между собой в контакт. Вот почему серьезное аттестационное тестирование в зарубежных странах проводится не в стенах школы, а в специализированных внешкольных центрах тестирования, куда учащиеся приходят по предварительной записи и где они оказываются в одной аудитории с незнакомыми людьми.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Ситуация группового тестирования провоцирует у детей соревновательную мотивацию. Это может простимулировать их на более усердную работу. Поэтому при дефиците мотивации на выполнение теста неплохо специально сказать что-нибудь такое: «Ну посмотрим, кто сумеет пройти все задания в срок, в предыдущих классах вообще никто не успел...»

Но следует избегать и избытка соревновательной мотивации. Это приводит к ухудшению результатов у тех, кто чувствует себя не совсем уверенно, кто привык не выигрывать, а проигрывать.

Вообще групповое тестирование имеет тенденцию воспроизводить то обычное расслоение детей по уровням успешности, которое сложилось на школьных уроках. И в этом один из его существенных минусов.

НАСТРОЙ ЛИДЕРОВ

Большое значение имеет отношение неформальных лидеров к процедуре тестирования. Особенно это проявляется при тестировании учащихся одного класса, но подобный эффект может возникнуть и в группе незнакомых подростков (ведь дети быстро интуитивно выделяют лидеров даже в незнакомом окружении — по самоуверенной манере поведения, по модному «прикиду», просто по росту и т.п.).

Например, в одном случае один-два лидера (на которых равняются остальные члены группы) серьезно выслушивают инструкцию, с озабоченными лицами деловито берутся за выполнение теста, не отвлекаясь на болтовню. Можно не сомневаться, что в этом случае их примеру последуют остальные.

В другом случае лидеры бросают ехидные замечания и шуточки по поводу предстоящей процедуры или выражают свое пренебрежительное отношение к ней.

Поэтому весьма важно предвосхитить поведение лидеров. Еще лучше повлиять на него заранее. Если вы знаете, кто в классе «ходит в лидерах», то следует поговорить с ними предварительно. В индивидуальной беседе легче настроить лидеров на сотрудничество.

ИСПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

Понятно, что основная задача диагноста — довести стандартную инструкцию к тесту до понимания каждого присутствующего в аудитории. Но многие стандартные инструкции ничего не говорят о том, как следует вносить исправления в бланк. Если об этом ничего не сказать, то при обработке бланков вы столкнетесь с путаницей и неоднозначными ситуациями. Поэтому лучше всего изобразить фрагмент бланка на доске и показать, как именно надо вносить исправления. А лучше всего вооружить испытуемых карандашами и ластиками. Тогда можно просто стереть ластиком штриховку, нанесенную в ошибочную позицию на бланке (пустую клеточку или кружочек).

Такой способ работы принят за рубежом при выполнении самых ответственных аттестационных тестов (например, тестов SAT или GRE в США). При этом возникает меньше ошибок и при автоматическом вводе в компьютер (с помощью сканера).

АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Многие недостатки группового метода тестирования преодолеваются при применении современных компьютерных методов. Речь идет прежде всего о так называемом «адаптивном тестировании». В этом случае компьютерная программа изменяет последовательность предъявляемых тестовых заданий в зависимости от ответов испытуемого в процессе сеанса тестирования.

В ныне устаревшем третьем издании учебника А. Анастази (Психологическое тестирование. Том 1. М.: Педагогика, 1982, с. 269) мы уже находим, например, «модель пирамидального тестирования». В этом случае все задания проранжированы по уровню трудности, а компьютер повышает или понижает уровень трудности заданий в зависимости от того, был ли дан правильный или ошибочный ответ на предыдущем шаге. Понятно, что в этом случае процедура укорачивается, каждый испытуемый оптимально «нагружается» сообразно своему уровню и темпу работы. Диагност же освобождается от необходимости анализировать ответы по ходу тестирования и подбирать соответствующий уровень трудности, как это делается, например, в индивидуальном экспресс-тесте интеллекта Слоссона (см. рецензии на соответствующее методическое руководство в «Школьном психологе», № 31, 2000).

Сегодня созданы десятки разнообразных алгоритмов компьютерного адаптивного тестирования. Один из эффективных и одновременно весьма простых методов применен, в частности, в компьютерной системе «Телетестинг», разработанной при поддержке газеты «Первое сентября». Но обсуждение этих вопросов выходит за пределы данной статьи. Тем более что далеко не все школьные психологи могут использовать компьютерные классы в повседневной диагностической работе.

Александр ШМЕЛЕВ,
доктор психологических наук,
профессор МГУ

Публикация произведена при поддержке центра суррогатного материнства «Персона». Медицинский центр «Персона» оказывает помощь парам с нарушением репродуктивной функции, предоставляя услуги суррогатного материнства в Нижнем Новгороде. Воспользовавшись предложением надежного центра суррогатного материнства «Персона», Вам больше не придется тратить время на утомительный поиск достойного предложения, вводя в поисковые интернет системы такие запросы, как «суррогатная мать в России». Высококлассные работники центра произведут подбор суррогатной матери, помогут с решением всех медицинских и юридических вопросов, и обеспечат рождение здорового ребенка. Посетив сайт центра суррогатного материнства «Персона», который располагается по адресу http://personachild.ru/, Вы подробнее узнаете о предоставляемых услугах, и сможете задать онлайн вопрос квалифицированному специалисту.