Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2000

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

 

 

 

 

 

Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало
Дней хороших принесет.

 

 

 

Да, лето действительно пролетело на удивление быстро. Позади педсовет, «круглый стол», семинар, где спорили и решали, как сделать жизнь в школе интересной и полезной для детского и для взрослого населения школы. И вот приближается пора, когда все намеченное предстоит воплотить в жизнь. Запланировано немало, так что скучать не придется. Но это все после, после. Сегодня же первое сентября! Праздник!

Во дворе школы встречаю школьников. Господи, как же они повзрослели за лето! Неужели вот этот высокий худенький мальчишка и есть прошлогодний пухленький пятиклассник? А это что за девушка-красавица приветливо здоровается? Неужели? Да, да, да. Это они, мои... И тут мысль остановилась. Я не смогла подобрать нужного слова. Действительно, кто они для меня? Ученики? Нет. Они меня учат не меньше, чем я их. Воспитанники? Клиенты? Коллеги? Тоже что-то не то. Особенности моего положения в школе вполне точно передает язык. Кто я для них? И учитель, и воспитатель, и друг, и коллега.

Тем временем ребят в школе становится все больше и больше. Одни быстро, едва успев поздороваться, пробегают мимо. Другие останавливаются на минутку. Кто-то дарит цветы. Только и успеваешь перекинуться вопросами о том, как прошел летний отдых. Ребятам не терпится увидеться с одноклассниками, учителями. Им есть о чем поговорить. Всюду образуются компании сверстников, слышатся веселые выкрики. Да, я им сегодня не нужна. От этого становится немного грустно.

Особенность работы психолога в том, что он всегда должен быть немного в тени. В какие-то моменты жизни он помогает детям, поддерживает их, направляет. И отходит в сторону, позволяя своим ученикам на практике опробовать все то, что они приобрели за время совместного общения.

Я помню, что в начале работы в школе были ситуации, когда классные руководители очень ревниво относились к моей деятельности. Я переоценивала собственные профессиональные возможности и слишком активно внедрялась в классный коллектив, развивала бурную деятельность и, по сути, подменяла классного руководителя. Мне казалось, что я лучше знаю и понимаю потребности детей. Конечно, результаты моей необдуманной активности были не самые лучшие. Школа ожидала от меня совсем другого. Понадобилось немало времени и профессионального такта, в том числе и способности в нужное время отходить в тень, чтобы педагоги увидели во мне не конкурента, не критика, а полноправного участника единого воспитательного процесса.

В институте наши преподаватели учили нас, что психолог должен соблюдать определенную дистанцию по отношению к своим клиентам. Психолог должен иметь независимый и объективный взгляд. Но попробуй сохранить такое положение, когда живешь бок о бок с этими ребятишками на протяжении многих лет! Видишь, как они взрослеют, как учатся решать проблемы, которые перед ними ставит жизнь. Может быть, поэтому у меня язык не поворачивается называть моих ребят клиентами? Но вместе с тем я постоянно должна соблюдать этот тонкий баланс между включенностью и отстраненностью. Вот такие мысли лезут в голову, пока я наблюдаю за учениками.

Но вот я замечаю немного испуганного и зажатого ученика, который крепко держится за мамину руку. Лицо его мне незнакомо. Новичок. Он еще не успел сориентироваться в новой школе и поэтому чувствует себя не лучшим образом. Ага, вот, наверное, тот самый человек, которому нужна моя «профессиональная» помощь. Подхожу, приветливо улыбаюсь и знакомлюсь. И мы все вместе направляемся на поиски класса, в котором придется учиться моему «клиенту». А по пути я успеваю бросить пару фраз о том, в каком замечательном классе ему предстоит учиться, и о том, чем любят заниматься его одноклассники. При этом, конечно, внимательно наблюдаю, стараясь предугадать, как пройдет процесс адаптации этого мальчика в новом коллективе. Ну, вот мы и пришли. Классный руководитель, мальчишки и девчонки из класса окружают новичка. Моя задача на данном этапе выполнена. Но обязательно загляну в первую же неделю, чтобы расспросить, как живется этому мальчишке. А сейчас пойду на поиски тех, кто еще нуждается в помощи.

Звенит звонок. Учителя и ученики расходятся по классам. Я тоже иду в свой кабинет. Чисто, уютно и на удивление тихо. Но уже завтра здесь все будет по-другому. Сюда будут заглядывать мальчишки и девчонки. Мы будем обсуждать сложные вопросы. А сегодня здесь еще тихо и спокойно. Ведь сегодня праздник. Первое сентября.

Татьяна ЗЕМСКИХ, психолог,
г. Москва

Публикация произведена при поддержке интернет магазина Л’Этуаль. Воспользовавшись предложением первого в России интернет-магазин парфюмерии и косметики Л’Этуаль, Вы сможете по низкой цене приобрести средства для макияжа и ухода за кожей, мужскую и женскую парфюмерию, украшения и аксессуары от ведущих мировых брендов и модных домов. Удобная система поиска, представленная на сайте магазина, поможет быстро найти подходящие Вам товары, а различные способы оплаты, выгодные цены, скидки, акции и доставка по Москве и всей России, позволят совершить покупку, не покидая дома или офиса, экономя Ваши деньги и личное время. Посетить интернет магазин Л’Этуаль можно по адресу http://www.letu.ru/