Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2000

ГИЛЬДИЯ

В КОГТЯХ У ШКОЛЫ

Всем известно, что малыши с огромным удовольствием и нетерпением спешат в школу, горят желанием общаться с самым умным, добрым, честным человеком на свете — Учителем! На уроке они возбужденно тянут руки, чтобы поделиться радостью своих знаний, полученных, между прочим, с помощью обожаемого ими «ангела».

Но что происходит? Почему совсем скоро веселая и общительная девочка, нежно собирающая тетрадки в портфель, утром неожиданно заявляет перепуганной маме, что у нее сильно болит живот, а у бойкого крепыша начинает «прыгать» температура, сводя с ума всех домашних? Молодые мамы, проводя «консилиум» на ступеньках школы, решают, что «идет процесс адаптации». А в состоянии ли мышка успешно пройти процесс адаптации в когтях у кошки?

Нужно найти ответы на множество вопросов: как сделать процесс обучения младших школьников менее стрессовым? Каким образом сохранить возвышенными их чувства? Как активизировать познавательные процессы? Как воспитать стремление идти на урок, а не ждать перемены для обсуждения «нечестной двойки» Петьке, потому что «он все рассказал, а она просто его не любит»?

ПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА

До школы ребенок имел другое обращение. У него выработался рефлекс на протяжении шести лет «быть принимаемым» таким, каков он есть. Ему не надо было угадывать и искать правильные красивые ответы с целью поразить воображение слушающих. Но школа изменила ситуацию: в классе мало просто делиться знаниями, надо уметь блеснуть эрудицией.

Ни один здравомыслящий человек не способен даже вообразить, что можно потребовать от начинающего музыканта концертно-качественного исполнения произведения: всем ясно, что пальчики слабенькие, неловкие, и требуется большая работа по развитию беглости.

Когда же речь заходит о мыслительных процессах, все дружно забывают, как это трудно — научиться мыслить, а еще труднее — правильно и стройно излагать свои мысли. Это, между прочим, сродни импровизации для художника, который под терпеливым и чутким руководством педагога прошел прежде свой тернистый путь.

Тот, кто прошел его в детстве, знает, сколько сил надо приложить для преодоления разных препятствий. Но почему-то мало кто помнит, как непросто было научиться бегло читать, считать, красиво говорить. Это же дорога, по которой прошли все, проливая слезы отчаяния, разочарования, борясь за право быть уважаемым сверстниками и учителями! Почему же у последних нередко проявляется жесткость, граничащая с жестокостью, безапелляционность, граничащая с бессердечием? «Неверно! Сядь, Иванов! Петров, исправь ответ Иванова!» А что происходит в душе у «растоптанного» Иванова? Или это тянется эхом из собственного детства-отрочества?

ОСОБАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ребенок, попав во власть школы, где так шумно, суетно и много новых неизвестных раздражителей, испытывает эмоциональный стресс, обостренно переживает изменения в жизни. Организм реагирует мобилизацией ресурсов для сопротивления агрессивной среде, проходя через болезнь адаптации. Стресс возникает как результат осознания ребенком разницы между предъявляемыми требованиями и способностью соответствовать им. Если этот процесс затягивается, то у маленького школьника начинает развиваться комплекс сомато-вегетативных реакций, что может послужить началом нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Вместе с этим активизируется эндокринное обеспечение вегетативной системы, что влечет за собой изменения в поведенческих реакциях.

Опасность заключается в пролонгированном воздействии эмоционального стресса, когда эмоциональное возбуждение принимает застойную форму. При этом активизируется вегетативная нервная система, что расстраивает деятельность внутренних органов. Рассогласованность деятельности структур мозга приводит к извращенной реакции клеток (нейронов) центральной нервной системы.

Устойчивость к стрессу у разных детей различна и обусловлена психическими и биологическими особенностями индивида, социальным окружением. Если же ребенок находится в среде, где он может найти эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного действия эмоционального стресса уменьшается.

Проблема младшего школьного возраста заключается в том, что авторитет учителя является абсолютным, и любая вербальная или невербальная реакция с его стороны воспринимается ребенком слишком серьезно. Таким образом, коллектив класса является эмоциональным резонатором учителя, что накладывает особую ответственность на все поведение и стиль его общения.

УЖАСЫ ОБУЧЕНИЯ

Печальным примером может служить судьба девочки А.С., которая по причине психологической некомпетентности учителя начальной школы неоднократно испытывала эмоциональный стресс, вследствие чего уже к концу начальной школы у нее сформировался устойчивый страх, который выражался в отказах отвечать. Если же к ней применялась любая форма активизации ее ответа, то на лице появлялось выражение испуга, а однажды из носа медленно пошла кровь.

На сегодняшний день, преодолевая, в прямом для нее смысле, ужасы обучения, она перешла в шестой класс. Общение с одноклассниками только в этом году немного наладилось, до этого она была изгоем класса, хотя семья, в которой живет А.С., отличается особой мягкостью и корректностью по отношению ко всем людям и, тем более, — к детям. В семье приняты доверительные спокойные отношения, основанные на любви. Дома эта девочка бойкая, живая, активная, говорит ярким звонким голосом.

До начала обучения в школе никаких отклонений у А.С. не замечалось, эмоциональное, психическое и физическое развитие соответствовало возрасту. По характеру спокойная, доброжелательная, одета всегда опрятно, аккуратно, со вкусом. Внешних и личностных причин для ее изгнания из коллектива не наблюдалось, но в классе она была явным изгоем. Почему? На уроках А.С. отвечала всегда медленно и тихо, учительница же в классе была темпераментная, активная и громкоголосая. С одной стороны, ребенок камерного, индивидуального стиля общения, с другой — учитель-трибун, активный и шумный. В итоге — девочка замкнулась, «ушла в себя». С такими печальными эмоциональными последствиями она вышла из начальной школы.

В мягкой и игровой ситуации общения на дополнительных занятиях в средней школе девочка, немного раскрепощаясь, рассказывала о том, что ее волнует в данный конкретный момент, затем диапазон ее ответов расширился.

Но на уроках все было по-прежнему: голос затухал, голова вжималась в плечи. А.С. не хотела быть оцениваемой, пугалась пристальных взглядов одноклассников. Мне приходилось приходить ей на помощь, прибегая к игровым приемам. Девочка пристально вглядывалась в самую глубь моей души, она считывала всю информацию, идущую от меня, обращая внимание на позу, интонации, жесты, взгляд. Убедившись, что ее не обманывают и принимают на равных, она начинала неуверенно, очень несмело выходить из своей «раковины», а у меня в это время душа трепетала: не спугнуть бы! И результат — говорит! Рассказывает! Тихо и робко. И уже теперь во время неправильного ответа одноклассника она смелее исправляет его ошибки, подсказывает. Но стоит только обратить на нее внимание, она, словно под лучами прожектора, сжимается и опять уходит в себя...

Я часто напоминаю детям, что мы все очень разные, и в этом-то заключается вся прелесть жизни: будь мы все одинаковыми, нам бы очень скоро стало, по меньшей мере, скучно жить и общаться.

ИЗВЕСТНЫЕ НОНСЕНСЫ

Эта девочка — яркий пример сформированного страха перед учителями и ответами на уроках. Но сколько же таких или почти таких детей сидит у нас за партами! Можно ли при подобном стиле отношения и общения переходить на проблемное обучение? Не будет ли это прогрессивным рывком для одних и окончательным «замуровыванием» тонкого мира других?

Именно в школе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, руками учителей создается будущий психоэмоциональный тип личности. Многочисленные психологические конфликты приводят к развитию неврозов, заниженной самооценке, к угнетению эмоциональной сферы ребенка. Ужасный почерк А.С. Пушкина не помешал ему гениально выражать свои мысли на бумаге, неаккуратное написание партитуры юным В.А. Моцартом не стало камнем преткновения для развития его дарования.

Представьте себе балерину, которая обучается искусству танца методом отбивания ее ног! Нонсенс? Или врача, не прописывающего инсулин больному сахарным диабетом только потому, что сам доктор и его окружение не делают себе таких уколов?! А сколько учеников начинают яро ненавидеть весь «русский язык» из-за постоянного хладнокровного снижения оценки за неправильно выведенный крючок у буквы и неаккуратное написание!

Может быть, стоить вспомнить, что времена, когда книги писали в монастырях при свете лучины, обмакивая перо в чернила, ушли безвозвратно в прошлое, а в современных семьях появляется все больше и больше компьютеров, что в карманах современных молодых людей имеются широко распространенные быстродействующие калькуляторы. Привела ли неустанная борьба учителей за скорость счета к качеству решения задач? Давайте будем учиться бегать быстрей автомобиля, это будет выглядеть современно и актуально. Мы создадим самый экологически чистый авто без каких-либо психо-эмоциональных затрат и надо будет только вовремя крикнуть: «Беги, Форрест, беги!»

Сегодня повсеместно говорят и пишут о гуманизации образования с такой же настойчивостью, как некоторое время назад твердили о социализме с человеческим лицом и о кадрах, которые решают все. Но так и остался нерешенным главный вопрос: любая живая душа, созданная Богом и рожденная Любовью, должна развиваться в гармонии со своей природой и не может быть разрушена волей другой личности.

Марина БЕСЕДИНА