Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ЖИТЬ КАК ВСЕ?

Я не знаю правильных ответов.
Но, быть может,
я знаю правильные вопросы.
Мечтать — не вредно.

Из разговора

Если вам однажды захочется отвлечься от бурных и плодотворных (или не очень плодотворных) усилий, повседневных забот и дел, от фонового жужжания всего, что вас окружает, то, возможно, вам придет в голову вопрос: а каков он — тот мир, в котором мне хотелось бы жить?

Многие люди, которых я знаю (неглупые, жизнерадостные, раздражительные, деловые, беспечные, озадаченные, серьезные и не очень — словом, разные), обычно не только не задумывались над вопросом: «Если бы все было хорошо, просто здорово, то как бы это было?», но и задумавшись, не всегда могли на него ответить. Какие люди были бы вокруг? Как бы складывались отношения с ними? Что бы мы переживали? Чему бы радовались? О чем бы плакали? Какие праздники бы праздновали? Как бы мы воспитывали детей, и были бы дети?
Представьте себе такой мир и вы, читатель.
Представили? Правда, здорово?

А теперь вспомните мир сегодняшний. И еще подумайте, что вы в этом, нынешнем мире делаете. Как вы проводите свой день? Какие ведете разговоры? С каким настроением встаете? Чего ждете от людей? Какими они оказываются по отношению к вам? Во что верите в течение дня?
Чтобы далеко не ходить, вспомните подробно сегодняшний день: что вы делали? Каков результат вашей деятельности? Иначе говоря, каким вы делаете мир вокруг себя? Что привносите в него? Что изменяете в нем? Надолго ли то, что вы несете людям своим существованием?
Похоже ли все это на тот замечательный мир, который вам представлялся вначале? В разных смыслах этого «вначале».

Смысл нашей жизни, среди прочего, и в том, что мир вокруг себя мы создаем постоянно (более или менее активно). Иногда понимаем, что и зачем делаем, иногда об этом вовсе не задумываемся. Каждый наш шаг — это шаг туда, куда хочется? Или — куда придется? Наш мир получается стройным и гармоничным или это просто свалка случайностей?
Конечно, «мы предполагаем, а Бог располагает». Всегда можно сказать: «Мало ли чего хочу я, о чем мечтаю! Надо жить в мире реальном и не рыпаться. Поэтому я не верю в сказки и не разрешаю себе увлекаться утопиями».

«Я себе не разрешаю...» Мы запрещаем себе разное: подойти к тому, кто нам нравится; посметь начать жить иначе; одеться не так, как обычно (не поймут, засмеют); претендовать на ту работу, которую хочется делать... Запрещаем себе мечтать. И по большому счету, и на бытовом, повседневном уровне. Запрещаем претендовать. Стремиться. Сказки! Утопии! Ищите дураков!
Запреты эти не всегда возникают сразу. Прекрасные порывы молодости заботливо обламывают уже обломанные товарищи. Из лучших, разумеется, побуждений. Вот молодой учитель пришел в школу и начинает работать от души, как лучше. Но есть планы и документы, есть завучи и директора, есть, наконец, устоявшаяся практика. («Что тебе надо? Мы всегда так делаем!»)
Речь не о революциях и бунтах. И вообще не о потрясении основ. Речь о том, с чем приходится сталкиваться каждый день.

К примеру, можно бросить пустую пивную банку в кучу мусора, а можно донести до урны. Не убрать кучу, а просто донести свою банку. Не переделывать других, а делать свое дело. Что, порою, этих других, кстати сказать, здорово раздражает: «Мы, как нормальные люди, отступили, а ему больше всех надо, что ли?»

Ученый, сверстник Галилея,
Был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится Земля.
Но у него была семья...

(Е. Евтушенко)

Вариантов здесь три.

Первый вариант: быть и жить «как все». Плюсы очевидны, но есть и минус: чем дольше продолжается такая жизнь, тем ниже становится самооценка. Внешне это может прикрываться снобизмом, зазнайством, надменностью и жесткой проповедью принципа «как все». Внешне. Но внутри тоска постоянно усиливается.

Второй вариант, соответственно: жить «не как все». Идти впереди, прокладывать путь, закладывать основы, словом, во всех важных для себя обстоятельствах идти «своим путем». Минусы очевидны. Плюсы: в мире появляются Пушкин и Толстой, Моцарт и Шнитке, Дали и Пикассо, Ломоносов и Эйнштейн, Махатма Ганди и Зигмунд Фрейд... Впрочем, преподобный Мун, Рон Хаббард, Секо Асахара и разного рода твердокаменные фанатики тоже.

Третий вариант, как обычно, промежуточный. Лучше всего для его характеристики подходит такое высказывание: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Я волен решать, как и в каком мире я живу, до тех пор пока это реально не затрагивает кого-то другого. То есть свобода строить мир у меня все-таки есть. Но у нее есть пределы. Если же эти пределы кто-то посторонний хочет сузить, то его свобода начинает наступать на мою. И ограничиться придется ему.
Мы можем творить вокруг себя мир таким, каким действительно хотим его видеть. Правда, нет гарантии, что он таким будет. Но мы можем это делать. Не в космическом, а во вполне бытовом, повседневном смысле. А можем и не делать. А вот будем или не будем (и чем придется расплачиваться в обоих случаях) — это наш выбор. Выбор между тем, что есть, и тем, что, по-нашему, хорошо. Выбор между обстоятельствами и волей, если хотите. Даже если вас
съели, у вас есть минимум два выхода. Так?

Приведенные здесь три варианта отношений с миром и жизнью не являются ни правильными, ни базовыми. В своей жизни читатель, без сомнения, найдет свой вариант. И не один. И в этом тоже — свободный выбор.

Тимур ГАГИН,
психолог ЦМППС «Саторис», г. Уфа
Тел.: (3472) 42-19-19