Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2000

ИГРОТЕКА

СОВЕТЫ ПСИ-МАГА

Упражнения по развитию самосознания у младших школьников

Предлагаемые упражнения направлены на развитие у младших школьников навыков самопознания. Они применяются в рамках программы «Психологическая азбука» для начальной школы, но могут быть использованы и независимо на специальных занятиях. Для их проведения необходимо приготовить для каждого школьника соответствующие рисунки.

ВОЛШЕБНЫЕ ДОМА ПСИ-МАГА

Первый этап

Инструкция для детей. Это Дом Доброты. На самом верхнем этаже живут самые добрые люди, на нижнем — те, у кого доброты меньше всех. Расселением в этом доме ведает волшебник Пси-Маг. Как вы думаете, на каком этаже Пси-Маг поселит вас? А ваших друзей (Вову, Сашу, Олю, Таню и других)? Напишите их имена в окнах.
Если ребенок не умеет писать, ему помогает психолог.
Объясните, почему именно так произойдет расселение?

Если ребенок почти всегда помещает себя на верхних этажах, — это сигнал для психолога: у ребенка завышенная самооценка. Не следует сильно пугаться — этому возрасту свойственно некритическое самовосприятие. Но нужно обратить внимание на подобный факт. Попросите ребенка объяснить, почему он так поступает. Укажите на несоответствие, используя конкретные случаи из его жизни, но будьте деликатны.

Если ребенок пишет свое имя в окнах нижнего этажа, это должно обеспокоить вас гораздо сильнее. Не слишком ли часто родители или учителя критикуют малыша и осуждают его поступки? Может быть, он чувствует себя униженным в группе сверстников во дворе или в классе? Постарайтесь разобраться в причинах и устранить отрицательные воздействия. Посоветуйте родителям почаще хвалить ребенка, но, конечно, избегать при этом фальши и неестественности. Учителю можно порекомендовать поручать ребенку задания, выполнение которых повышает его значимость в собственных глазах и в глазах сверстников.

Второй этап

Инструкция для детей. У Пси-Мага есть и другие волшебные дома — Дом Щедрости, Дом Ума, Дом Силы. Как происходит расселение здесь?
Другие «дома» нужны для уточнения особенностей самооценки детей. Результаты позволят психологу более надежно выделить детей с резко завышенной и заниженной самооценкой, а также обнаружить способности детей к дифференцированной самооценке.

Статья опубликована при поддержке медицинского сайта-справочника «Будь здоров». На сайте опубликовано большое количество статей на медицинские темы, справочник заболеваний, лекарств, диет, продуктов питания, а также секреты красоты и здоровья, отзывы и справочная информация о медицинских учреждениях. Подробнее читайте по ссылке http://zdorovi.net/prochee/gormon-leptin-prichiny-povyshenija-urovnja-norma-u-muzhchin-i-zhenshhin.html и задавайте свои вопросы врачу для получения консультации.

Третий этап

Инструкция для детей. Представьте, что каждого из вас попросили поселить в этих необычных домах своих друзей (Витю, Юру, Настю). В окнах какого этажа твои друзья написали бы твое имя?

Этот этап является более сложным для детей, чем предыдущие. Здесь ребенку необходимо предсказать поступки друзей, опираясь на предположение об их отношении к нему. Это требует наличия некоторых навыков рефлексии. Интересно было бы выяснить, верны или ошибочны предположения. Это можно сделать, сравнив результаты выполнения упражнения учениками.

Не следует устраивать публичный анализ полученных результатов, поскольку для некоторых детей оценки одноклассников могут оказаться значительно ниже ожидаемых, что может повлечь сильные негативные переживания.

Психолог вправе собрать выполненные работы и заняться их изучением во внеурочное время. Понятно, что эти данные позволят также получить обобщенное представление о социометрической структуре класса и особенностях межличностных отношений.

КАЧЕСТВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Инструкция для детей. Подумайте, какими чертами характера обладают изображенные здесь сказочные персонажи. Подпишите под каждым из них эти качества. На всякий случай в помощь вам Пси-Маг предлагает такой перечень черт характера:

находчивость,
смелость,
коварство,
простодушие,
хитрость,
злобность,
упрямство,
веселость,
беспечность,
подозрительность.

(Рисунки сказочных персонажей: Кот в сапогах, Буратино, Баба-Яга, Карлсон, Кощей Бессмертный, Злобный Царь и пр.)

ОЦЕНИ СЕБЯ

Инструкция для детей. Вырежьте карточки с названиями черт характера и наклейте их вокруг буквы «Я».

Делать это нужно по следующему правилу. Если у тебя это качество проявляется очень часто, то прикрепи карточку совсем рядом с буквой «Я»; если качество проявляется реже, значит и карточка должна находиться дальше; если же у тебя таких черт характера нет, то и карточка должна располагаться далеко от буквы «Я», за пределами внешнего круга.

При проведении индивидуальной работы лучше предлагать ребенку карточки в алфавитном порядке или перемежая положительные качества отрицательными. Если он не очень хорошо понимает значение того или иного качества, постарайтесь разъяснить, приводя конкретные примеры. Предоставляйте ребенку возможность самому выбрать место для карточки, но каждый раз выясняйте, почему он именно сюда поместил ее. Помогите ему порассуждать о проявлении этих качеств у себя.

МОИ ДОСТОИНСТВА

Инструкция для детей. Напишите свои достоинства, самые лучшие качества, какими вы обладаете. А кто из сказочных героев обладает такими же качествами? Нарисуйте!

ЛАСКОВЫЕ СЛОВА

Инструкция для детей. Вспомни и назови все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называли мама, папа, бабушка или другие люди... А теперь назови этими ласковыми словами своих соседей по парте (или в кругу).

МНЕ НЕ ДОСТАЕТ...

Инструкция для детей. Есть ли у тебя качества, которые можно было бы назвать недостатками? Но если есть недостатки, значит, тебе чего-то не достает? Подумай и скажи, каких качеств у тебя пока нет, но ты хотел бы их иметь. А кто из сказочных героев ими обладает? Нарисуй.

Пси-Маг дает каждому совет: если ты хочешь, чтобы у тебя эти качества появились, почаще играй именно в этого героя. Попробуй двигаться так, как двигался бы он, говорить, как он и, разумеется, так же поступать.

НЕОБЫЧНАЯ СОКРОВИЩНИЦА

Инструкция для детей. Посмотри на рисунок (рисунок трех сундуков разного размера). Это сокровищница. Но в этих сундуках хранится не золото и не драгоценные камни. Сюда ты можешь положить то, что тебе особенно дорого в жизни. Это могут быть разные вещи: хорошее настроение, здоровье бабушки, дружба с каким-то мальчиком или девочкой, новый велосипед, мамина любовь, возможность смотреть мультики, радость видеть довольных тобой родителей или что-то еще. Запиши все, что для тебя дорого, на отдельных карточках. Распредели эти карточки по сундукам. Самый большой — для самого дорогого. Сундуки размером поменьше — для менее дорогих вещей.

Это задание направлено на выяснение ценностных ориентаций детей. В момент распределения дорогих для ребенка вещей по сундукам не надо оказывать на него давления. После выполнения задания обязательно обсудите, почему именно это является особенно дорогим. Не надо стыдить ребенка, если проведенное им ранжирование ценностей не устраивает вас (например, любимая игрушка кажется ему дороже, чем бабушкино здоровье). Пусть это станет поводом для размышлений и — в дальнейшем — для тактичной беседы с детьми о наиболее важных ценностях в жизни.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук