Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №35/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

УМ ХОРОШО, А ДВА - ЛУЧШЕ

Окончание. Начало см. в № 34, 2000

В первой части статьи мы обсудили возможности и ограничения групповых решений. Важно, что под групповым решением здесь, как и во всей социальной психологии, понимается именно совместное решение: его принимает большинство в ходе обсуждения, и его исполнение обязательно для всех. Так происходит благодаря тому, что каждый непосредственно участвует в его разработке.

СТАДИИ ОБСУЖДЕНИЯ

В начале статьи мы выделили три основные технологии (формы) группового обсуждения (групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию) и соотнесли их с типом стоящей перед группой задачи. Целостная организация процесса группового обсуждения включает четыре стадии: сбор информации, ее оценку, поиск решения и принятие решения. С названными формами эти стадии соотносятся следующим образом.

Итак, групповое интервью решает задачи двух первых этапов целостного процесса обсуждения; мозговой штурм – трех первых этапов; групповая дискуссия позволяет провести весь процесс обсуждения от начала до конца.

ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ

Эта форма группового обсуждения, как уже отмечалось выше, используется для выяснения всей совокупности мнений членов группы по конкретному поводу, для выявления оценки сложившейся ситуации.
Важно подчеркнуть, что любая группа, даже слабо организованная, использует те или иные формы группового интервьюирования для решения информационных задач. Нередко не только рядовые члены группы, но и лидеры не отдают себе отчета в происходящем, и тогда интервью протекает стихийно, нецеленаправленно и, естественно, неэффективно. Основная цель этой формы группового обсуждения не достигается.
Что же требуется для эффективного проведения группового интервьюирования?
Необходимо оповестить всех членов группы о целях группового обсуждения, четко обозначить его тему и выбрать удобное для всех время обсуждения, ограничив его полутора-двумя часами.
Нужно обеспечить комфортную для участников обстановку, которая включает не только физические удобства, но и психологические: отсутствие посторонних наблюдателей, вышестоящих авторитетов, возможность видеть всех участников и высказывать свою точку зрения.

Первая половина группового интервью должна носить строго фактический и объективный характер. Участники ориентируются на то, чтобы воздерживаться от оценки фактов, давать возможность всем членам группы наиболее полно сформулировать свою точку зрения.
Вторая половина интервью должна носить оценочный характер. Участники имеют право обсуждать и оценивать собранные факты (но не высказывающих свое мнение людей).
Результатом группового интервью является обобщение всех групповых мнений и отношений к ним со стороны участников обсуждения.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Эта форма применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема поиска новых решений, новых подходов к ситуации, то есть главная задача мозгового штурма – продуцирование идей.
Поиск и продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может эффективно протекать в групповых формах, если для этого созданы соответствующие условия. Среди них – свобода высказываний, атмосфера доброжелательного поиска, некритичность и высокая заинтересованность членов группы в новых идеях и подходах.
Различают три стадии мозгового штурма.
Вступительная фаза длится примерно 15 минут. Здесь ведущий сообщает метод и правила, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участников и наблюдателей, последние являются по существу секретарями. Их задача – фиксировать все идеи, выдвигаемые закрепленными за ними участниками обсуждения. Задача участников – высказывать все пришедшие в голову идеи. Важнейшее условие – отсутствие внутренней и особенно внешней критики по поводу любых предложений. Участники не должны прерывать друг друга.

Вторая – узловая — фаза длится около часа. Это творческая часть процесса. Она также должна проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Кресла располагаются по кругу, стол не обязателен. Участников может быть около десяти человек, они должны обладать приблизительно равным статусом. Руководителю желательно не вступать в дискуссию. Он выступает в роли организатора и регистратора идей, следит за строгим соблюдением правил. Итог второй фазы – полный список предложенных идей.
Третья фаза отодвинута во времени от двух первых. Здесь участники обсуждения или другие члены группы (эксперты, специалисты) критикуют выдвинутые идеи по следующим критериям: возможность реализации в данных условиях; возможность реализации а) сразу,
б) после определенного срока, в) после создания дополнительных условий; возможность применения идей в других областях.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

Эта форма группового обсуждения позволяет не только выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы.
В социальной психологии и на практике групповая дискуссия также зарекомендовала себя как важнейшее средство социально-психологического обучения эффективному слушанию, открытой коммуникации, сотрудничеству и диалогу.
В процедуре дискуссии выделяют такие основные фазы: ориентировка, оценка и завершение. С их помощью решаются следующие задачи: определение целей и темы дискуссии; сбор информации (знаний, суждений, новых идей, предложений участников); упорядочение, обоснование и совместная оценка информации; подведение итогов дискуссии – сопоставление целей с полученными результатами.
В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность уточнить собственную позицию, выяснить многообразие подходов, всесторонне увидеть предмет обсуждения. Кроме того, эта форма активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.
Вместе с тем, групповая дискуссия – сложный и многосторонний процесс, требующий профессиональных навыков и от ведущего, и от участников.
Умения, необходимые ведущему дискуссии, можно сгруппировать в три блока.

1. Умения, необходимые для решения стоящей проблемы (не допускать отклонения от темы, по ходу работы подводить частичные итоги и т.п.).
2. Умения, необходимые для построения и развития отношений в группе (знакомство, обеспечение деловой и доброжелательной атмосферы и др.).
3. Умение входить в продуктивный контакт с участником (выслушивать каждого, активизировать пассивных, отмечать вклад каждого и т.п.).

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО

Эффективность группового обсуждения во многом зависит от двух условий: поведения руководителя и соблюдения правил участниками. При этом основная ответственность ложится на ведущего.
Ведущий группового обсуждения ответственен за создание в группе особого климата – климата доверия. Для этого он должен во время работы взять на себя сразу две роли – ведущего и участника.
Перечислим наиболее типичные ошибки ведущего.

1. Отсутствие четкой постановки проблемы, различное ее толкование участниками обсуждения.
2. Неравномерное распределение усилий по двум направлениям – по организации содержательного обсуждения и по поддержанию благоприятной психологической атмосферы. Если превалирует первое, то возможно возникновение различных внутригрупповых конфликтов, монополизация дискуссии лидерами, непродуктивная критика в адрес выступающих и др.; если второе – цель дискуссии, скорее всего, не будет достигнута.
3. Неумение удерживать нить обсуждения: повторы, отступления и окончательный уход от темы.
4. Неумение активно использовать парафраз, то есть переформулировать и обобщать высказывания участников без изменения их первоначального смысла.
5. Неравномерное распределение внимания между участниками.
6. Неумение задавать поддерживающие и развивающие вопросы.
7. Нарушение (чаще всего увеличение) временного регламента.
8. Неумение выслушивать собеседника.
9. Несбалансированность ролей ведущего и участника. При преобладании первой роли участие ведущего в дискуссии сводится к администрированию, формальному управлению, ставит его в положение «над» группой. При преобладании второй – ведущий теряет нить управления дискуссией.

Все рассмотренные нами технологии могут с успехом использоваться в школьной психологической практике. Прежде всего — в работе с педагогами: на консилиумах, «круглых столах» и так далее. Они обладают мощным обучающим эффектом, помогают участникам вырабатывать особую дисциплину — коммуникативную.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке мебельной компании «ФилМебель». Компания «ФилМебель» предоставляет профессиональные услуги ремонта, перетяжки, обивки и химчистки диванов в Москве и Московской области. Ремонт диванов от компании «ФилМебель» - это возможность по выгодной цене вызвать мастера на дом, который в самые быстрые сроки произведет починку, укрепление или замену всех внутренних механизмов и каркаса дивана, обеспечив его качественную и надежную работу на долгие годы. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, увидеть фотографии выполненных работ и получить помощь онлайн консультанта, можно на официальном сайте компании «ФилМебель», который располагается по адресу http://www.filmebel.ru