Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ВКЛАД ВЫГОТСКОГО В РАЗЛИЧНЫЕ
ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Культурно-историческая теория

Выготский рассматривал высшие психические функции как своего рода орудия, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир. Эти орудия «присваиваются» в процессе развития путем интериоризации. (Подробнее об этом см. с. 8—9 настоящего номера.)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Системность организации высших форм психической деятельности

Выготский положил начало анализу именно системного строения различных психологических процессов. Он сформулировал принципы, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Им также были намечены нейропсихологические пути компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга.

Концепция меняющегося значения мозговых зон

Основную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Классификация «трудных» детей и особенности их развития

Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, — и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным — отсталых в смысле культурного и социального развития.

Принципы психолого-педагогической диагностики

Выготский утверждал, что психологический диагноз — начальный, а не окончательный этап диагностики. На основании диагноза необходимо дать прогноз развития ребенка и выработать оптимальные средства воздействия, которые могут использовать взрослые в своей работе. В связи с этим он показал малую информативность диагностики актуального развития.

Основы психолого-педагогического подхода к обучению
и воспитанию «трудных» детей

Выготский разделил «дефекты» на первичные и вторичные. Первичные дефекты — это органические нарушения, поражения какой-то структуры головного мозга или центральной нервной системы, не поддающиеся коррекции психолого-педагогическими средствами. Вторичные же дефекты возникают на основе первичных и выражаются в нарушениях развития, которые могут быть исправлены или скомпенсированы. Тем самым Выготский
определил область компетенции педагогов, психологов и дефектологов.

ДЕТСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Понятие актуального развития и зоны ближайшего развития

Это наиболее известные из открытых Выготским понятий. Введены им для характеристики связи обучения и психического развития. (Подробнее см. с. 6 настоящего номера.)

Возрастная периодизация

В качестве критерия для периодизации Выготский выделил психические новообразования, характерные для каждого этапа. Отсюда чередование стабильных возрастов с критическими, когда «скачкообразно» проявляются психические новообразования. (Подробнее см. «Школьный психолог»,
№ 36, 1999 г.)

Механизм формирования высших психических функций

На основании своей культурно-исторической теории Выготский сделал вывод о том, что высшие психические функции формируются у ребенка в результате интериоризации. Интериоризация происходит при взаимодействии со взрослым, и само это взаимодействие становится источником развития, а не его фактором, воздействующим на ребенка извне. Таким образом, Выготский предложил совершенно новую трактовку соотношения наследственности и среды.