Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

ПРИРОДА САМОСОЗНАНИЯ

МНОГОЗНАЧНАЯ НЕДОСКАЗАННОСТЬ

Л.С. Выготский заложил основы современной отечественной психологии и на многие годы определил направления психологических исследований. Он затронул столько важнейших, фундаментальных проблем психологии, что может сложиться впечатление (между прочим, ошибочное!), что по любому вопросу нашей науки можно найти ответ у великого Льва Семеновича. Но, во-первых, он чаще обнажал суть той или иной проблемы, освещая возможные пути решения, чем давал исчерпывающие ответы, а во-вторых, есть такие понятия и даже области психологии, которых Выготский в своих экспериментальных и теоретических исследованиях почти не касался.

Одним из понятий, как-то не особо прижившихся на страницах его работ, является самосознание. Главная причина этого, наверное, в том, что в первой четверти двадцатого века интересы психологической науки сосредоточились в других областях, в те годы имевших большее значение. Да и в конце концов, за свою несправедливо короткую жизнь Выготский сделал так много, что было бы кощунством упрекать его за то, что он не смог объять необъятное.

Тем более интересно, по крупице выуживая из его работ суждения о самосознании, попытаться смоделировать видение этого психологического феномена великим ученым.

КАК МЫ ПОЗНАЕМ СЕБЯ?

В работе «Сознание как проблема психологии поведения» Л.С. Выготский рассуждает о связи сознания с рефлексами. Он говорит, что возможны бесконечно разнообразные степени сознательности, то есть взаимодействия систем, включенных в механизм действующего рефлекса. При этом сознание своих переживаний (а это уже и есть одна из подструктур самосознания) означает не что иное, как «имение их в качестве объекта (раздражителя) для других переживаний». Тогда сознание есть переживание переживаний.

Далее он рассматривает самосознание в связке с проблемой самонаблюдения и интроспекции. Для Выготского очевидна такая особенность самосознания, как доступность внутреннего опыта только одному лицу — самому переживающему этот опыт. Он пишет: «Только я сам и я один могу наблюдать и воспринимать мои вторичные реакции, потому что для меня одного мои рефлексы служат новыми раздражителями проприорецептивного поля... Движение моей руки, воспринимаемое глазом, может быть одинаковым раздражителем как для моего, так и для чужого глаза, но сознательность этого движения, те проприорецептивные возбуждения, которые возникают и вызывают вторичные реакции, существуют для меня одного. Они ничего не имеют общего с первым раздражением глаза. Здесь совершенно другие нервные пути, другие механизмы, другие раздражители».

Иными словами, Выготский делает здесь акцент на «физиологическом» уровне самосознания. Он предлагает внести модификации в экспериментальные психологические методики, построенные на интроспекции, в частности обращает внимание на то, что мысленные реакции испытуемого имеют не меньшее значение, чем вербальные.

По-видимому, он разделяет взгляды О. Кюльпе о невозможности мыслить, отдаваясь вполне мыслям и погружаясь в них, и в то же время наблюдать эти мысли. Такое разделение психики невозможно довести до конца. Сознание, направленное на себя, является вторичным моментом; нельзя уловить самый механизм сознательности — «именно потому, что он не есть рефлекс, то есть не может быть объектом переживания, раздражителем нового рефлекса, а есть передаточный механизм между системами рефлексов». Но как только мысль завершается, рефлекс замыкается, можно его сознательно наблюдать. То есть речь идет о факте несовпадения во времени «Я-действующего» и «Я-рефлексирующего» — еще одна закономерность самосознания, выделяемая Л.С. Выготским.

Представляется чрезвычайно важным замечание Л.С. Выготского о том, что механизм познания себя и познания других один и тот же. Он вступает в полемику с А.И. Введенским, считавшим, что мы познаем других постольку, поскольку познаем себя; только познав чужой гнев, я воспроизвожу свой. Выготский утверждает: «На самом деле было бы правильнее сказать как раз наоборот. Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других, и тем же самым способом, каким сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас. Я сознаю себя только постольку, поскольку являюсь сам для себя другим, то есть поскольку я собственные рефлексы могу воспринимать как новые раздражители. Между тем, что я могу повторить сказанное молча слово, и тем, что я могу повторить сказанное другим слово, — по существу нет никакой разницы, как нет принципиального различия и в механизмах: и то и другое обратимый рефлекс — раздражитель».

ОТНОШЕНИя МЕЖДУ СОЗНАНИЕМ И САМОСОЗНАНИЕМ

Предыдущее суждение вытекает, по сути, из основных идей культурно-исторической теории развития высших психических функций, согласно которой продуктами развития человека в процессе его истории стали многообразные орудия труда, преобразующие природу, и знаковые системы, преобразующие его самого. Используя знаки (прежде всего слова, образы, цифры), человек воздействовал на самого себя, трансформировав, перестроив все свои психические функции. Это позволило человеку перейти на принципиально более высокий уровень по сравнению с животными. У него возникло сознание, которое, по мнению, Л.С. Выготского, следует понимать как наиболее сложную форму организации нашего поведения, в частности, как известное удвоение опыта, позволяющее наперед предвидеть результаты труда и направлять свои же реакции к этому труду.

Принципиально важным и нестандартным для современников был взгляд Выготского на проблему соотношения сознания и самосознания. Говоря о «старой» и «новой» психологии, Выготский указывал на традиционную ошибку исследователей, отождествлявших психику и сознание. При «старом понимании» нелепо было ставить вопрос о том, что в психике следует различать явление и бытие. Сам он решительно утверждал, что в мире психики явление и бытие не совпадают: «Самонаблюдение дает нам фактически всегда данные самосознания, которые могут искажать и неизбежно искажают данные сознания. Эти же последние, в свою очередь, никогда полностью и прямо не обнаруживают свойств и тенденций всего целостного процесса, часть которого они составляют (речь идет о психофизиологическом процессе поведения. — И.В.). Отношения между данными самосознания и сознания, между данными сознания и процессом совершенно тождественны отношениям между явлением и бытием».

Эти слова Выготского свидетельствуют о понимании им самосознания как процесса субъективного, феноменологического, в отличие от «бытийного» качества сознания.

Но каким же образом возникает самосознание человека, по Выготскому? В чем источники его развития?

СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ САМОСОЗНАНИЯ

Все психологи помнят одно из важнейших положений Выготского о том, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, затем внутри ребенка.

Очевидно, что по аналогии с высшими психическими функциями функции самосознания проходят путь из социального плана во внутренний. Иначе говоря,
Л.С. Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания. Первым является собственная практическая деятельность человека, а вторым — общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения. В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя.

Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я». Но какова роль в развитии психики и, в частности, в развитии самосознания ребенка средовых и наследственных факторов?

Суть позиции Л.С. Выготского по этому вопросу заключается в следующем: «В качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики». Развитие каждой психической функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. Элементарные функции (ощущения, восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Психическое развитие есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения, которые практически слиты в процессе жизнедеятельности человека. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака различна на разных возрастных этапах: усиливается то значение наследственных предпосылок, то значение социальных влияний. В каждом конкретном случае необходимо изучать актуальное сочетание биологического и социального. Это в равной степени относится к развитию самосознания.

СОЗНАЮЩИЙ СЕБЯ СЕМИЛЕТКА

Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Л.С. Выготским подчеркивалась качественная разница в самооценке и самоотношении между дошкольником и семилеткой: «Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет». Следовательно, именно начало школьного обучения является моментом, когда взрослый может помочь ребенку активно развивать самосознание, приобретающее качественно новый уровень. Для школьного психолога это положение Л.С. Выготского имеет огромное практическое значение.

ИДЕИ ВЫГОТСКОГО СЕГОДНЯ

Итак, самосознание — это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Самосознание формируется в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей формирующейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно изменяется его самосознание. В свою очередь, и самосознание служит для них обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в данный момент времени), самосознание создает у человека ощущение своей определенности, самотождественности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления самосознания.

Развитие ребенка подчинено общим закономерностям. Одна из таких закономерностей, показанная Л.С. Выготским, состоит в том, что появление у ребенка новых психических образований обязательно связано, с одной стороны, с активностью самого ребенка, с его желанием познавать и действовать, а с другой — с организацией взрослым продуктивного сотрудничества с ребенком. Это возможно только тогда, когда познание становится для ребенка личностно значимым. Следовательно, для того чтобы развитие происходило оптимальным способом, необходимо, чтобы оно превратилось в саморазвитие.

Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Если в силу каких-то причин развертывания указанного процесса не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности.

Таким образом, чрезвычайно популярная в настоящее время идея саморазвития, условием которого является рост самосознания, базируется на высказанных еще в тридцатые годы положениях Л.С. Выготского и вытекает из его теории. Несмотря на фрагментарность суждений Л.С. Выготского об этой проблеме, его труды позволяют уяснить сущность и природу самосознания ребенка и построить систему практической работы по развитию детского самосознания.

Игорь ВАЧКОВ, кандидат психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Эталон Эксперт». Компания «Эталон Эксперт» предоставляет полный спектр профессиональных услуг по вступлению в СРО и оформлению свидетельств о допуске. Высококлассные специалисты компании «Эталон Эксперт» в самые быстрые сроки и по выгодной цене обеспечат получение СРО для Вашей организации. Прямое сотрудничество с надежными и проверенными саморегулируемыми организациями различных направлений деятельности, оплата работ только по факту их выполнения, большой опыт успешной работы и профессионализм специалистов компании, являются гарантами того, что все предоставляемые услуги соответствуют самым высоким стандартам качеств а и надежности. Узнать больше о предложении компании «Эталон Эксперт» можно по адресу http://get-sro.ru/