Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАСЬЯНС

Карточные технологии в профессиональном консультировании

В карточных профконсультационных методиках используется интригующая форма (раскладывание «пасьянсов», карточные игры). Эти методики обладают высокоэффективными операциональными возможностями. Сразу заметим, что в содержательном плане данные методики лишены какой бы то ни было мистики, хотя внешне они чем-то и напоминают гадание.

Главными достоинствами карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Примечательно, что попытки перевести некоторые карточные методики (особенно, игровые) «на компьютер» оказались неудачными, поскольку в «ручном» варианте проще и перемещать карточки, и делать с их помощью некоторые обобщения.

Нам карточные технологии представляются весьма продуктивными при моделировании жизненной и профессиональной судьбы молодого человека. Карточки — это текстовый материал, поэтому работа с ними чем-то напоминает «написание» своей будущей судьбы...

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ И ИГРОВЫЕ

Все разработанные нами профконсультационные карточные методики можно разбить на две основные группы: информационно-поисковые системы и игровые.

В индивидуальных информационно-поисковых системах клиент создает по определенным правилам образы своих профориентационных предпочтений (методика «Стратегия»), а также образы наиболее привлекательных профессий (методики «Карманный компьютер», «Формула», «Кто? Что? Где?»).

Внешне эти методики напоминают раскладывание пасьянсов, поэтому мы им дали название «профессьянсы» (от слов «профессия» и «пасьянс»). Главным преимуществом карточных технологий является возможность оперативной корректировки совершаемых выборов. Эти корректировки составляют важное условие для осознанных и самостоятельных действий клиента.

В игровых карточных системах делается попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (индивидуальная игра «Человек-Судьба-Черт», групповая игра «Страшный Суд») и основные этапы профессионализации человека (групповая игра «Карьера»).

Важнейшим активизирующим приемом данных методик является специально организуемый игровой «спор» консультируемого с ответами, написанными на карточках. В ходе такого спора клиент находит связь между своими игровыми возможностями и достижениями игры.

В индивидуальной игре «Человек-Судьба-Черт» имеются различные варианты сложности. В этой игре психолог в роли черта на определенном этапе начинает мешать подростку в достижении намеченных жизненных целей, что привносит в игру дополнительную интригу. В групповых играх «Страшный Суд» и «Карьера» есть возможность помогать тем игрокам, которых в игре преследуют неудачи.

Карточные профориентационные игры имеют значительный психотерапевтический потенциал. Важной особенностью этих игр является также их высокая динамичность. Кроме того, они позволяют охватывать моделируемую жизнь целиком, а не зарываться в обсуждение частных вопросов.

НЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ

Можно обозначить некоторые проблемы практического внедрения карточных профконсультационных методик.

Во-первых, необходимо много времени для их проведения: от 40 минут до 1,5—2 часов в индивидуальных процедурах и от 2 до 3,5 часов в групповых. Правда, здесь стоит отметить, что психотерапевты тратят на своих клиентов гораздо больше времени, хотя решаемые ими проблемы ничуть не сложнее, чем планирование человеком своих профессиональных и жизненных перспектив.

Во-вторых, есть сложности, связанные с изготовлением и приобретением данных методик. Издать методические комплекты достаточно сложно. А, например, для того чтобы самим нарисовать карточки к игре «Формула», необходимо затратить от 6 до 10 часов.

В-третьих, самостоятельно освоить данные методики непросто. Первоначально нам казалось, что карточные методики очень просты, так как большинство школьников легко понимали правила работы с ними и могли через некоторое время играть самостоятельно. Но просто участвовать в игре и организовывать игровое взаимодействие — это все-таки не одно и то же.

Примечательно, что те специалисты, которые освоили самостоятельно карточные методики, через некоторое время стали создавать аналогичные игры или же модифицировать предложенные нами варианты. Таким образом, важный эффект карточных профконсультационных методов — это их активизирующий потенциал применительно уже к самим профконсультантам, которые начинают работать творчески.

Сегодня мы предлагаем вам описание одной из информационно-поисковых систем.

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук,
г. Москва

Профессянс "ФОРМУЛА-5"

Название методики основано на «формуле профессий», разработанной Е.А. Климовым. Как известно, эта формула включает четыре группы характеристик профессионального труда.
Настоящая методика содержит пять групп характеристик профессионального труда. «Формула-5» предназначена для оперативного поиска (или уточнения) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными характеристиками профессий.
Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает примерно 30—50 минут.

Наглядный образ

Все карточки заранее должны быть разложены на пять групп.
Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками: необходимо по определенным правилам составить образ наиболее привлекательной профессии.
Далее предлагается первая группа карточек — цели труда (см. перечень карточек). Эти карточки необходимо расположить в ряд на столе в таком порядке: от наиболее привлекательных для клиента целей (слева) к наименее привлекательным или отвергаемым (справа).
Тут же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки, цели которых ему сложно реализовать в настоящий момент (по самым разным причинам).
Таким образом, перед вами мотивационно-операциональная картина целей профессиональной деятельности. То есть вы видите, что хотел бы делать клиент и как он оценивает свою готовность к этому.
На данном этапе не стоит обсуждать сделанный расклад.
После этого клиенту предлагается аналогично разложить и другие группы карточек. В итоге на столе оказываются проранжированными и оцененными с точки зрения «достижимости» все пять групп карточек (перед консультантом и клиентом пять рядов по девять карточек в каждом ряду). Такая наглядность позволяет создать целостный образ выбираемой профессии.

Подумай и угадай

Затем психолог задает уточняющие вопросы для выявления противоречий в разложенных карточках и, по возможности, корректирует эти противоречия. Например, клиент хотел бы в будущем «исследовать что-либо, делать открытия» (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но «знаковые системы», без овладения которыми сложно представить современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, «отвергаемого» края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит, и по своему будет прав. Но профконсультант может озадачить клиента с помощью вопросов. Ни в коем случае не следует «переубеждать» клиента. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.
Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка.
По отобранным карточкам клиенту предлагается «угадать», с какими профессиями эти характеристики соотносятся.
Например, клиент отбирает следующие карточки: «перемещение, транспортирование», «техника», «механические средства», «особые условия», «льготы, высокая зарплата» и «сидячая работа». Этот комплекс, скорее всего, может быть соотнесен с профессией водителя, в меньшей степени — с профессией автослесаря (резервные варианты — слесарные и станочные специальности). Сначала должен попытаться назвать профессии сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.
Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности, тогда клиенту предлагается дополнительно выбрать еще одну-две карточки (всего не более восьми).

Некоторые приемы

Оставшиеся на столе карточки позволяют подтвердить правильность выявленных профессий. Например, если клиент остановился на профессии водителя, но карточки «открытый воздух» и «относительная самостоятельность» находятся справа (среди отвергаемых характеристик профессионального труда), то, скорее всего, профессия водителя ему вряд ли подойдет.
Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки. Они показывают, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д.
Например, если для выбранной клиентом профессии подходят семь карточек из восьми, но среди этих семи шесть — перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта.
При «угадывании» по карточкам тех или иных профессий эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных.
Например, в одной группе могут оказаться карточки «организовывать людей», «взрослые люди», «голос», «помещения с людьми», в другой группе — «обслуживать». Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния между карточками будут определять их сходство, то получится своеобразная «молекула профессий». При этом степень сходства между карточками («валентные связи») должен определять сам клиент (с помощью профконсультанта), поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Советы коллегам

Опыт использования данной методики показывает, что она требует от профконсультанта определенного навыка. Желающим приобрести такой навык советуем самостоятельно нарисовать карточки для данной методики («прочувствовать» ее своими руками), затем потренироваться на себе (как бы несколько раз «проконсультировать» себя) и на близком человеке. Только после этого можно использовать методику в работе.
Для самостоятельного изготовления карточек лучше всего использовать плотный ватман. Тексты можно отпечатать на машинке, декоративные линии — проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу из строя), для нанесения красноватого фона — использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге.
Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить коробочку из плотного картона и подписать ее.
Каждый профконсультант может изменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом, но для начала мы советуем попробовать наш вариант.

ПЕРЕЧЕНЬ КАРТОЧЕК К ПРОФЕССЬЯНСУ "ФОРМУЛА-5"

1. Цели труда — Ц

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать
Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия
Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо
Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, осуществлять монтаж, сборку
Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучать, воспитывать, консультировать)
Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое
Ц-7. Организовывать людей, руководить
Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо
Ц-9. Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда — П

П-1. Техника
П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)
П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы
П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)
П-5. Система идей, наука
П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)
П-7. Взрослые люди
П-8. Дети (дошкольники и школьники)
П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке

3. Средства труда — С

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также «золотые руки»)
С-2. Механические (станки, машины и другая техника)
С-3. Автоматические (работающие по заданной программе)
С-4. Компьютеры и микрокалькуляторы
С-5. Знания, способы мышления, память
С-6. Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным)
С-7. Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи)
С-8. Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух и т.д.)
С-9. Голос (владение тембром, интонациями)

4. Условия и организация труда — У

У-1. Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет)
У-2. Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория)
У-3. Разъезды, частые командировки
У-4. Относительная самостоятельность (самому за все отвечать)
У-5. Открытый воздух
У-6. Экстремальные условия (в воздухе, на воде и под водой, в шахте, космосе, на войне и прочее)
У-7. Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство)
У-8. Изысканные отношения, престижные знакомства
У-9. Высокая официальная зарплата, льготы (последние связаны с тяжелой работой, нервными и моральными затратами)

5. Особенности работы — О

О-1. Минимальный риск судимости («честная» профессия)
О-2. Минимальная профессиональная вредность («здоровая профессия»)
О-3. Возможность выпивать и ругаться на работе
О-4. Повышенная ответственность (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей)
О-5. Приключения, риск, азарт
О-6. Чаевые, подарки (возможность дополнительного заработка)
О-7. Тихая, спокойная работа
О-8. Работа преимущественно сидя
О-9. Работа в постоянном движении

Публикация статьи произведена при поддержке компании Окна «Габарит». Если Вы хотите по выгодной цене купить высококачественные металлопластиковые окна, которые обеспечат максимальную защиту Вашего дома от потери тепла, шума и пыли с улицы, то предложение компании Окна «Габарит» для Вас. На Ваш выбор большой ассортимент ПВХ окон Veka, Rehau и Gealan, пользующихся признанием по всему миру, благодаря своему качеству и долговечности. Специалисты компании Окна «Габарит» в самые быстрые сроки доставят приобретенные окна и произведут надежный монтаж, стеклопакетов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и рассчитать стоимость окна можно на официальном сайте компании Окна «Габарит», который располагается по адресу http://www.okna-b-spb.ru/