Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2000

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ВИКТОР, КАСПАР, ДЖЕНИ...
КТО СЛЕДУЮЩИЙ

Способен ли представитель вида Homo Sapiens, будучи исключен из общения с себе подобными, стать полноценным человеком? О том, что на этот вопрос существует единственный и, увы, неутешительный ответ, люди догадывались давным-давно. Красивая сказка Киплинга о мальчике, воспитанном волками, впечатляет своим глубоким философским подтекстом, однако ничего общего не имеет с действительностью. Еще в античных источниках упоминается о «диких людях», которые, судя по всему, оказались в малолетстве оторваны от человеческого общества, чудом выжили, но стать людьми так и не сумели.

Первый научно документированный пример такого рода относится к концу ХVIII века. В 1799 года на юге Франции, близ города Авейрон, охотниками был отловлен мальчик лет двенадцати. Предполагалось, что он потерялся в лесах и жил там как дикое животное. Выдающийся врач и педагог Жан Итар взял на себя труд воспитания мальчика, нареченного Виктором. Итар предпринял колоссальные усилия, которые увенчались более чем скромным результатом: Виктор хотя и утратил облик и поведение животного, однако усвоил только несколько слов и интеллектуально остался на весьма примитивном уровне. Дожил он примерно до сорока лет.

Крупнейший психиатр того времени Филипп Пинель объявил Виктора идиотом. Против этого имеется серьезное возражение: мальчик все же обладал достаточным интеллектом, чтобы самостоятельно поддерживать свое существование в диком месте. Этого, однако, оказалось совершенно недостаточно, чтобы стать человеком в подлинном смысле этого слова. Важный этап социализации оказался безвозвратно упущен.

Еще более драматичный и загадочный пример такого рода явил миру знаменитый Каспар Хаузер, который первые годы жизни провел в изоляции и впоследствии также столкнулся с непреодолимыми трудностями в попытках приобщения к человеческому обществу.

Науке известно несколько таких примеров. Все они относятся к весьма отдаленному прошлому. В этой связи возникают сомнения: не были ли упущены какие-то возможности педагогического воздействия, которые позволили бы достичь более обнадеживающих результатов? Ведь кажется, что современные специалисты из любого «дикаря» могут «сделать человека». Что ж, имеется и пример сравнительно недавний.

4 ноября 1970 года работником социальной службы городка Аркадия, штат Калифорния, было сделано страшное открытие. В убогом домишке в чулане была обнаружена девочка лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком заточении всю свою жизнь. Ее мать, которая страдала психическим расстройством и отличалась крайне неадекватным поведением, не пожелала (или не смогла) объяснить свою «педагогическую концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме. Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки подкармливала, не давая ей умереть с голоду.

Впрочем, если б не случайная находка социального работника, жить девочке оставалось бы недолго. Состояние ее организма было удручающим. Иного и трудно ожидать при отсутствии полноценного питания, солнечного света, свежего воздуха и физической активности. Но еще более плачевным было ее психическое состояние. Несчастная девочка не только не умела выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких не имела. Все ее поведение сводилось к примитивному набору инстинктивных рефлексов.

Естественно, бедная девочка была отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким именем ее нарекли — взяла на себя целая команда специалистов из Калифорнийского университета под руководством психолога Дэвида Риглера.

Долгие годы были посвящены титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени. Итоги этой работы были представлены общественности в 1994 году в научно-популярной передаче по общенациональному телевидению (кадр из нее — на фото). Увы, результаты, несмотря на весь гуманистический пафос проделанной работы, оказались неутешительными: человеком Джени так и не стала, повторив печальный опыт Виктора, Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати, в этой связи возникают резонные вопросы к теологам. В каком состоянии пребывает душа в этом человеческом по виду теле? Можно ли вообще за набором примитивных рефлексов найти хоть какой-то намек на существование души? Если, согласно религиозному канону, человеческое тело в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем это проявляется в подобных случаях?)

Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо.

Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные декларации воспитателей-«гуманистов», призывающих «не мешать» естественному развитию ребенка. Среди них, наверное, много замечательных людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку. Вот только им не мешало бы сверить свои идеалистические установки с печальными примерами, один из которых носит имя Джени. Потому что дикаря можно вырастить не только в чулане.

Сергей СТЕПАНОВ