Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2000

РЕПОРТАЖ

УНИФИКАЦИЯ ПМПК

В последнее время Министерство образования РФ активно работает над нормативно-правовой и методической базой по обеспечению деятельности психологов в системе образования. Недавно в «Школьном психологе» (№ 39, 2000 г.) мы рассказывали о совещании руководителей ППМС-центров, которое проходило в Москве с 19 по 21 сентября. Там был заложен первый камень в основание нового «здания» — пакета документов, регулирующих различные стороны деятельности ППМС-центров.

Теперь пришла очередь ПМПК. Отделом практической психологии и охраны здоровья 19–20 октября было проведено Всероссийское научно-методическое совещание руководителей психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) «Нормативно-правовое обеспечение и содержание деятельности ПМПК. Формы, содержание и методы работы специалистов ПМПК».

Конференц-зал АПКиПРО не мог вместить всех желающих, поэтому опоздавшие вынуждены были сидеть в коридоре. А это, по мнению «завсегдатаев», для подобных мероприятий большая редкость. Как выяснилось позже, в совещании приняли участие 251 человек из 60 регионов всех федеральных округов России. Были и представители разных ведомств: Министерства здравоохранения, Министерства культуры, а также эксперты международного проекта TASIS.

За два дня участники сумели творчески осмыслить проблемы, актуальные для ПМПК, и наметить конкретные меры по их разрешению. На рассмотрение был представлен проект положения о ПМПК.

Сейчас немало детей нуждаются в специализированной психологической помощи, поэтому особенно остро стоит вопрос об организации коррекционно-развивающей работы. Деятельность ПМПК будет эффективной только при условии межведомственной интеграции: в организацию работы ПМПК свою лепту должны внести Министерство образования, Министерство здравоохранения и Министерство социальной защиты.

Этим проблемам были посвящены выступления начальника Управления специального образования Д.С. Шилова и эксперта международного проекта TASIS Д.И. Зелинской.

Более конкретно ситуацию вокруг ПМПК обрисовала Г.В. Грибанова — главный специалист Управления специального образования Минобразования России. ПМПК сейчас крайне неоднородны: они существуют в различных формах (психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов, психолого-медико-педагогических консультаций), имеют различную ведомственную принадлежность, различный статус (муниципальный, региональный, районный и др.). Унификация ПМПК открывает широкие возможности для ее совершенствования. Потенциал же ПМПК практически в каждом регионе достаточно высок, поскольку в них работают профессионалы высокого класса.

Галина Владимировна отметила, что важно определиться и с названием. Нужно выбрать: психолого-медико-педагогическая комиссия или консультация? Докладчик высказалась в пользу «комиссии». Приоритетной деятельностью таких комиссий должна стать профессиональная работа с родителями. Именно в союзе с ними можно найти оптимальную для данного ребенка траекторию развития.

Вопрос статуса ПМПК, считает Г.В. Грибанова, важен еще и потому, что он определяет степень независимости комиссии при принятии решений о судьбе ребенка. Один из путей развития ПМПК — это придание ему статуса самостоятельного учреждения системы образования.

Задачи ПМПК с точки зрения медиков рассмотрели И.А. Коробейников (ведущий научный сотрудник отделения клинико-психологических проблем психического развития Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ) и Л.А. Андреева (заместитель главного врача городской психоневрологической детской больницы № 6 г. Москвы, заместитель председателя городской ПМПК). Эти докладчики подробно остановились на проблемах диагностики.

Об этих проблемах говорила и С.А. Забрамная (профессор кафедры олигофренопедагогики МПГУ). Она считает, что нельзя идти путем строгой унификации методик. Специалисты, занимающиеся диагностикой, должны иметь банк методик, из которых можно было бы выбирать то, что необходимо в каждом конкретном случае.

М.М. Семаго (доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО) в качестве основной проблемы выделил терминологическую. Сейчас, по его мнению, необходимо говорить о технологиях деятельности психолога, в частности, технологиях коррекционной работы.

Актуальный вопрос подготовки специалистов для работы в ПМПК затронула в своем выступлении И.Ю. Левченко (заведующая кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного открытого университета). Она считает, что подготовка специалистов для ПМПК должна быть практико-ориентированной.

О.Е. Грибова (заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии АПКиПРО) уточнила, что программа подготовки специалистов должна быть федеральной. Важно обратить внимание на сертификацию специалистов.

Эти и многие другие проблемы деятельности ПМПК стали предметом активного обсуждения на двух «круглых столах», которые прошли в первый и второй день совещания: «Организационно-правовые и научно-методические принципы деятельности ПМПК в современных условиях» и «Дифференциальная технология обследования детей в условиях ПМПК в зависимости от характера отклонений в развитии и возрастных особенностей». Заинтересованность участников была столь велика, что, несмотря на строгий регламент, все желающие едва успели высказаться. Кстати, всего на пленарных заседаниях и «круглых столах» прозвучало 22 доклада и 34 выступления.

Не менее активно шла работа над резолюцией конференции и проектом «Положения о ПМПК»: было сделано более ста замечаний и предложений.

Резолюция, принятая на совещании, носила конкретный характер.

Для ее реализации предусматривается совместная деятельность Министерства образования и Министерства здравоохранения.

В резолюции подчеркивается, что необходимо как можно быстрее принять «Положение о ПМПК» и сформировать государственный заказ на проведение научно-исследовательских работ по созданию банка данных сертифицированных диагностических и коррекционно-развивающих методик и программ.

Органам управления образованием рекомендовано в ближайшее время обсудить представленный проект «положения» на местах и прислать в Министерство образования предложения по его доработке.

Параллельно с этим создается рабочая группа, которая займется доработкой проекта. Окончательный вариант должен быть представлен в отдел практической психологии и охраны здоровья детей не позднее 20 декабря 2000 года.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Мы предлагаем нашим читателям также принять участие в обсуждении этого проекта. Его текст опубликован ниже. Свои предложения направляйте в рабочую группу по адресу:
г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6, Минобразование России, начальнику отдела практической психологии и охраны здоровья детей И.М. Каманову.
Тел./факс: (095) 923-18-19