Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ...

Окончание. Начало в № 43, 2000 г.

Для получения обратной связи с помощью анкетирования можно использовать процентные соотношения, а не шкалы.
Например: Сколько процентов информации вы получили от запланированного вами объема?
Можно попросить участников заполнить круговую диаграмму (рис. 1). Для детей это задание можно сделать образным.
Например: Представьте, что наше занятие — это круглый пирог, который разрезан на кусочки, а все они — разные. Сколько было интересного, полезного, неожиданного, нового на занятии? Разделите этот «пирог» сами на кусочки разного размера и пометьте, что именно обозначает каждый кусочек.
Желательно, чтобы анкета охватывала разные стороны занятия. Например, можно попробовать сформулировать вопросы так, чтобы они касались и эмоциональной, и когнитивной, и поведенческой сторон личности человека.
В анкету можно включить вопросы о динамике состояния.
Например: Нарисуйте кривую, отражающую изменение вашего настроения в течение нашего занятия. В точках спада и подъема можете обозначить причину, из-за которой это произошло (рис. 2).

Очень информативны, интересны и легко поддаются сравнению вопросы с использованием какой-нибудь одной части речи.
Например: Опишите свое настроение с помощью трех прилагательных (трех существительных, трех глаголов).
Можно также попросить заполнить анкету. обязательное требование: в анкете должен быть хотя бы один открытый вопрос.
Например: Ваши пожелания, замечания, предложения ведущему.
В анкете желательно указать дату заполнения, пол, тренинговое имя.
Предлагаем вашему вниманию вариант анкеты для работы с подростками (см. внизу).

АНКЕТА

МОЕ ИМЯ:________________________________________________________

1. Сегодняшнее занятие произвело на меня большое впечатление

5 4 3 2 1

Не произвело большого впечатления

2. Я полностью удовлетворен своим поведением сегодня

5 4 3 2 1

Неудовлетворен

3. Я извлек для себя много полезного из сегодняшнего занятия

5 4 3 2 1

Я не извлек большой пользы для себя из сегодняшнего занятия

4. Сегодня я чувствовал себя совершенно спокойно

5 4 3 2 1

Я чувствовал себя очень беспокойно

5. Думаю, я оказывал сильное влияние на ход работы группы

5 4 3 2 1

Я не оказывал существенного влияния на ход работы группы

6. В сегодняшнем занятии для меня было
самым полезным_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
самым бесполезным____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
самым приятным_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
самым неприятным_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________

7. Мои замечания, предложения и пожелания ведущему_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ЛИСТЫ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

На стене всегда должно быть место для анонимного диалога. С этой целью одновременно может висеть до трех листов. Тематика диалога должна быть обозначена психологом и написана крупными буквами. Этим снимается психологический барьер для ребенка: он не будет первым писать на чистом листе на стене в кабинете психолога (это же с детства запрещается: писать на стенах). Так мы ребенка приглашаем к диалогам: «Открытое письмо», «Записки. Комментарии. Предложения», «Ваши вопросы» и т.д.

Даже если появится что-то нецензурное, пусть лучше это будет у вас (вы сможете это оценить правильно и профессионально), чем в туалете маркером. Лист с нецензурными выражениями заменяется на чистый. Но, честно говоря, в моей практике такого не было.

КОНВЕРТЫ НА СТЕНЕ

Эта форма обратной связи является полностью анонимной. В кабинете психолога висит несколько конвертов, куда дети (а при желании и педагоги) кладут записки «по теме».

Название каждому конверту может придумать сама группа. Так, одна из моих первых групп (учащиеся восьмого класса) придумала следующие названия четырем конвертам: «Для несчастий и проблем», «Чего ты добился в этом столетии?», «Для моих маленьких открытий» и «Для радостей и счастья».

Дети с удовольствием писали мне записки. Причем не только участники этой группы, но и все остальные тоже.

Что самое интересное, меньше всего записок было там, где я думала их будет больше всего — в конверте «Для несчастий и проблем». Не бойтесь этого конверта. Его материалы могут стать основой для интересного социально-психологического исследования.

Вот такие записки вы можете получить.

«Для несчастий и проблем»

Я поругалась с сестрой.
Вы подыгрывали Савельеву.
У меня умерла моя любимая собака Маня.

«Чего ты добился в этом столетии?»

Живу я в этом столетии очень мало — всего 13 лет. Но много можно отметить хорошего (хочется так думать) в моей жизни. Главное — я родилась. Я живу, я взрослею. Я мало чего добилась. Но есть открытия. Попробуйте догадаться. Я учусь в 8 «Б», у меня подруга Настя и много знакомых. Есть самые лучшие друзья. А еще целый век впереди.
Помирилась с сестрой.
Мне наконец подарили новую собаку.
Я встретилась с подругой всей моей жизни (очень надеюсь, что всей жизни).
Я получил «пять» по русскому и «пять» по литературе.

«Для моих маленьких открытий»

Странно, но мы не обращаем внимания на других людей, а ведь их мир очень интересен. У них есть проблемы, задачи, цели. Общаясь с ними, ты много узнаешь — узнаешь то, о чем даже и не подозреваешь. Нежданно-негаданно. Я советую всем пообщаться с малознакомым человеком, и сразу же мысли будут самыми лучшими на свете. Желаю всем людям счастья.
Оказывается, не я одна страдаю. На самом деле многие страдают. Вообще-то, раньше мне казалось, что меня одну занимают какие-то мысли, но на самом деле нет.
Я должна делать то, что хочу, и не думать, что про это скажут окружающие. И еще я должна более открыто разговаривать со своей лучшей подругой.
Теперь я не стесняюсь.
Я позавчера почти дошел до дома один.
Я сегодня открыла для себя самое заветное — смех помогает в общении.

«Для радостей и счастья»

Скоро каникулы!!!
Я рада, что я живу.
У меня сегодня просто классное настроение, потому что жизнь прекрасна.
У меня вышла замуж мама!!! (мальчик)
Нет ни одной «2» на неделе с 6 по 12 марта
.

Особенно много записок в эти конверты пишут те дети, с кем не проводится регулярная сопровождающая психологическая работа. Им не хватает опыта публичного раскрытия своих чувств и переживаний, поэтому анонимная форма связи для них является наиболее оптимальной.

Бутылка

На первом групповом занятии участникам обычно предлагаются определенные ритуалы, одним из которых может стать «Бутылка».
В бутылку во время занятий участники складывают записки со своими мыслями, пожеланиями, впечатлениями.
На последнем же занятии можно провести завершение этой работы таким действием. Заполненная бутылка разбивается самым сильным участником или тем, кому группа доверит это сделать. Каждый получает равное количество записок, которые потом (по согласованию с группой) зачитываются. Записки можно комментировать, обсуждать. Автор же по своему желанию может высказываться, а может остаться неузнанным.
Во избежание обнаружения авторства записок (особенно в подростковой группе), их может зачитывать ведущий.
В целом это действие, если оно хорошо продумано, может явиться отличной концовкой работы с группой.

Кто я?

В основе этой формы обратной связи лежит известная методика «Двадцать высказываний», предложенная М. Куном и Т. Мак-Партландом. В данном случае она используется как демонстрационно-динамическая.
Эта методика может предъявляться от трех до пяти раз за время работы с данной группой или в конце каждого занятия.

Инструкция

Ребята! На листочке, который вы получили, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это двадцать раз, причем, ответы не должны повторяться. Во время написания не отвергайте любые детские высказывания о себе, которые приходят в голову. Использовать можно только существительные (в крайнем случае — прилагательные или деепричастия).
При обработке и систематизации ответов нужно обращать внимание на деятельно-динамические особенности: характеристики, описывающие внутренние изменения человека.

Рисунки

В качестве обратной связи можно применять различные арт-терапевтические техники. Например, рисуночные. С их помощью возможно извлечение более глубоких состояний личности, чем, например, в цветописи. Рисунки могут фиксировать устойчивый эффект от работы психолога. Такие рисуночные методы могут также стать самостоятельным упражнением — это должен решать ведущий в зависимости от этапа развития группы.

Упражнение «Три краски»

(Из книги Субботиной Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997.)

Инструкция

Ребята! Выберите, пожалуйста, три краски, которые, как вам кажется, гармонируют между собой (подходят друг к другу). И заполните ими весь лист.
(Выполняют.)

Теперь придумайте, поворачивая лист по кругу, хотя бы три названия для этого рисунка.
Можно в инструкции сделать акцент на сегодняшнем состоянии человека. Это упражнение также развивает воображение ребенка, способствует раскрытию его внутреннего потенциала и дает ему возможность испытать чувство успешности.

Первое впечатление

Использование этого упражнения в качестве обратной связи оказывается вторичным, дополнительным «бонусом» к его самостоятельной ценности. Упражнение «Первое впечатление» лучше всего использовать при завершении группового занятия. Оно может состояться только тогда, когда есть хотя бы минимальное общее групповое содержание; также оно является своеобразной двигательной разминкой.

Инструкция
(для первого занятия)

Ребята! Вы уже познакомились, немного узнали друг друга. И у каждого из вас сложилось какое-то первое впечатление о других участниках. Сейчас вы все будете передвигаться по комнате, и вашей задачей будет написать каждому (включая ведущего) свои первые впечатления о нем. Записывать эти впечатления нужно на листочке, приколотом на спине.
Итак, возьмите листочки и булавки, приколите листочки друг другу на спину и, когда зазвучит музыка, подходите друг к другу и пишите свои первые впечатления.

Реквизит: листы бумаги А4, булавки, фломастеры, запись музыки.
Время проведения: 20–25 минут.
После выполнения упражнения происходит зачитывание наиболее интересных впечатлений и их обсуждение.
Хочу заметить, что это упражнение дает несколько поверхностную обратную связь. Зато его можно использовать для того, чтобы дать ненавязчивую анонимную обратную связь участникам от ведущего. Первые впечатления ведущего должны нести участникам некоторый познавательно-развивающе-удивляюще-подтверждающий эффект.

Послесловие

В заключение хотелось бы добавить, что каждый психолог сам придумывает способы и формы обратной связи. Главное, не забывать слова, которые сказал Г. Мюнстерберг: «Кто же будет так неразумен, чтобы обращаться к расписанию поездов для решения вопроса о том, ехать ли на север или на юг? Все мы сперва решаем, какой цели хотим достигнуть, а затем ищем средства, с помощью которых эта цель может быть достигнута».

Ольга БАРЧУК,
психолог школы № 630,
г. Москва