Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

КОЛЛЕГИ

ФАКУЛЬТЕТ ВЗАИМНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

Интервью с деканом психолого-педагогического факультета
санкт-петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена,
кандидатом психологических наук Виктором Васильевичем СЕМИКИНЫМ

Часто психолог, окончивший вуз и даже получивший соответствующую специализацию, придя в школу, обнаруживает, что он
не готов к работе. Как вы считаете, в чем причина такого явления?

Мне кажется, что готовность специалиста к деятельности, как и готовность человека к жизни, — это вечная проблема.
Как организовать учебный процесс? Каким должно быть содержание образования? Какая нужна технология обучения? Как добиться, чтобы специалист, получив диплом, быстро и успешно (я не говорю — легко) адаптировался к своей деятельности?
Эти вопросы, особенно важные для человековедческих профессий — врача, учителя, практического психолога, — всегда ставились и обсуждались. Тем не менее мы постоянно продолжаем встречаться с этой проблемой. Более того, сегодня она стоит еще острее, поскольку в нашей жизни появилось понятие «безработица».
Наш вуз, как учебно-методический центр, получил задание от министерства на разработку нового поколения стандартов образования. В них будут заложены новые требования. Если раньше выпускник института должен был, прежде всего, обладать определенными знаниями, то в новом стандарте от него в первую очередь требуется, чтобы он владел определенными умениями.

Как этого достичь?

Прежняя система обучения была построена на информационно-объяснительном принципе. Главной задачей было вооружить человека фундаментальными знаниями, а практика считалась делом самой практики. В результате специалист получал необходимые умения и навыки уже непосредственно в процессе работы.
Вообще-то говоря, вопрос соотношения между знаниями и умениями решить не так просто. Мы не можем готовить специалиста сразу и «навсегда», жизнь быстро меняется, и меняются требования к его деятельности, меняется ее содержание.
Мы полагаем, что практическая подготовка психолога должна стать системообразующим фактором, «стержнем» всей профессиональной подготовки. Нам необходимо отталкиваться именно от практики, вокруг нее выстраивать все остальные курсы. Для этого следует хорошо понимать, каким должен быть специалист, какими знаниями, умениями и навыками ему надо обладать.

Каких специалистов, кроме педагогов-психологов, готовят на вашем факультете?

Мы готовим социальных педагогов, социальных работников и клинических психологов.

Одна из проблем, с которой сталкиваются выпускники вашего университета, — это проблема взаимодействия различных специалистов в школе. Если психолога еще как-то пытаются учить работать с учителем, то обратного не бывает почти никогда...

Совершенно верно.

Что в вашем университете делается в этом направлении?

Вы затронули глобальную проблему, которая сегодня действительно почти не решается. Как подготовить специалиста, который умел бы работать не только самостоятельно, но и в команде, чтобы он был готов к взаимодействию с другими специалистами для решения общей задачи?
У себя на факультете мы стараемся согласовать подготовку разных специалистов. Сегодня при разработке учебных планов мы предусматриваем единую логику, особенно в практической подготовке. Мы составляем планы таким образом, чтобы студентов разных специальностей можно было сводить вместе на практике в ППМС-центрах. То есть мы уже готовим их к работе в команде.
Кстати, с подобными трудностями сталкиваются и в других странах. Например, мы встречались на конференциях с руководителями психологических служб Бельгии. Они говорили о том же — неготовности специалистов к работе в команде. И это при том, что в Бельгии основная форма работы — это ППМС-центры. Эта форма сама по себе требует слаженной работы специалистов разного профиля над общей задачей.

Проблема взаимодействия в школе может быть сглажена уже во время подготовки будущих учителей...

Мы над этим очень серьезно работаем. Наш факультет не только готовит узких специалистов, но еще и участвует в подготовке учителей. Мы как бы обслуживаем все факультеты, ведя психолого-педагогическую подготовку преподавателей всех специальностей.
Для нас сегодня является важным именно качество психолого-педагогического образования. Мы должны нести учителю психологическую культуру, то есть не только дать ему знания, сделать психологически грамотным, но и обеспечить практическую подготовку.
Например, мы не просто читаем курс общей психологии — процессы, структуры и так далее, — но стараемся выходить на конкретные вопросы, с которыми учитель может встретиться в своей практике.

Мы говорили о подготовке будущих специалистов. А есть ли у вас какое-то влияние на то, что происходит в школах, в системе образования?

В РГПУ есть очень хорошая традиция. Многих наших ученых и преподавателей приглашают в качестве научных руководителей в различные образовательные учреждения. Такая практика очень распространена в городе. Тем самым школа получает возможность контакта с современной наукой. Но выгода здесь не односторонняя: происходит взаимообогащение, те же научные руководители возвращаются в вуз, на кафедру, с реальным видением сегодняшних задач.
Кроме того, мы занимаемся повышением квалификации. Для этого в университете есть соответствующая структура, в работе которой принимает участие и наш факультет.
Сегодня мы устанавливаем договорные отношения с разными образовательными учреждениями, в том числе школами и детскими садами. Получается своеобразная производственная база, экспериментальная площадка, где мы работаем вместе со студентами, аспирантами, магистрантами. Есть и встречное движение. К нам на кафедры приходят опытные специалисты-практики из образовательных учреждений.
Мы сейчас создаем межведомственные творческие лаборатории с целым рядом ППМС-центров. Там собраны интересные материалы, авторские технологии, но часто сотрудники этих центров не могут их осмыслить, не могут выйти на научный уровень теоретического обобщения и обоснования, иногда не могут даже оформить и издать методические рекомендации.
В этих творческих лабораториях мы вместе с практиками разрабатываем несколько крупных проблем. Например, в Красносельском районе создается лаборатория по проблеме сохранения психического здоровья и профилактики зависимостей, а в Приморском районе — психодиагностическая лаборатория.
В Кировском районе действует Федеральная экспериментальная площадка, где мы выступаем в качестве научных руководителей. Здесь мы разрабатываем идею интегральной службы сопровождения как фактора совершенствования территориальной образовательной системы.

В ваших словах мне слышится явный уклон в сторону центров...

На самом деле все это делается во имя школы. Например, упомянутая интегральная служба сопровождения должна работать на образовательное учреждение, причем конкретно, то есть создавать образовательную среду, проектировать условия, моделировать их, сопровождать всю работу. Среда должна быть комфортной, благоприятной, развивающей и для ребенка и для учителя.

Получается, что на школу вы «выходите» через центры?

Есть и другой путь — прямые договорные отношения с целым рядом школ, гимназий, детских домов, где тоже работают наши специалисты и студенты.
Кстати, наши студенты очень хорошо понимают важность раннего включения в практику. На третьем курсе примерно 30% студентов уже работают в качестве стажеров-помощников в разных учреждениях. На четвертом — таких студентов уже около 50%, на пятом — 60–70%.
А на нашем заочном отделении вообще удивительный контингент. Это зрелые люди, имеющие опыт практической работы и осознавшие важность теоретических знаний. Все, что им дают, ложится на подготовленную почву, они умеют тут же преломить полученные знания в практической плоскости.
И самое главное. Мы осознали, что можно создать механизм, в котором бы все задачи решались в комплексе, в неразрывной связи. Это — учебно-научно-производственный комплекс.
Это не просто идея, она базируется на неразрывной связи с образовательными учреждениями. В рамках комплекса мы планируем создание у себя мастерских, например психологической помощи или психотерапии, и лабораторий, например психофизиологии, где студенты могли бы во время учебного и внеучебного процесса готовить рефераты, курсовые проекты, дипломные работы, действовать в одной команде, возглавляемой специалистом, мастером своего дела.
Вот этой идеей мы сейчас все воодушевлены.

Беседовал Марк САРТАН
Психолого-педагогический факультет
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Тел.: (812) 311-99-10