Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2000

РЕПОРТАЖ

И СНОВА ЭТА САМАРА!

После выхода тематического номера «Самарская область» (см. «Школьный психолог», № 42, 1999 г.) многие наши читатели при личном общении стали не без ревности говорить: «Ну что вы все пишете про Самарскую область!» Действительно, интересный и уникальный опыт есть у многих. Но надо отдать должное самарцам: их модель психологической службы реально действует в пределах целого региона.
В 1999 году в Самаре прошел обучающий семинар-презентация «Психологическая служба области. Опыт Самары», организованный Самарским региональным социопсихологическим центром совместно с еженедельником «Школьный психолог». Его участники, посещая различные образовательные учреждения, смогли на практике познакомиться с организацией работы. Тогда же было решено провести еще один семинар, для того чтобы показать деятельность областной психологической службы не только на примере Самары и близлежащих районов, но и более отдаленных территорий.
Этот семинар «Опыт Самарской области. Психологическое обеспечение образовательного процесса» проходил с 13 по 17 ноября 2000 года. Его организаторами и ведущими стали Т.Н. Клюева (директор регионального социопсихологического центра) и М.С. Мышкина (начальник лаборатории исследований проблем развития детей дошкольного возраста).
Путь на семинар для многих был долгим и трудным. Народ собрался из разных, даже самых удаленных уголков России: Красноярского и Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Томской, Саратовской, Тюменской, Владимирской, Кемеровской, Челябинской и Оренбургской областей, Татарстана и Башкирии.
Большинство из присутствующих представляли психологические службы, которые находятся еще только в стадии формирования и творческом поиске, поэтому участникам было крайне важно своими глазами увидеть возможности психологической работы в образовательных учреждениях и выяснить все до мельчайших подробностей.
Возможности самарской модели были показаны на примере разных типов образовательных учреждений. Участники смогли познакомиться с работой психологов в дошкольном коррекционном образовательном учреждении, в массовой школе и в районной психологической службе.
Были показаны особенности построения психологической службы в большом городе Тольятти с маргинальной ментальностью (промышленный центр с населением, состоящим в основном из приезжих), в малом городе Жигулевске, в сельском районе (Красноярский район) и даже в сельской малокомплектной школе.
Разнообразной была и проблематика. Основной принцип, который исповедуют психологи Самарской области, — это психологизация педагогического процесса.
Главные пути для реализации этого принципа: личностно-ориентированный подход к обучению, проведение социально-психологического мониторинга и проектирование образовательной среды. Кстати, проектирование самарцы понимают широко. В основу этой работы положен метод проектов Д. Толлингеровой. Проектируют здесь практически все: и образовательные программы и уроки.

Работа первого дня семинара началась в замечательном дошкольном учреждении, которое официально называется ДОУ
II категории общеразвивающего типа
№ 176 г. Тольятти (УДУ АО АвтоВАЗ). А вообще-то это детский сад № 176 «Белочка», ведомственно подчиненный АвтоВАЗу (заведующая Т.В. Шикова).
Посещение детских учреждений строилось определенным образом. Сначала участников знакомили с общими принципами организации психологической службы в данных учреждениях, затем проводились экскурсии, открытые занятия и уроки.
В «Белочке» участникам семинара представилась прекрасная возможность увидеть, каким образом можно просто и изящно реализовать личностно-ориентированный подход в условиях образовательного учреждения. Одна из участниц сказала потом: «Я много читала и слышала о личностно-ориентированном подходе, но не понимала, что это такое. И только здесь я смогла увидеть его в действии». Кстати, эта мысль стала лейтмотивом всего семинара. Действительно, его участники смогли увидеть реальное воплощение многих идей.
В «Белочке» усилиями педагогического коллектива под непосредственным руководством специалистов самарского социопсихологического центра спроектирована близкая к идеальной образовательная среда. Она включает создание условий для интеллектуального, творческого и физического развития детей через организацию работы специальных кабинетов. В детском саду существуют построенные по собственным проектам «интерьерные» игры, созданные с учетом возрастных и познавательных особенностей детей. В каждой группе есть место для театральной, игровой деятельности, конструирования, изостудия, а также уголки уединения, релаксации «песок-вода» и многое другое.
Часть образовательной среды — и модульная мебель в группах и кабинетах. Примечательно, что вся она является эксклюзивной, поскольку разработана и сделана по проектам методистов, педагогов и психологов. Именно здесь я впервые увидела близкий к идеальному психологический модуль. В нем есть место для консультаций с родителями, игровое пространство для детей, релаксационная комната и рабочий кабинет психолога.

Подробному рассказу об этом замечательном дошкольном учреждении и его психологической службе мы планируем посвятить отдельный репортаж.
Во второй день семинара участники посетили специальную (коррекционную) школу-интернат № 1 (директор М.А. Черняк). Дети, постоянно живущие здесь (или посещающие языковую школу), нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. На учебных занятиях учитываются особенности развития каждого из детей. В интернате также есть зоны для отдыха, релаксации, уединения и игр.
В этом учебном учреждении функционирует психолого-медико-педагогический консилиум. В соответствии с его рекомендациями разрабатывается индивидуальный психолого-педагогический подход к каждому ребенку: для него подбираются формы заданий и темп их выполнения, кружки и спортивные секции. Дети два раза в неделю посещают бассейн. Согласитесь, это доступно далеко не всем «домашним» детям.
Не меньшим потрясением для всех стало посещение школы № 10 города Жигулевска (директор Е.В. Дмитриева). В этой самой обыкновенной на вид средней школе педагоги продемонстрировали по-настоящему высший пилотаж. Участники семинара получили уникальную возможность поприсутствовать на уроках, проводимых по методу проектов. Все сожалели только о том, что уроки шли параллельно и надо было выбирать что-то одно: геометрию, английский язык, биологию или логопедическое занятие.
Выбрав геометрию, я получила большое удовольствие, наблюдая за работой Л.А. Барило. Педагог сумела превратить изучение достаточно тоскливой темы «Площади плоских фигур» в увлекательное познавательное мероприятие — деловую игру «Строитель». Обычные девятиклассники, привыкшие к этому методу, показывали чудеса взаимодействия. Учитель выполнял лишь роль виртуозного дирижера.
Присутствующие на уроке биологии, который проводил Г.П. Игошин, были в таком восторге, что сочинили по этому поводу стихи! Кстати, это первое из посещаемых мной мероприятий, в ходе которого сочинялось и декламировалось множество стихов.
Рабочие дни семинара были настолько насыщенными, что обмениваться впечатлениями приходилось буквально по ночам. И вообще на семинаре царила атмосфера радости и оптимизма.
Эту атмосферу точно и поэтично передала Алсу Рамазанова, школьный психолог, руководитель районного методобъединения психологов и социологов из села Балтаси республики Татарстан. Вот выдержки из ее эссе.

Даже в самых розовых мечтах я не могла себе представить, что смогу приехать на самарский семинар. Но наш заведующий РОНО Вакиф Мансурович Закиев поддержал меня, помог материально, и вот я здесь.
У нас есть такая поговорка: «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи». Сегодня я бы переиначила эту поговорку так: «Где нет хороших педагогов, там нет хороших детей», а также «Где нет хороших руководителей, там нет хороших подчиненных».
Психологическая служба Самарской области меня буквально поразила: руководителями, заинтересованными в работе психологов, и педагогами, заинтересованными в психологическом сопровождении работы, и конечно, психологами, сплоченно работающими от всего сердца.
Меня поразили Татьяна Николаевна Клюева и Марина Сергеевна Мышкина своей тихой любовью ко всем психологам на свете! Преданностью своей работе!
С какой мыслью я еду домой? Я обязательно попытаюсь организовать у себя в районе Центр психологической службы, и тогда появится возможность для более плодотворной работы. Я знаю, мне будет трудно, но ведь на то мы и люди, чтобы бороться.
Главное — теперь передо мной еще ярче горит звезда моей цели. Это — развитие психологии в моем районе. Дай мне Бог терпения и сил, а всем — счастья, только счастья!

 

На уроке психологии в школе-интернате № 1 уделяется внимание каждому ребенку

 

Развивающая среда, созданная в ДОУ № 176 г. Тольятти, позволяет детям самостоятельно находить себе занятие

 

Групповая работа — основа метода проектов (на уроке математики
в школе № 10 г. Жигулевска)

 

Участие в семинаре вдохновило многих психологов на новые трудовые подвиги

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Самарский региональный
социопсихологический центр
Тел.: (8462) 32-66-40