Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2000

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Нейролингвистическое программирование - штука загадочная. Мне не приходилось встречать человека, который мог бы внятно сформулировать, что это такое.
Сами НЛПисты (или НЛПеры) отделываются обычно формулировками типа «набор наиболее эффективных техник и стратегий» или «стратегия успешного поведения».
Словари большей частью хранят молчание. Среди российских только «Психотерапевтическая энциклопедия» называет НЛП «моделью человеческих коммуникаций и поведения» (СПб.: Питер, 1998). Американские же пеняют ему на нехватку экспериментального подтверждения, как будто это не относится к тому же, например, психоанализу.
Мне НЛП представляется попыткой проанализировать то, как человек моделирует
окружающий мир в своей психике и как строит свое поведение на основании этих моделей. Только боюсь, не все согласятся с этим определением.
Но невнятица и разноголосица формулировок не мешает популярности... как бы его назвать... этого направления? этой науки? этой техники? Семинары идут один за другим, выпускается все больше и больше книг, знания о НЛП распространяются все шире и шире. В результате одни становятся его ярыми адептами, другие — горячими противниками. Интересно, что среди последних очень много людей, знакомых с НЛП понаслышке. Впрочем, и адепты часто не сильно образованны: один-два пятидневных семинара плюс пара ксероксов из Бэндлера и Гриндера — таков багаж большинства российских НЛПистов.
Кстати, множество НЛПистских понятий и приемов были растасканы по кабинетам практиков. Триада визуал—аудиал—кинестетик, глазные ключи доступа, подстройка и ведение, отзеркаливание... Правда, знакомо? А там есть еще много чего другого.
Мы в редакции стараемся относиться к НЛП взвешенно. Отсюда и некоторая «фигура умолчания». Кроме того, попытка описать любую практику на бумаге неизбежно выхолащивает что-то жизненно важное. Поэтому-то столь невнятно большинство книг по НЛП, в том числе и отцов-основателей.
Сегодня мы фактически открываем новую трудную тему беседой с Энн ЭНТУС (Канада) — едва ли не самым известным западным преподавателем НЛП в России.

Марк САРТАН

Энн, что для вас НЛП: набор техник, наука, идеология?

Прежде всего, НЛП — это модель эффективного поведения, позволяющая человеку расширить собственную «карту мира». НЛП начиналось с моделирования стратегий замечательных, необыкновенных психотерапевтов: Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Залогом их успеха был личный опыт и умение организовать коммуникацию с другими людьми.
Техники НЛП менее важны, чем опыт, который дает человеку возможность понять, как организует свое мышление другой человек, какие у него мотивации и стратегии.

Можно ли НЛП сравнить с колдовством или черной магией?

Часто такие чувства вызывает у непосвященных внешний эффект от работы. Когда человек умеет делать легко и просто то, что большинству кажется сложным, это всегда представляется каким-то волшебством. В НЛП нет никакого колдовства, можно всю работу «разложить по полочкам». НЛП как раз и отличают четкие внешние шаги: последовательность терапевтического воздействия всегда четко расписана.
Правда, если у человека серьезная проблема, а специалист по НЛП ее решает за одну встречу — это производит впечатление.

Можно ли использовать НЛП в работе с детьми?

Моя практика показывает, что НЛП можно применять везде, особенно при развитии каких-либо способностей, при формировании навыков. Все дело в профессионализме психолога. Если я могу работать только с ограниченным кругом проблем, то это говорит о том, что я не специалист. Работая с детьми, надо прежде всего исходить из их возрастных особенностей и возможностей. Конечно, с десятилетним ребенком я не буду общаться как со взрослым человеком. С детьми гораздо эффективнее работать, используя образы и метафоры. Они понятны даже самым маленьким.

Что же нужно, для того чтобы стать специалистом по НЛП?

Во всем мире НЛП обучают в частных институтах. Во всем мире нет какого-то общего «уровня», на котором надо работать, общих требований, на которые можно ориентироваться.
Поэтому никто никому не может запретить делать, «кто что хочет». Другое дело, когда человек постоянно учится, работает над собой. Один мой индийский знакомый, приверженец одного из религиозных течений, сказал как-то о недобросовестных учителях и их учениках: «Не волнуйтесь, если есть такие ученики и такие учителя, это значит, что этим ученикам нужны именно такие учителя!» Плохие учителя не могли бы действовать, если бы не было людей, готовых учиться у кого попало. Поэтому всегда лучше учиться у разных людей, прежде чем принять решение о серьезных занятиях НЛП.

Нужно ли обладать какими-то определенными качествами, для того чтобы успешно овладеть НЛП?

Я считаю: научиться НЛП может любой. Успешность же в работе в большой мере зависит от личного опыта человека. На семинарах мне встречаются ученики, которые могут быстро усвоить основные положения НЛП и интегрировать их в своем поведении. Тем, кто не имеет богатого личного опыта, надо прилагать гораздо больше усилий, чтобы интегрировать материал. Мой курс обучения НЛП длится десять дней, и, конечно же, не все могут в полной мере освоить его.

Правда ли, что с помощью НЛП можно кардинально изменить поведение, чуть ли не зомбировать человека?

Я считаю, что люди, которые мастерски владеют НЛП, достигают определенного уровня личностного развития, при котором невозможно причинить вред другому. Кроме того, изменить человека против его воли практически невозможно.
Дело в том, что каждое воздействие имеет своей целью манипуляцию. Но манипуляции в НЛП направлены на то, чтобы добавить что-то к уже имеющимся стратегиям человека, а не «переделать» его.
Человек не должен отказываться от своего личного опыта. Никто не говорит ему: «Ты больше не будешь так делать или думать». Наоборот, ему предлагают дополнительные пути, и он должен сам выбрать, как ему дальше жить — по-старому или по-новому.

Сейчас в России издается большое количество литературы по НЛП. Можно ли только с ее помощью освоить эту науку?

Это не очень эффективный способ научиться НЛП, поскольку слова — это слова, а практика и опыт — это совсем другое дело. Разница между учебой по книгам и на семинарах громадная. Познавая НЛП на практике, пробуя работать с людьми, человек получает обратную связь, практические навыки.
Личный опыт и «карта мира» человека могут быть похожи на то, что дает модель НЛП. Такому человеку нужны только дополнительные знания. Насколько мне знакома российская аудитория, я могу сказать, что в России таких людей очень мало. Если хочешь научиться — надо работать с учителями. Тем более что прочитанное каждый понимает по-своему. И ты даже не будешь знать, правильно ли ты понял ту или иную вещь.

Чем НЛП отличается от эриксонианского гипноза?

Я уже говорила, что многие стратегии НЛП были взяты у Милтона Эриксона. Эриксонианский подход ориентирован на проникновение в подсознание человека. НЛП же воздействует на сознание.
Я встретилась с Милтоном Эриксоном всего лишь за год до его смерти. Я очень жалела о том, что не знала его раньше, чтобы постичь хотя бы частичку его мастерства. Но я рада, что эта встреча произошла. Милтон Эриксон был необыкновенным человеком. Когда я встретила его, он был уже полностью парализован, но принимал по 10—12 студентов раз в неделю. Я общалась с ним три раза в неделю.
У него была необыкновенная душа. Я редко встречала людей, которые могут заметить тончайшие нюансы в настроении человека. Подобное умение — результат громадной работы над собой. В детстве у него был полиомиелит. Когда ему было
16 лет, то врач сказал, что он не доживет до утра, а если это и произойдет, то он вряд ли когда-нибудь сможет ходить. Но Милтон, несмотря на это, решил, что он будет жить и ходить.
Во время нашей учебы он рассказывал нам о своих клиентах и детях. Мы занимались с Милтоном полдня. После обеда мы встречались и обсуждали наши занятия, которые снимал на камеру один из участников. Просматривая записи, один студент сказал: «Знаете, вот эту историю он рассказал для меня. Правда, я не понимаю, откуда он узнал так много про мою жизнь». Но другой также решил, что этот рассказ адресован именно ему. Эриксон имел потрясающую способность, обращаясь к группе людей, проникать в душу к каждому.

Как вы пришли в НЛП?

Это было в 1978 году. Я заканчивала докторантуру по психологии. И тогда я поняла, что тех знаний, которые я получила по психологии и психотерапии, мне недостаточно. В 70-е годы было немало разных направлений в психотерапии. Среди них мне наиболее импонировала гештальт-терапия. Я встречалась с множеством разных людей. И однажды знакомый психотерапевт рассказал мне о новой методике — НЛП.
Тогда было сложно найти учителей по НЛП. Но мне повезло. Будучи на очередной международной конференции Вирджинии Сатир, я встретила знакомого книгоиздателя, и он обещал разузнать для меня, кто обучает этой методике.
Так я впервые попала на семинар Гриндера и Бэндлера. Это был большой семинар, одновременно там проходили четыре секции, причем все со сложными названиями. Я не знала даже, куда пойти. Тогда я стала посещать все подряд, и по окончании этого десятидневного семинара поняла, что нашла то, что искала.

В чем преимущество НЛП по сравнению с гештальт-терапией?

Я могу обобщать только свой опыт. В начале работы я пыталась вести семинары по гештальт-терапии. Мне это нравилось. Но когда дело дошло до практического использования техник, вся группа у меня уснула.
Теперь же методами НЛП я могу воздействовать на человека и добиваться хорошего эффекта. Кстати, НЛП немало позаимствовало у гештальта. Но с помощью НЛП даже за небольшое время можно достичь быстрого эффекта.
Быстрому лечению в НЛП поддаются фобии. В Канаде я имею свой кабинет, где веду прием. У меня может быть несколько клиентов с одинаковой фобией, например, страхом высоты. При этом с одним достаточно поработать 20 минут, а у другого этот процесс требует более глубинной работы, поскольку связан с другими его проблемами.
Когда я учу психологов технике, то говорю им, что это лишь необходимая основа. Я никогда не пользуюсь чистой техникой, а подхожу к каждому человеку индивидуально. Техника — это определенная база, с которой можно начать работу. Это важно вначале. Достигая определенного уровня мастерства, техниками можно не пользоваться, поскольку каждая новая работа — это творчество. Впрочем, это общая закономерность.

Энн, что сейчас вас интересует больше всего?

Меня увлекла проблема межкультурных различий с позиций НЛП. Сейчас я собираю данные для создания моделей разных культур. Я преподаю НЛП в России и других странах.
По-моему, войн и международных проблем можно избежать, если понимать и принимать особенности других людей. Каждая культура развивается, реализуя самые простые потребности: в еде, в безопасности, в чистом воздухе. Это объединяет людей. Но каждая из культур развивается в своих уникальных условиях.
Я надеюсь, что мы когда-нибудь достигнем такого уровня, что сможем общаться с другими культурами, не желая их изменять.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА