Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2000

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ЗАБЫТЫЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК

18 декабря исполняется 171 год со дня рождения Теодюля Армана Рибо, одного из пионеров французской, да и всей мировой психологии (достаточно сказать, что I Международный психологический конгресс в Париже в 1889 году был организован им). В конце ХIХ—начале ХХ века почти все его основные труды (числом более дюжины) были переведены на русский язык и изданы, некоторые неоднократно — в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе.

В последующие годы в психологии стало появляться все больше ярких идей, интересных работ, и имена основоположников начали постепенно забывать. Сегодня в вузовских курсах истории психологии лишь вскользь упоминаются несколько имен психологов ХIХ века, в первую очередь — имя В. Вундта, основателя первой в мире психологической лаборатории. Рибо отстал от него ровно на 10 лет — первая французская психологическая лаборатория в знаменитом Коллеж де Франс была основана им в 1889 году (кстати, первая такая лаборатория в России была создана раньше — ее основал в Казанском университете В.М. Бехтерев в 1885 году).

Первый во Франции курс экспериментальной психологии был прочитан Рибо в Сорбонне в 1885 году. А еще раньше, в 1876 году, он основал первый во Франции и один из первых в мире психологический журнал, который хотя и назывался (скорее как дань вековой традиции) «Философское обозрение», однако публиковал преимущественно работы психологов, причем как французских, так и зарубежных, в том числе русских.

Первопроходцы в любой области знания имеют то преимущество, что их не смущают заблуждения предшественников, а решение любой проблемы становится их неоспоримым достижением. И в открытиях, и в заблуждениях им принадлежит приоритет. Беда в том, что заблуждения со временем становятся очевидными и позволяют последователям свысока поглядывать на «наивного» мэтра, а бесспорные открытия, напротив, делаются тривиальными, и быстро забывается, кому принадлежит приоритет в утверждении той или иной аксиомы. Это в полной мере относится и к Рибо: его идеи, касающиеся познавательных процессов, сегодня прописаны во многих учебниках как общие места, даже без ссылок на его приоритет. А субъективные гипотезы, не выдержавшие проверки временем, попросту отброшены.

Рибо выступал решительным противником метафизической психологии, стремился утвердить психологию как экспериментальную науку, опирающуюся на естественно-научную методологию. По его мнению, психология в своей основе — наука биологическая. Тем не менее он признавал, что высшие проявления психики обусловлены социально. В связи с этим, будучи сторонником биогенетического закона в детской психологии, он стремился дополнить эволюционно-биологический способ культурно-историческим.

Большое значение Рибо придавал двигательным компонентам в психическом развитии и показал их роль в процессах внимания, мышления и творческого воображения. Считал искусственным традиционное деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые и стремился показать их неразрывную связь.

Труды Рибо оказали влияние на целое поколение французских психологов (к которому относятся А. Бине, П. Жане, А. Пьерон и др.) и предопределили основные направления развития французской психологии в ХХ веке.

Сергей СТЕПАНОВ