Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2000

РЕПОРТАЖ

ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ ОТ ПОЕЗДА

С 30 ноября по 1 декабря в Москве прошло рабочее совещание
ответственных за деятельность службы практической психологии
в органах управления образования субъектов Российской
Федерации, посвященное вопросам управления, организации
деятельности и научно-методического обеспечения службы
практической психологии в системе образования

Два последних десятилетия уходящего века связаны с зарождением и развитием службы практической психологии в системе образования. Сейчас очень трудно найти образовательное учреждение, где никогда бы не работали психологи. В том или ином статусе психологи существуют и при управлениях образования. Среди них ответственные за психологическую службу, методисты, руководители психологических центров.

Для того чтобы принять единые решения по дальнейшему совершенствованию психологической службы, отдел практической психологии и охраны здоровья детей собрал на рабочее совещание ответственных за деятельность службы практической психологии. Приехали
64 человека из 26 субъектов Российской Федерации.

Совещание открыл Д.С. Шилов (начальник Управления специального образования Министерства образования России). Он рассказал о том, что удалось сделать Управлению специального образования для службы практической психологии в 2000 году. Это был первый год, когда служба практической психологии работала на законных основаниях, руководствуясь принятым чуть больше года назад Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
Было также принято Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме, ведется работа над пакетом нормативно-правовой и методической документации для ППМС-центров. На подходе положение о ПМПК, проект которого обсуждается в Государственной Думе. Год назад приказом министерства был создан центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями.
В целом, как отметил Дмитрий Степанович, деятельность службы практической психологии заметно активизировалась. Сейчас она охватывает и систему профессионального образования.
По-прежнему актуальна проблема нехватки квалифицированных психологических кадров.

Приезд в Москву для многих —
это возможность приобрести необходимую литературу

Еще одним направлением стало содействие укреплению здоровья детей. Сейчас в министерство поступило более 300 заявок на работу по программе «Школы, содействующие здоровью».
Эффективность деятельности психологической службы в том или ином регионе во многом зависит от позиции, которой придерживаются органы управления образования. Поэтому необходимо знакомить руководителей с передовыми моделями управления и организации психологической службы в образовании.
Основные тенденции, отмеченные Д.С. Шиловым, были конкретизированы в двух «министерских» докладах. И.М. Каманов (начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей) дал характеристику службе практической психологии в системе образования. Совершенствование службы невозможно без единого научно-методического и правового обеспечения.
Министерство образования РФ оказывает материально-техническую поддержку службам практической психологии. В 1999 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» 52 учреждения образования получили техническое оснащение для ППМС-центров на общую сумму более 4 млн. рублей. Это было оборудование для коррекционно-развивающей работы, кабинеты для коррекции психоэмоционального состояния, автотранспорт.

В перспективах работы отдела на первое полугодие будущего года — проведение конкурса на создание пакета лучших диагностических методик, разработка положения о российском конкурсе «Лучший психолог года».

Выступление Т.Д. Пестич (главного специалиста отдела практической психологии) было посвящено тенденциям в развитии ППМС-центров. Сейчас, когда в России существует более пятисот таких центров, наметился переход от количества к качеству. Хотя тенденция к упорядочению их нормативно-правовой и методической базы в целом позитивна, здесь надо быть очень осторожным. Так, при приведении к общему знаменателю уставов ППМС-центров важно не загубить уникальность центра, то творческое начало, которое лежит в основе работы каждого из них.
При разработке новых содержательных программ важно привлекать к этому процессу ученых. Нужно также наладить сотрудничество ППМС-центров с образовательными учреждениями на договорной основе. Позитивен опыт ряда центров, открывающих филиалы в микрорайонах, а также организующих летний отдых детей.
Но каждая положительная тенденция, считает Татьяна Дмитриевна, может легко превратиться в свою противоположность. Так, творческие порывы иногда оборачиваются созданием громоздкой структуры в лучших бюрократических традициях. А благодаря привлечению научного потенциала ППМС-центры порой превращаются в полигон для написания диссертаций. Иногда центры, не найдя адекватной формы работы с социально дезадаптированными детьми, делают из стационаров своеобразные приюты, где постоянно проживает по 50—90 детей.
Для устранения этих недостатков Т.Д. Пестич предложила руководителям ППМС-центров привести свои уставы в соответствие с министерским положением.

Виталий Владимирович Рубцов выступил с предложением
о создании научно-методического совета по психологии

Следующую часть пленарного заседания можно охарактеризовать как научную. На трибуну поднимались Ю.А. Розенкова (директор Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии), С.В. Климин (руководитель отделения научно-информационного центра государственной аккредитации Министерства образования РФ), М.М. Семаго (доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО Минобразования России). Среди выступавших были и мэтры от психологии: В.А. Иванников (профессор кафедры развития личности МГУ им. М.В. Ломоносова) и В.В. Рубцов (директор Психологического института РАО). Многие научные доклады были интересными и эмоциональными, но, к сожалению, лишний раз наводили на мысль о том, насколько «далеки они от народа».
Вячеслав Андреевич Иванников призвал к созданию службы «воспитывающей». Вячеслав Владимирович Рубцов, опираясь на опыт психологической службы Московского комитета образования, продемонстрировал отсутствие целостности в системе психологической службы.

Второй день совещания оказался ближе к практике и реальной жизни. Импульс его работе был задан выступлением Н.В. Морозовой (главного специалиста отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ).
Наталья Васильевна определила ключевые направления службы практической психологии, сформулировала основные заблуждения, бытующие в сфере психологии системы образования. (Об этом Н.В. Морозова подробно расскажет на страницах ближайшего номера «Школьного психолога».)

Затем прозвучали конкретные тематические сообщения: Г.В. Грибановой «Нормативно-правовое обеспечение и содержание деятельности ПМПК и ПМПк образовательных учреждений», Л.М. Митиной «Служба практической психологии и модели управления образованием», Н.Я. Семаго «Модель работы педагога-психолога с проблемными детьми в общеобразовательном учреждении», Ю.М. Забродина «проблемы нормативного правового и научно-методического обеспечения службы практической психологии), С.А. Беличевой «Взаимодействие школьного психолога с администрацией и педагогическим коллективом».

В заключение надо отметить, что все больший интерес вызывают те совещания, заседания и конференции, которые имеют четкий адресат. Народ уже не хочет идти туда, где говорят «обо всем понемножку».
Служба практической психологии в системе образования России на рубеже нового тысячелетия перешла на конструктивный этап своего становления. Нам важно не отстать от поезда на каком-нибудь полустанке, завязнув в сугробах давних проблем.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Отдел практической психологии и охраны здоровья детей
Управления специального образования
Министерства образования Российской Федерации
Тел.: (095) 923-18-19