Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2001
НОВОСТИ

НОВОСТИ
Ноябрь-декабрь2000

БЕЛГОРОД

19 декабря Областной центр психолого-педагогической помощи детям совместно с Управлением образования администрации Белгородской области провел заключительный этап акции для детей и подростков «Мир без наркотиков»

Акция состояла из двух конкурсов и проходила в три этапа.
На первом этапе ребята готовили проекты-идеи под девизом «Школа без курения, алкоголя и наркотиков», рисунки на тему «Мы выбираем здоровье», плакаты-антирекламу алкоголя, табака и наркотиков.
На втором этапе в областном конкурсе участвовали победители первого этапа. Были организованы встречи учащихся с представителями наркологической службы, органов внутренних дел, медицинскими работниками, психологами.
Члены жюри, оценивая проекты детей, пришли к единодушному мнению — проведенная акция позволила участникам задуматься над проблемами зависимого поведения и попытаться найти способы противодействия наркотическому давлению.
В проектах подростки предлагали варианты решения вопросов, волнующих на данный момент все общество: что нужно делать в школе, чтобы предотвратить среди детей курение, употребление алкоголя и наркотиков? Как создать объединенную команду из тех, кто не приемлет вредные привычки? Кто может помочь стоящим «на грани» или уже находящимся «за чертой»? Как сделать так, чтобы курить, употреблять алкоголь или наркотики в школе и вне ее было бы непрестижно, немодно?
Обилие проектов-идей, рисунков, плакатов привело жюри в некоторое замешательство: как выбрать из огромного числа прекрасных работ самые лучшие и актуальные? Как поощрить всех участников? В результате жарких споров шестнадцать индивидуальных и четыре групповые работы учащихся-победителей были отмечены грамотами и ценными подарками.
Участники третьего, заключительного этапа «Мир без наркотиков» показали прекрасную музыкально-литературную композицию.
Выставка рисунков и плакатов, которая заняла две больших стены, будет экспонироваться в различных учреждениях культуры и образования.
Участники акции единодушно поддержали предложение организаторов о ежегодном проведении мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Светлана КАЛАНЦЕВА,
Центр психолого-педагогической помощи детям,
г. Белгород
Тел.: (0722) 32-68-54


ГЛАЗОВ (УДМУРТИЯ)

29—30 ноября здесь состоялась конференция для психологов северных районов Удмуртии
«Психическое и психологическое здоровье детей»

Организаторами этой конференции выступили Институт усовершенствования учителей (ИУУ) (г. Ижевск), Глазовский государственный педагогический институт (ГГПИ) (кафедра психологии, завкафедрой С.С. Зорин), методическое объединение психологов г. Глазова (заведующая Н.Г. Касимова), Городской отдел народного образования г. Глазова (начальник К.Х. Касимова), физико-математический лицей (ФМЛ) (директор В.П. Докучаев, заместитель директора по социально-психологической службе С.В. Костарева).
В мероприятии приняли участие психологи школ г. Глазова и северных районов Удмуртии, преподаватели ИУУ и ГГПИ, психологи центра «Семья», технического лицея № 24, вечерней школы, а также врачи, медицинский психолог, студенты, учащиеся ФМЛ, представители отдела дошкольного воспитания ГОРОНО.
К.Х. Касимова поприветствовала участников конференции и рассказала о тех трудностях, которые сегодня стоят перед современной школой, и в частности перед психологами.
Директор ФМЛ В.П. Докучаев сообщил о работе психологической службы лицея. Психологи этого учебного заведения занимаются исследовательской работой, развивают творческое мышление учащихся, помогают детям, преподавателям и родителям в решении проблем. Лицеисты являются постоянными участниками и победителями республиканских и российских олимпиад по разным предметам.
Заведующая методобъединением психологов Н.Г. Касимова говорила о наркомании и суициде среди молодежи, о больших нагрузках психологов и их маленькой заработной плате. Она рассказала о перспективах работы методического объединения психологов г. Глазова.
Л.П. Колчина (доцент кафедры психологии ИУУ, председатель аттестационной комиссии) познакомила участников с новыми положениями по аттестации психологов. С.С. Зорин говорил о воспитании гармоничной личности. Он обратил внимание присутствующих на важность всестороннего, творческого развития личности психолога. Т.Д. Лукьянова (старший преподаватель кафедры психологии ГГПИ) поделилась опытом работы по диагностике и развитию коммуникативных навыков у подростков.
Р.Г. Гайфуллина (педагог-психолог лингвистической гимназии № 14) выступила с докладом «Агрессивное поведение пятиклассников». Дети, которые обучаются по программе «Развивающее обучение», менее агрессивны.
Мне также довелось выступить на пленарном заседании. Тема моего выступления — проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников. При анкетировании 559 детей старших группы из 22 детских учреждений г. Глазова я использовала анкету «Особенности развития ребенка дошкольного возраста», предложенную
Н. Семаго в «Школьном психологе» (см. «В поисках социально-психологических нормативов», № 12, 2000). Я благодарна за помощь воспитателям детских учреждений и отделу дошкольного воспитания. 10% дошкольников, как выяснилось, нуждаются в квалифицированной помощи психологов, логопедов, врачей.
Завершило пленарное заседание выступление учащейся 11-го класса ФМЛ М. Белорусовой. Марина участвовала в республиканской и российской олимпиаде по психологии, ее работа «Учитель как фактор возникновения школьной тревожности» была отмечена на Всероссийском конкурсе научных и исследовательских работ «Первые шаги — 2000».
Во второй половине дня участники выступали с творческими докладами.
Интересным и актуальным было выступление медицинского психолога Г.П. Ардашевой «Факторы психической дезадаптации учителей массовых школ». Когда мы говорим о дезадаптации ребенка в школе, не следует забывать о важности психического и психологического состояния учителя. Начальник ГОРОНО К.Х. Касимова пригласила Г.П. Ардашеву выступить с этим докладом перед директорами школ.
О работе психолога в сельской школе рассказала С.В. Князева (педагог-психолог школы села Кожиль). Нам порой даже в голову не приходит, с какими проблемами сталкивается сельский психолог. Если в городе, особенно большом, психолог может «раствориться», то на селе его видно насквозь. Сегодня психологов на селе не так много, но радует, что они есть и вносят свой вклад в просветительскую и профилактическую работу среди детей, родителей, педагогов.
Е.В. Яковлева (педагог-психолог ФМЛ) поделилась опытом работы по диагностике и развитию у учащихся познавательных процессов.
В настоящее время резко увеличилось число детей с отклонениями в психическом развитии. Педагогический коллектив ФМЛ творчески подходит к работе со школьниками. И несмотря на это, в лицее есть дети, которым сложно учиться. Конечно, можно было бы решить этот вопрос очень просто — отчислить таких учащихся. Но может, не стоит торопиться? Я пришла к выводу (и рассказала об этом на семинаре) о необходимости использования комплексной методики психомоторной коррекции, разработанной следующим авторским коллективом: Е.А. Воробьева, А.В. Семенович, Б.А. Архипов,
Л.С. Назарова, В.М. Шегай. Эта методика исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.
Во второй день была организована психологическая мастерская, где участники смогли ознакомиться с некоторыми приемами телесно-ориентированной терапии.
При подведении итогов участники отметили, что узнали много нового, расширили круг профессионального общения. На конференции царила теплая, дружеская атмосфера.

Светлана КОСТАРЕВА,
педагог-психолог,
заместитель директора ФМЛ
по социально-психологической службе,
г. Глазов
Тел.: (341-41) 4-13-76
e-mail: fml@glazov.udm.net


ЛИПЕЦК

15—16 ноября был проведен семинар для социальных педагогов и психологов
«Организация и методическое обеспечение работы по программам «Семья» и «Нет наркотикам!»

Профилактика зависимостей — одна из самых актуальных проблем в нашем городе. Два последних года специалисты районных психолого-педагогических центров области ищут новые формы работы с подростками, создают детские и подростковые клубы, привлекают к этой работе все заинтересованные службы.
Сейчас психологи области работают по двум взаимосвязанным программам — «Семья» и «Психолого-педагогические аспекты профилактики зависимостей среди подростков».
На семинаре социальные педагоги и психологи посмотрели по-новому на многие проблемы. Ведь, что греха таить, мы частенько начинаем бить в колокола уже после того, как пожар разгорелся. «Профилактика, профилактика и еще раз профилактика!», — считает Наталья Александровна Гринченко, доцент Елецкого классического университета, кандидат педагогических и филологических наук, сделавшая доклад на семинаре.
Наталья Александровна — человек активный, даже одержимый, настоящий профессионал. Семнадцать лет она занимается проблемой профилактики наркозависимостей. Вместе с мужем (врачом и психоаналитиком) она старается донести свой опыт до самых разных категорий населения — учителей, студентов педвузов, родителей.
Н.А. Гринченко представила участникам семинара свою книгу «Основы искусства антинаркотического воспитания», которая имеет практическую направленность. В книге дается система антинаркотической работы в контексте теории средовой и психологической адаптации. Эта система предусматривает развитие у подростков умения общаться, идти на контакт, находить выход из конфликтных ситуаций.
«Давайте мы научим наших детей позитивному настрою, покажем положительные паттерны поведения, разнообразим их досуг, научим лучше понимать и принимать себя и других и, что очень важно, научим их просить помощь в трудных ситуациях, а также — говорить «Нет!»
В борьбе с зависимостями необходимо делать упор не на запугивание или рассказы о негативных последствиях (на это должно отводиться 20% времени), а на то, чтобы подростки приобретали позитивный жизненный опыт. Их нужно научить строить планы, понимать родителей. Необходимо также наладить взаимодействие семьи, школы и общественных организаций.
Как это сделать? Какими средствами? Участникам областного семинара были предложены различные методы: «Письма к дочери», «Антинаркотический спектакль», разработки классных часов, родительских собраний, деловые игры и тренинговые упражнения.
Помните, великий Ушинский предлагал вместо борьбы с недостатками формировать достоинства, которые вытесняют недостатки? «Лучше зажечь маленькую свечу, чем проклинать тьму», — говорили древние. И мы согласны с ними. Теперь давайте действовать.

Александра ПОЛУХИНА,
педагог-психолог Областного центра
психолого-педагогической
и социальной помощи детям и подросткам,
г. Липецк
Тел.: (0742) 47-31-98


За интересную информацию, присланную нам в ответ на призыв «Станьте нашим корреспондентом», мы награждаем книгами издательства «Питер»: Светлану Каланцеву из Белгорода (книга В.Н. Дружинина «Психология общих способностей»), Светлану Костареву из Глазова (книга Роберта Чалдини «Психология влияния»), Александру Полухину из Липецка (книга Роберта Чалдини «Психология влияния») и Алсу Рамазанову из села Балтаси республики Татарстан (книга Дэвида Майерса «Социальная психология»).

Пишите нам о том, что интересного происходит у вас. Призов еще много!