Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2001
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. Начало см. № 41, 42, 43/2000 г.

ЗАНЯТИЕ 5

Борьба мотивов

Задачи

Познакомить детей с психологическим механизмом полимотивированного действия и показать разнообразие мотивов.
Содействовать осознанию детьми своих мотивов.
Способствовать развитию у детей рефлексии.

Материалы

Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, аудиозапись релаксационной музыки, схема на листе ватмана «Борьба мотивов».

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Мое самое сильное желание»

Дети образуют круг комфортного общения.
Психолог. Водящий должен с помощью жестов и мимики изобразить свое самое важное желание. Остальные игроки угадывают, какое желание было задумано. Тот, кто угадает, становится водящим.

2. Настрой на занятие

Проверка домашнего задания

Психолог. Вспомните, сколько желаний загадала героиня сказки «Цветик-семицветик»? А сколько среди этих желаний было направлено на помощь другим людям? Как вы думаете, почему так получилось?
А теперь посмотрите на свой Цветик-семицветик в альбомах для рисования. Есть ли на его лепестках желания, выполнение которых приносит радость или пользу другим людям? Какие это желания? Посчитайте, сколько таких желаний, и на счет «один-два-три» покажите их количество на пальцах правой руки.
Как вы думаете, о каких качествах человека говорят желания, задуманные на пользу другим людям?

3. Работа по теме

Релаксационное упражнение «Исполнение желаний»

Выполняется под расслабляющую музыку.
Психолог. А сейчас у вас будет возможность совершить волшебное путешествие под музыку и узнать побольше о своих желаниях. Примите максимально комфортное положение: вы можете положить руки на парту, опустить на них голову.
Слушайте приятную музыку и представляйте приятные картины. Делать это будет удобнее, если закрыты глазки.

Психолог включает музыку.
Каждый принял удобное положение. Ничто не мешает получать удовольствие от отдыха под музыку. Глаза закрыты.
Прислушайся к своему дыханию. Ты слышишь свой вдох. Ты слышишь свой выдох. Твое дыхание становится ровным, размеренным, спокойным. Покой и расслабление окутывают теплой пеленой голову, плечи, руки, туловище, ноги. Приятное тепло распространяется волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким, парящим, как воздушный шарик, для которого нет ничего невозможного.
Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную комнату. Это комната твоих желаний. В ней, как экспонаты за стеклом, расположены семь твоих самых важных желаний.
Присмотрись внимательно к своим желаниям. Выбери только одно — самое значимое. Тебе очень хочется, чтобы оно исполнилось как можно быстрее. Подойди поближе к этому желанию. Подумай, от кого зависит исполнение этого желания и что ты сам можешь сделать?
А теперь как по волшебству твое желание исполнилось. Осуществилось то, чего ты так хотел. Что ты чувствуешь в этой ситуации?
Волшебство, к сожалению, имеет силу только на считанные минуты. Постепенно чары рассеиваются, волшебная комната твоих желаний как будто отодвигается все дальше и дальше, а потом пропадает вообще.
На счет «один-два-три» тебе ничего не помешает открыть глаза и попасть снова в привычный школьный класс.
Один — возникает желание подвигать руками и ногами, дыхание немного учащается.
Два — лицо становится подвижным и хочется повернуть голову.
Три — открываются глаза, двигаются руки, ноги, голова.

Анализ упражнения

Психолог задает следующие вопросы.

Опишите, как именно вы почувствовали, что желание исполнилось?
Что вы делали с исполненным желанием? Можно ли было что-то с ним делать?
Что каждый из вас может сделать, чтобы приблизить исполнение своего желания?

Беседа «Что такое мотивы?»

Психолог. Чтобы исполнилось любое твое желание, в твоем Внутреннем Мире должны произойти важные события. Сначала появляется потребность, нужда в чем-либо. Потом эта же потребность вызывает разные мотивы, которые определяют, что надо сделать, чтобы потребность была удовлетворена.
Например, в твоем Внутреннем Мире возникает потребность поиграть. Она вызывает разные мотивы — мотив Поиграйка (немедленно пойти поиграть), мотив Послушайка (сначала сделать уроки, а потом уже играть), мотив Помогайка (помочь маме в домашних делах, а уже потом поиграть). Эти мотивы борются между собой и побеждает только один — самый сильный и значимый.
Подумай, какой мотив сможет победить, если у тебя возникнет потребность поиграть? Посмотри на схему «Борьба мотивов» — она поможет тебе ответить на этот вопрос.

Потребность поиграть
>Мотив Поиграйка
>Мотив Послушайка
>Мотив Помогайка
побеждает только один мотив

4. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение) до слов «Ну мы тебе покажем!».
Психолог. На предыдущем уроке из книги «Психология для малышей» мы узнали о приключениях Юли и ее спутников. Скажите, какую сказку собирался рассказать Юле ее папа? Правильно, «Сказку о борьбе мотивов».
Сейчас вы послушаете эту сказку и нарисуете, какие мотивы боролись друг с другом.

Психолог читает «Сказку о борьбе мотивов», а дети рисуют к ней иллюстрации.
На следующем уроке вы узнаете, что же произошло дальше. А сейчас покажите друг другу свои рисунки. Посмотрите на них и ответьте на вопросы.

Как звали потребность, которая вызвала так много мотивов?

(Потребность в еде.)

Какие мотивы вызвала Потребность в еде?

(Мотивы Сладкоежка, Неслух и Мотив Совести.)

К какому действию побуждал мотив Сладкоежка?

(Съесть шоколадку.)

А мотив Неслух?

(Никого не слушаться и все делать по-своему.)

А какое действие хотел запустить мотив Совести?

(Не нарушать обещания, данного маме, и не есть шоколадку.)

Как вы думаете, кто победит в борьбе мотивов?

5. Домашнее задание

Сочинить продолжение «Сказки о борьбе мотивов».

ЗАНЯТИЕ 6

Мои мотивы

Задачи

Закрепить представления детей о психологическом механизме полимотивированного действия.
Содействовать осознанию детьми своих мотивов.
Способствовать развитию у детей позитивных мотивов.

Материалы

Рабочая тетрадь, альбомы для рисования, схема «Борьба мотивов» (эта схема приводится в описании предыдущего занятия) и перечень «Мотивы наших поступков».

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Подари желанный подарок»

Дети образуют круг комфортного общения.
Психолог. Водящий пытается с помощью жестов и мимики показать, какой подарок он хотел бы подарить кому-нибудь из присутствующих. Для того чтобы подарок принес радость, надо вспомнить желания, названные в Цветике-Семицветике. Вы должны угадать, что это за подарок и кому он предназначен. Тот, кто угадывает, становится водящим.
После этого упражнения психолог расспрашивает водящего, кому предназначался подарок, а того, кто получил подарок — исполнил ли он его желание.

2. Настрой на занятие

Беседа-опрос по пройденному материалу

Психолог. Посмотрите на схему «Борьба мотивов» и попробуйте ответить на следующие вопросы.

Что такое потребности и какими они бывают?
Что такое мотивы и какими они бывают?
Вспомните конкретные ситуации, когда разные мотивы определяли, что надо делать, чтобы потребность была удовлетворена. Что это были за мотивы?

Проверка домашнего задания

Психолог. Дома вы придумывали продолжение «Сказки о борьбе мотивов». Как вы думаете, кто победил в этой борьбе? Какой поступок совершила девочка? Чем закончилась сказка?

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение) начиная со слов «Мотивы Сладкоежка и Неслух сцепились со строптивым Мотивом Совести».

Психолог. Слушая окончание «Сказки о борьбе мотивов», вы можете завершить рисунок к сказке, начатый на прошлом уроке.
Психолог читает сказку.
Теперь, когда вы знаете, чем закончилась сказка, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Почему девочка все же съела шоколадку, несмотря на обещание, данное маме?

Ответ: потому что мотивы Сладкоежка и Неслух объединились и оказались сильнее мотива Совести.

Почему девочка призналась после этого маме в своем проступке?

Ответ: потому что подействовал мотив Совести.

Сейчас на доске схему борьбы мотивов у девочки нарисует... (психолог называет имя ученика).

4. Работа по теме

Задание «Мои мотивы»

Психолог. Как вы думаете, какие еще бывают мотивы?
После ответов детей психолог предъявляет перечень «Мои мотивы».
Посмотрите на «Мои мотивы».

Мои мотивы

  • мотив Поиграйка

  • мотив Помогайка

  • мотив Послушайка

  • мотив Удовольствия для себя

  • мотив Неслух

  • мотив Совести

  • мотив Интереса

  • мотив Безделья

  • мотив Мне все равно

  • мотив Заботы о других

Психолог. Объясните, к какому действию побуждает мотив Поиграйка (Помогайка, Послушайка, Удовольствия для себя и другие)?
Разделите все десять мотивов на две группы. Напишите, какие из мотивов попадают в одну группу, а какие — в другую. Задание нужно выполнять в рабочей тетради.
Мотивы, мешающие совершать хорошие поступки
Мотивы, помогающие совершать хорошие поступки
Проверим, какие мотивы оказались в первой группе?
Скажите, какие мотивы и почему попали во вторую группу?

Задание «Борьба моих мотивов»

Психолог. Представьте себе ситуацию: нужно делать уроки, а хочется погулять.
Как вы думаете, какая из потребностей здесь может быть очень сильной?
Какие мотивы может вызвать эта потребность?
Какие из мотивов будут вступать в борьбу друг с другом?
Какие из мотивов помогут делать уроки?
Какой из мотивов победит и запустит действие у каждого из вас?

5. Подведение итогов

Психолог задает вопросы.

Какую роль играют мотивы в совершении действия?
Кто решает, какой мотив победит?
Почему побеждает только один мотив?
Что нужно делать, чтобы побеждали мотивы, способствующие хорошим поступкам?

6. Домашнее задание

Придумать сказку о борьбе своих мотивов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА О БОРЬБЕ ДВУХ МОТИВОВ

Помнишь, я рассказывал тебе сказку о Волшебниках-Потребностях, которые колдовством создавали разнообразные Эмоции? Так вот у этих Потребностей были сыновья — Мотивы, очень деятельные и активные ребята. Если Волшебницы-Потребности — это, можно сказать, главная ударная сила всякой активности в Королевстве Внутреннего Мира, то Мотивы определяют, что надо выбрать, чтобы Потребности были удовлетворены. Допустим, Потребность в тепле начинает шуметь: мол, человек — властелин Внутреннего Мира — замерзает и его нужно теплее одеть, а Мотив — тут как тут — уже разыскивает меховую куртку и вязаную шапку.
Мотивы отвечают за включение Механизмов Действия. Если мотивы спят, то Деятельность включить некому. Человек во Внешнем Мире бездействует. Но если какой-нибудь из Мотивов набирает силу, то тут уж только держись: Механизм Действия запускается во весь мах, и активность человека во Внешнем Мире становится очень велика. А иногда с Мотивами случаются и такие истории, как, например, эта, которая произошла в Королевстве Внутреннего Мира одной маленькой девочки.
Однажды собрались Волшебницы-Потребности и их сыновья Мотивы, чтобы посоветоваться. Первой встала Потребность в еде. Она сказала:
— Мы узнали, что там, во Внешнем Мире, на острове, который называется Журнальный Столик, лежит очень вкусная шоколадка. Человек должен питаться. Еда необходима ему, чтобы жить. Я считаю, что Мотивы должны немедленно включить Механизмы Действия, чтобы съесть эту шоколадку.
Ее сразу же поддержал толстенький Мотив Сладкоежка:
— Шоколадка очень вкусная и полезная. Я готов прямо сейчас запустить Действие поедания.
— Но ведь мама сказала нашей Хозяйке, что шоколадку можно съесть только после обеда, — начал спорить с ним Мотив Совести (это был очень серьезный и мудрый Мотив). — И наша Хозяйка пообещала это сделать. Надо выполнять свои обещания.
Тут с места вскочил совсем еще маленький, несчастный человечек — Мотив Неслух. Сам он, правда, называл себя Мотивом Самостоятельности. Он думал, что самостоятельность — это никого ни в чем не слушаться и все делать по-своему.
— Подумаешь! — пискливо закричал он. — Мало ли, что мама говорила! У нашей Хозяйки и своя голова есть! Раз хочется съесть шоколадку, — значит, надо съесть — и все тут!
Но Мотив Совести сказал спокойно и уверенно:
— Я не согласен с Мотивами Сладкоежкой и Неслухом! Наша Властительница Внутреннего Мира хочет стать хорошей, доброй, честной девочкой. Она хочет уважать себя. А если она нарушит обещание, разве будет она себя уважать?
Тут все Мотивы разом загалдели, замахали руками.
— Нечего его слушать! — визгливо кричал Мотив Неслух. — Давайте скорее запустим Механизм Действия!
Потребность в еде даже запрыгала на месте от нетерпения. Мотив Сладкоежка махнул рукой и побежал включать Механизм Действия. Но дорогу ему преградил Мотив Совести.
— Ах так! — завопил Мотив Неслух. — Не хочешь нас пускать действовать? Ну мы тебе покажем!
Мотивы Сладкоежка и Неслух сцепились со строптивым Мотивом Совести. Некоторое время длилась упорная борьба. Раздавались только пыхтение и крики. Но наконец Мотивы Сладкоежка и Неслух сумели справиться со своим противником и быстро связали его. А сами помчались запускать Механизм Действия. В ту же секунду во Внешнем Мире девочка протянула руку, взяла шоколадку и съела ее. И как ни кричал связанный по рукам и ногам Мотив Совести, Хозяйка Внутреннего Мира не услышала его слабого голоса.
Прошло некоторое время. Довольные Мотивы Сладкоежка и Неслух валялись на солнышке. А Потребность в еде даже крепко уснула (у девочки во Внешнем Мире за обедом не было аппетита). Вдруг раздался громкий голос мамы: «Ты уже съела шоколадку?»
Мотив Сладкоежка со страху уполз в кусты, а Мотив Неслух сначала тоже очень испугался, а потом подбежал к Механизму Действия и запустил речь Хозяйки Внутреннего Мира так, чтобы она солгала. Но Мотив Совести, увидев такое, рванулся и сумел освободиться от веревок. Он подбежал к Механизму Действия, оттолкнул Неслуха и переключил речь Властительницы. И тогда девочка во Внешнем Мире честно призналась в своем проступке...
— Папа, а почему же Мотивы Неслух и Сладкоежка сумели справиться с Мотивом Совести? — спросила Юля.
— А ты сама как думаешь?
— Наверное, они сильнее были.
— Выходит, так. Внутри нас часто происходят такие споры и такая борьба. Одни мотивы вынуждают нас совершать одни поступки, другие — прямо противоположные. И не всегда побеждают лучшие мотивы.
— А что делать, чтобы побеждали хорошие?
— Надо им помогать, усиливать их. Если ты знаешь, что для тебя важнее — быть хорошей и честной или же удовлетворять сиюминутные желания. Если ты это сама для себя решишь, то борьбы мотивов не будет. Так что — выбирай. Это от тебя самой зависит.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33, 541-68-43