Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
ПРАВДА ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТИ

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Как-то раз, несколько лет тому назад, мне довелось оказаться в машине своего приятеля, который имел неосторожность проскочить перекресток на красный свет. В то время почему-то за порядком на дороге следили не только гаишники, но и их коллеги из «обычных» отделений милиции.
Вот такие коллеги отняли у моего приятеля права и отправили его разбираться к себе в отделение, благо неподалеку. Я пошел вместе с ним и в первый и последний (надеюсь!) раз оказался почти в кутузке. Почти — потому что собственно за решетку ни его, ни тем более меня не отправили, и мы зависли в предбаннике, но все же внутри здания.
Впечатлений, я вам доложу, хватит на всю жизнь. Грязь, ругань, мат. За решеткой бесчувственным кулем валяется какой-то бомж, от которого ощутимо разит чем-то, знакомым каждому москвичу, ездившему вечером по кольцевой линии метро. Из-за бомжа выглядывает взъерошенная небритая физиономия сизого алкоголика, рядом трое зашуганных торговцев вида довольно пристойного, но, увы, кавказского. Тут же пара оперов бьет морду возмущенному пьяному, дежурный, пытаясь перекричать треск в трубке, громогласно выясняет по телефону, где найдено тело, внезапно появившийся дюжий санитар настаивает, чтобы ему скорее отдали какой-то труп... Короче, обстановочка.
Тогда у меня мелькнула мысль, что работающие в отделении милиционеры должны совершенно по-другому представлять себе окружающий мир. К ним-то он повернут самой грязной, пьяной, непристойной своей стороной. Далеко ли до соблазна решить, что такова вся наша жизнь?

КОЛБАСА С КРОВЬЮ

С милиционерами мне не пришлось обсудить эту тему, зато теперь я хорошо себе представляю, как выглядит мир в глазах других профессионалов, имеющих дело с темной стороной человеческого существования. Боже упаси, я не об оккультистах и даже не о психиатрах. Я об известных своими книгами практических психологах Ирине Медведевой и Татьяне Шишовой. Причиной этой публикации стала их новая работа «Дети нашего времени», вышедшая в издательстве «Информпечать» загадочного ИТРК РСПП.
Надо сказать, что я давно не испытывал такой гаммы сильных чувств, как при чтении этой книги. Не могу до конца в ней разобраться, как ни тянул с написанием статьи. Но номер сдавать надо, поэтому постараюсь, как смогу.
Гнев, горечь, недоумение, растерянность и... полное ощущение, что меня одурачили. Да еще как-то так умело, что и не подкопаешься. Вот ведь как складно написано, сплетено вплотную, все срослось одно с другим, ни щелочки, ни зазора. Отдельную строчку возьми — вроде все верно, а все вместе... Страшная книга. Кликушеская. Похожа на удар в спину.
Все у нас плохо. Нам внедрили чуждые ценности, страну развалили, экономику разрушили, мораль попрали, правят бандиты, зарплаты нищенские и с задержкой. А что колбасы стало больше — так это оплачено кровью. Да-да, именно кровью, человеческими жизнями. Смертность-то возросла, да и преступность тоже. Оно вам надо, такая колбаса?
И ведь все правда, даже отчаянье берет.
Ценности? Впрямь не наши. Когда это у нас были в цене свобода и успешность? У нас все больше самопожертвование и «будь как все, не высовывайся».
Страна? Конечно, ее развалили. Она должна была стоять веками — последней империей мира, неколебимым колоссом, нерушимым союзом, мы ее даже в гимне заклинали два раза в день, а ее враги расшатали.
Про экономику и говорить нечего. Где телевизоры «Рубин», обеспечивавшие работой половину пожарных Советского Союза? Где комбайны и трактора, пусть одноразовые, зато всем и на халяву? Где автомобиль «Запорожец», способный иногда проехать подряд тысячу километров без капремонта? Все заполонил проклятый «Панасоник» с ксилитом и карбамидом.
Про мораль, бандитов и зарплаты распинаться не буду. Все знают — попрали, правят, нищенские. И с задержкой.

СТОРОНА НИ ДЛЯ ЧЕГО

А почему же ощущение, что одурачили? А потому, что это как у Жванецкого — полное и беспристрастное освещение вопроса, но с одной стороны. Той стороны, что нужна авторам для... для... черт, а ведь я так и не понял, для чего? Каков вывод? Мораль сей басни, так сказать?
Что раньше жизнь была лучше и надо к коммунизму стройными рядами? Не-ет, вроде так прямо не сказано. Что богатые — сволочи? Ну-у-у... оно, конечно, да, но опять же впрямую это не сказано, не придерешься. Что надо вернуться к истокам, то есть, естественно, к Церкви? Есть эта мысль, и заметьте, не к Богу, а именно к Церкви, причем к конкретной. Но и эта идея выражена как-то неубедительно, вяло, вскользь, в самом конце основной части.
А больше никакого позитива и конструктива. Одни только истории из жизни, страшные и ужасные. Понятное дело, с другими-то к психологу кто ж пойдет. Вот и возникает аберрация восприятия. Как у тех ментов в отделении.
Неудивительно, что в книге полно традиционных страшилок, типа компьютерных игр, способствующих развитию агрессии. И не беда, что научные данные по этому поводу далеко не столь однозначны, чтобы объявить компьютер безусловно вредным. В данном случае не до науки, надо Отечество спасать.
Кстати, кто собирается прочитать книжку из-за ее названия, так не верьте глазам своим. И здесь обдурят — текст все больше о взрослых и об ужасном времени, в котором мы живем. Авторы даже сами себя ловят на значительном отступлении от темы — аж на сто третьей странице, но объясняют это необходимостью «показать тот культурный и социальный фон, на котором эта тема будет развиваться». Но и дальше фон доминирует, а фигура от него отделяется с трудом. Гештальт цельным не становится.

СТРАСТИ ИХ КЛИЕНТОВ

Нехватка детей в тексте книги с лихвой компенсируется в конце — там, где в качестве своеобразных приложений приведены детские истории.
Вот Наташа, чей папа попробовал заняться бизнесом и капитально прогорел. Мама его, конечно, выгнала (и правильно, зачем муж без денег, не наша ценность), квартиру продала и расплатилась. А девочке травма на всю жизнь. И виноваты в ней, видимо, те, кто подбросил папе чуждую ценность обогащения.
Вот Виталик, чей папа был физиком в научном институте, а теперь швейцар в ночном клубе, отчего он не может смотреть жене в глаза. Кто тут виноват? Да те же проклятые западники, разрушившие нашу экономику (шоб не конкурировала, что ли? дак она вроде и не...).
Вот Тяпа, которую родители-бизнесмены отправили с бабушкой на Кипр ради безопасности и лишили тем самым своего тепла и привязанности. Девочка выросла и стала наркоманкой. Неудивительно, ведь даже само слово «бизнес» ненавистного чужеродного происхождения. Ходили бы папа с мамой на завод по гудку, деревья бы сажали на субботниках, тогда дочь выросла бы нормальным советским человеком, добрым, чутким и отзывчивым. Как Маленькая Вера, например, если кто еще этот фильм помнит весь, а не только знаменитую сцену.
Всех историй, описанных в приложении, не перескажешь. А там есть еще не описанные, только обозначенные. Про девочку, которую украли, чтобы потребовать с родителей выкуп. Про игрока, проигравшего в рулетку квартиру, машину и дочь. Про подростка, затянутого в секту. И про многое-многое другое, к чему привело следование ненашим ценностям. Почему высокая духовность русской культуры (я не иронизирую, поверьте, под этим готов подписаться и сам) не смогла противостоять этому гнилью, из книги непонятно.
Но спорить мне не хочется. Понятно, что позиция авторов прочувствована и выстроена. Главы из книги уже публиковались в журналах «Москва» и «Родина». Конечно, это не те издания, где можно отточить рассуждения о тлетворном влиянии Запада в полемике с читателями и редколлегией. Не та аудитория, скорее аплодисменты сорвешь. Но, думается, сам факт повторной публикации своих мыслей дал авторам возможность в них укрепиться.
Так что спорить не буду. А вот на слове поймаю. «Если кому-то покажется, что мало, он может продолжить эту книгу сам». Обещали? Не обессудьте.

ОПТИМИЗМ РАЗВАЛА

Я бы продолжил книгу рассказом о переполненных театральных залах, куда давно стали пускать детей до шестнадцати, и они с удовольствием пользуются этой возможностью. Классика, опера, балет, современная трагедия, легкий водевиль, оперетта, мюзикл — все жанры процветают, и на любом спектакле полно детей и молодежи. Насколько мне известно — не только в Москве. И все это под крики о духовном обнищании подрастающего поколения.
Я бы написал репортаж о часовых очередях в Пушкинский музей или в Эрмитаж, где москвичи и питерцы стоят, невзирая на капризы погоды. Думаете, только старики, так сказать, на запасе накопленной духовности? Пойдите проверьте. И все это под стенания о засилье масс-культуры.
Я описал бы историю семьи своих друзей, работавших и работающих физиками. Что сделало с ними смутное время? Ничего особенного. Только дало возможность подрабатывать, не потеряв профессии, в результате чего они из комнаты в общаге через год переехали в неплохую двухкомнатную квартиру, а потом заключили выгодный двухлетний контракт на работу в Японии. По специальности, заметьте! Да еще через свой институт, то бишь на благо Родины. И все это под гневные обвинения в развале науки.
Можно было бы привести данные о конкурсе во все вузы, в том числе и недавно презираемые технические. Просто дать статистику за последний десяток лет, и никаких комментариев. А то ведь придется о падении ценности образования рассуждать, но тут нестыковочка выйдет.
Еще я бы попросил фотографа пройтись по бывшим дворцам пионеров, по изостудиям и фотокружкам жэков, по спортивным секциям и театральным студиям домов культуры, по школам юных журналистов и радиолюбителей. Фотографиями можно было бы иллюстрировать раздел «Головоломки», сопроводив их вопросами типа: «Если, по данным психологов, современные дети — наркоманы, свободное время проводящие на дискотеках и за компьютером, то откуда они взялись на этом занятии клуба бальных танцев?»
И про десять-пятнадцать миллионов, выезжающих каждый год отдыхать на лучшие мировые курорты. И про владельцев кафе, магазинов, ферм, сумевших и свой бизнес организовать, и порядочными людьми остаться. И про поток умных и светлых книг, который все явственней размывает мутный ассортимент привокзального лотка. И про старшеклассников, выбирающих профессию по ее общественной значимости. И про голландских знакомых моих дочерей, которые, вопреки всеобщему представлению об этой стране, в свои двадцать лет не пробовали не только наркотиков, но и обычных сигарет. И про дружбу, любовь и бескорыстие, которые не мешают многим из нас даже тогда, когда мы пытаемся преуспеть в жизни и купить в дом джакузи.
Многим можно было бы дополнить приложения к книге «Дети нашего времени». Но тогда это была бы другая книга. А дети — те же. И жизнь та же. Парадокс?

Марк САРТАН