Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

Развивающие уроки

Продолжение. Начало см. № 41, 42, 43/2000 г.; №3/2001

ЗАНЯТИЕ 7

КАКИЕ МОТИВЫ У ДРУГИХ?

Задачи

Содействовать осознанию детьми собственных мотивов поведения.
Научить детей анализировать мотивы поведения других людей.

Материалы

Рабочие тетради, карточки с названиями мотивов (Послушайка, Удовольствия, Помогайка, Хочу, Надо, Неслух, Забота о других, Поиграйка, Совесть, Безразличие, Интерес, Ничего-не-делайка), схема «Борьба мотивов» (см. занятие 5), предмет-заместитель «запретного плода».

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Подари желанный подарок» (см. занятие 6)

2. Работа по теме

Задание «Мои выборы. Кому я хочу и кому не хочу подарить подарок» (социометрическая процедура)

Психолог. Представь, что у тебя есть три хороших подарка, которые ты можешь подарить только одноклассникам. Кому бы ты их подарил? Напиши фамилии этих ребят в рабочей тетради под рубрикой «Мои выборы». А теперь подумай и реши, кому из одноклассников ты ни за что не захотел бы подарить подарок. Напиши их фамилии в рабочей тетради.
Проверка домашнего задания
Психолог. Дома каждый из вас записал историю о борьбе своих мотивов. Расскажите, что же у вас получилась за история. При этом вы можете опираться на схему «Борьба мотивов».
Дети рассказывают. Если ребенок по какой-то причине не желает всем поведать свою историю, психолог просит его записать историю в свою рабочую тетрадь. Заставлять детей рассказывать ни в коем случае не следует.

Игра «Говорящие мотивы»

Психолог. У каждого из вас есть карточка с названием мотива, который может побуждать человека к тому или иному действию. Представь, что ты являешься этим мотивом, то есть он вдруг обрел голос. Что этот мотив мог бы сказать, к каким действиям и поступкам он мог бы подтолкнуть? Говорить всем, каким ты являешься мотивом, не нужно, потому что остальные будут угадывать, какой мотив ты представляешь. В конце игры мы определим, какие мотивы были самыми узнаваемыми.

Инсценировка «Кто победит?»

Психолог. Сейчас мы увидим, какие события происходят в Королевстве Внутреннего Мира, когда в ответ на желание ученика получать «пятерки» возникает несколько мотивов, которые подталкивают его к совершенно различным действиям.
Учеником, который очень хочет получать «пятерки», будет... (называется имя исполнителя этой роли). Ты — ученик второго класса (психолог обращается к этому ребенку) и стремишься получать только отметки «отлично». Представь, что на завтра задано много уроков, будет диктант и надо хорошо подготовиться к нему, но в то же время тебе хочется пойти погулять, поиграть с друзьями, просто поваляться в постели, посмотреть телевизор и многое другое, только не хочется учить уроки.
Давайте подумаем (психолог обращается ко всем), какие мотивы поведения могут «уговаривать» ученика поступать так или иначе.

Возможные ответы: Хочу, Поиграйка, Послушайка, Ничего-не-делайка, Надо, Интерес, Совесть.
Роли разных мотивов в сценке будут играть... (психолог называет имена тех детей, которые указали на эти мотивы).
Итак, сейчас каждый мотив станет говорящим и будет уговаривать ученика поступить определенным образом. Ученик должен выслушать все мотивы, а потом выбрать только один, который оказался самым убедительным.
Сценку можно проиграть еще раз, уже с другим составом исполнителей.

Обсуждение инсценировки «Кто победит?»

Психолог задает детям следующие вопросы.

Какие из представленных мотивов способствовали, помогали ученику осуществить его желание получать пятерки?
Какие мотивы мешали достижению этого желания?
Почему побеждает только один мотив?
Кто решает, какой из мотивов будет действовать?
Какое качество характера помогает достигать желаемого? (Ответ: сила воли)

Задание «Запретный плод»

Психолог. Вот это... (психолог берет в руки предмет-заместитель) запретный плод, то есть то, что очень-очень хочется иметь, но нельзя. Это сильное желание, но оно недостижимо. Покажи (психолог обращается только к одному ученику и кладет «запретный плод» на стол), как ты себя поведешь, что ты сделаешь в этой ситуации?
Дети рассказывают о желаниях, находящихся под запретом.
Скажите, какие мотивы в этой ситуации борются?
Ответ: мотивы Хочу и Надо.
Приведите примеры ситуаций, когда не хочется что-то делать, а надо.

3. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).

Психолог. Хотите узнать, что произошло дальше с Юлей и ее спутниками, попавшими на планету Хухромухр? Тогда слушайте.

4. Домашнее задание

Придумать продолжение истории про Юлю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОДЗЕМЕЛЬЕ БАРДЕНБУКА

Планету Хухромухр и ее жителей пленникам рассмотреть не удалось. Прямо с трапа звездолета их посадили в большой черный аппарат овальной формы без окон. Внутри только слабо светился низкий потолок. Они почувствовали, что машина поднялась в воздух и через несколько минут опустилась. Открылся люк, пленники выбрались наружу и увидели, что находятся во дворе, окруженном высокой каменной стеной. На темно-синем небе ярко светили два солнца. Не успели пленники вдохнуть свежего воздуха, как равнодушные ко всему охранники велели им следовать за ними. Они подошли к высокому зданию, спустились по крутым лестницам и длинным коридорам. И вот конвоиры остановились, отворили дверь и втолкнули их в низкое, сырое и темное помещение. Пленники без труда догадались, что находятся глубоко под землей. Закрывая дверь, охранник бесстрастно сообщил:
— Завтра Повелитель побеседует с вами. А через три дня вы отправитесь в Психоочиститель.
Через несколько часов Гаф Гафыч, дремавший на полу, вдруг насторожился. Он поднял голову. Уши его встали торчком.
— Мне кажется, кто-то стучит в стену камеры, — сообщил он.
Юля и ее папа прислушались, но не смогли уловить ни звука. И неудивительно — ведь у собак более тонкий слух, чем у людей. Гаф Гафыч осторожно приблизился в стене. Папа последовал за ним. Он приложил ухо к каменной стене.
— Вот здесь, — указал пес на место, откуда доносились звуки.
— Посмотрите, — произнесла Юля. — Вот этот камень, кажется, шатается.
Действительно, один из камней, из которых была сложена стена, держался непрочно. Папа ухватился за его край, и постепенно ему удалось расшатать камень. Камень вывалился из стены, но за ним оказался другой, выбить который папа не сумел. Вдруг они явственно услышали пыхтение за стеной. В щели между камнями появился тонкий металлический стержень. Кто-то с другой стороны стены двигал им туда-обратно, расширяя отверстие. Наконец появилась щель, в которую Юля смогла бы протиснуть свою ладошку.
Из щели раздался громкий шепот:
— Все. Больше я ничего не могу сделать. Кто вы, соседи?
— Мы с папой с планеты Земля, а наш друг Гаф Гафыч — с Собакилии, — ответила Юля. — Нас взял в плен злой Волшебник. А вы кто?
— Земля... Собакилия. Не слыхал, — произнес голос. — Я происхожу из народа бум, а зовут меня Бум-Дирбом, и я тоже, увы, пленник Барденбука. Меня схватили трики сегодня утром.
— А кто такие трики? — спросила Юля.
— Как?! Вы не знаете некогда самого доблестного народа нашей планеты, а теперь самых преданных слуг Барденбука?
— Извините, но мы вообще очень мало знаем о вашей планете, уважаемый Бум-Дирбом, — сказал Гаф Гафыч. — Мы, космолетчики Собакилии, очень редко бываем в этой части Галактики, а на Хухромухре я и мои друзья находимся всего несколько часов. Не могли бы вы объяснить нам, что случилось на вашей планете?
— О-хо-хо! Нашу мирную планету постигло огромное несчастье, — печальным голосом произнес из-за стены невидимый Бум-Дирбом. — Я поведаю вам об этом, жители неведомых мне планет, чтобы вы знали, какая опасность угрожает и вам.

ЗАНЯТИЕ 8

ЗАГАДКА ПСИХООЧИСТИТЕЛЯ

Задачи

Развивать у детей навыки коллективной работы.
Помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций.

Материалы

Рабочие тетради, карточки с названиями народов планеты Хухромухр.

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Психолог делит детей на три-четыре команды.

Психолог. В каждой команде находятся представители одного из народов планеты Хухромухр. У каждого народа есть свой ритуал приветствия. Вам дается пять минут, для того чтобы придумать этот ритуал.

Игра «Заблудившийся рассказчик»

Психолог. Давайте образуем общий круг комфортного общения. Как же дальше, по вашему мнению, разворачивались события в истории про Юлю? Какие приключения могли произойти с нашими героями? Давайте попробуем вместе сочинить продолжение истории. Для этого каждый из вас по очереди говорит две-три фразы. Нужно учитывать то, что сказано предыдущими учениками. Начинаю я.
Итак, Юля, папа и Гаф Гафыч решили любым путем совершить побег из тюрьмы, но сначала они хотели узнать от Бум-Дирбома, что же произошло с жителями планеты Хухромухр. Продолжает рассказ... (называется имя ребенка).
Игра прекращается, когда рассказ совершит круг.

2. Время книги

Чтение отрывка из книги И.В. Вачкова «Психология для малышей» (см. приложение).

Задание «Народы Хухромухра»

Психолог. А теперь мы узнаем, какие события в действительности происходили с Юлей и ее спутниками. Пока я читаю продолжение истории, вы в рабочей тетради выполняете письменное задание «Народы Хухромухра». Вы должны нарисовать, как они выглядели. Попробуйте также написать, чем эти народы занимались и что они потеряли из-за волшебника Барденбука.
Психолог читает отрывок из книги, делая паузы, для того чтобы дети успевали рисовать и писать.

3. Работа по теме

Беседа-опрос по книге

Психолог задает следующие вопросы.

Какие народы населяли планету Хухромухр?
Кто такие трики и чем они отличались от других народов?
Кто такие трумы, как они выглядели и чем занимались на планете?
Расскажите о мулях, как они выглядели и чем занимались?
Кто такие шлямы и чем они отличались от других народов?
Охарактеризуйте внешний облик и занятия бумов.
Что задумал Барденбук сделать с жителями планеты и что ему удалось осуществить?
Что такое Психоочиститель?
Чего лишились разные народы Хухромухра после обработки их Психоочистителем?

Психолог записывает на доске правильные ответы детей по следующей схеме.

 Игра «После Психоочистителя»

Психолог. Представьте, что вы являетесь жителями планеты Хухромухр. Барденбук обработал вас Психоочистителем, и вы потеряли некоторые психологические способности: эмоции (как трики), память (как трумы), ощущения (как мули), способность мыслить (как шлямы). Кто сможет показать, как ведет себя человек, лишившийся эмоций? Человек, у которого больше нет памяти? Человек, лишившийся ощущений? Человек, оставшийся без мышления?
Психолог вызывает желающих. Каждый из игроков получает карточку с названием народа. Он должен вести себя и отвечать так, как это сделал бы представитель этого народа.
Дети демонстрируют соответствующее поведение.

Психолог. Угадайте, кто здесь трик, кто — трум, кто — шлям, а кто — представитель мулей?
В ходе инсценировки игроки с подачи психолога отвечают на вопросы и выполняют простейшие задания-испытания. Ученики показывают, что они не в состоянии делать после Психоочистителя, — переживать, вспоминать, ощущать, мыслить. Для этого психологу необходимо подготовить соответствующие вопросы и задания.
Например, для того чтобы проверить, есть ли у этого ученика эмоции, можно задать такой вопрос: «Покажи, что ты чувствуешь, когда тебе дарят желанный подарок или когда тебя ругают».
Ощущения: «Скажи, что ты ощущаешь?» (Ребенок угадывает предмет, находящийся в непрозрачном «волшебном мешочке».)
Память: «Вспомни, что ты делал вчера вечером».
Мышление: «А» и «Б» сидели на трубе, «А» упало, «Б» пропало, что осталось на трубе?»

4. Домашнее задание

Составить рассказ об одном из народов планеты Хухромухр.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЯ ПЛАНЕТЫ ХУХРОМУХР

Юля, ее папа и Гаф Гафыч приникли дружно головами к отверстию в стене, чтобы лучше слышать своего нового знакомого и соседа. Бум-Дирбом говорил не торопясь, нараспев.
— Наша планета всегда славилась среди других миров своим миролюбием и добропорядочностью. Никогда ни с кем мы не воевали, и все народы планеты дружили между собой, несмотря на большие различия между ними. Таких народов всего пять:

трики — это высокие, очень сильные, храбрые и благородные люди, достигшие больших успехов в звездоплавании;
трумы — темнокожий народ земледельцев и охотников, среднего роста, крепких и коренастых;
мули — народ, прославившийся своим искусством, литературой, философией, они невысокого роста, изящные, тонкие;
шлямы — светлокожие силачи, построившие заводы и фабрики, создавшие удивительную технику; и, наконец,
мой народ бум — маленькие люди, живущие высоко в горах, в глубоких пещерах. Мы добываем драгоценные камни, руду, золото. Мы самый малочисленный народ на планете.

До недавней поры мы не знали бед и несчастий. Наши народы торговали друг с другом, делились своими достижениями и не знали, что такое зло, предательство и войны. Но это легкомыслие дорого нам стоило. Откуда появился Барденбук? Этого уже никто не помнит. Но мы подозреваем, что он не с нашей планеты. Да падет наказание на голову величайшего колдуна и злодея, превратившего цветущую планету в очаг злобы и насилия и лишившего людей их человеческих черт!
— Вы имеете в виду, что Барденбук сумел каким-то образом воздействовать на психику всех жителей Хухромухра и лишил их чувств и эмоций? — спросил папа и добавил: — Впрочем, видимо, не все жители стали его жертвами — ведь мы слышим вас!
— О, мой инопланетный друг! — с тоской воскликнул Бум-Дирбом. — Это не так. Все обстоит значительно хуже. Но выслушайте до конца мою историю — историю несчастной планеты Хухромухр.
Впервые узнали о Барденбуке в стране мулей. Он пришел к правителям этой страны и сказал, что, будучи ученым, психологом, создал удивительный прибор — Психоочиститель, который способен за несколько секунд улучшать все психические процессы, очищать психику от всех вредных влияний и полностью устранять злые побуждения и мысли. Он пообещал правителям, что его прибор сможет изменить людей, сделать их мудрейшими, благороднейшими, счастливейшими. И мули поверили обманщику.
Правители прошли за ним в комнату, где стоял Психоочиститель, и Барденбук включил его. Все тут же упали на пол без чувств. А Барденбук захватил с помощью своего прибора станцию телевидения, и вечером, когда все мули включают свои телевизоры, он подключил к передатчику свой Психоочиститель. Через несколько часов почти все мули во всей стране стали как бесчувственные тряпичные куклы. Это было первое испытание страшного прибора Барденбука. Действие его было ужасным: люди лишались ощущений и восприятий и сразу же погружались в глубочайший сон, вырвать из которого их было невозможно.
Но Барденбук хотел не этого. И он продолжил свои страшные эксперименты. Он пробрался в страну триков и опять с помощью обмана воздействовал на жителей своим Психоочистителем. На этот раз он лишил их чувств и эмоций. С этого момента сильные, храбрые, благородные трики стали послушными слугами злодея, которому нужно было одно — власть! Опираясь на силы многочисленных триков, Барденбук захватил страну шлямов и лишил жителей мышления, а в стране трумов все от мала до велика потеряли память. Барденбук обещал создать нового счастливого человека, а на самом деле превратил людей в животных, умеющих подчиняться только его власти. Только страну бумов не сумел подчинить Барденбук, так как бумы быстро узнали о происходящем и успели спрятаться высоко в горах. Но нас мало, и мы не можем воевать с триками, которые ловят нас и насильно обрабатывают Психоочистителем. Вот, наверное, и я завтра превращусь в послушного раба колдуна Барденбука.
Таков был грустный рассказ Бум-Дирбома, маленького жителя планеты Хухромухр.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог
Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33, 541-68-43

(Продолжение следует)