Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001
ТЕСТОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ТЕСТОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Удивительно устроен человек. Сначала, воодушевленный открывающимися перспективами, не думая о последствиях, он на благо себе и ближним изобретает полезный инструмент. Потом на горьком опыте убеждается, что этим замечательным изобретением при неразумном использовании можно и покалечиться. И лишь тогда он начинает сочинять инструкцию по технике безопасности, в глубине души понимая, что изобретение уже распространилось по городам и весям, далеко не все его пользователи разумны и осмотрительны и они, скорее всего, продолжат упоительную процедуру набивания шишек.
Именно это и произошло с таким великолепным «инструментом», как психологические тесты. Если взять за точку отсчета 1905 год — дату появления знаменитой шкалы Бине—Симона для измерения интеллекта (хотя само понятие психологического теста было введено еще на четверть века раньше) — приходится признать, что процесс набивания шишек занял свыше полувека.
Лишь в середине шестидесятых Американская психологическая ассоциация наконец проявила озабоченность в связи с недостаточно корректным использованием этого тонкого инструмента. Был создан специальный комитет во главе с Дж.В. Френчем и В.Б. Майклом, разработавший «Стандарты педагогического и психологического тестирования». Соответствующая публикация увидела свет 9 февраля 1966 года (впоследствии «Стандарты» неоднократно уточнялись).
Советских психологов эта заокеанская проблема в то время не волновала. Они успели набить достаточно шишек к середине тридцатых, и рецепт излечения был прописан в духе тех времен: «Лучшее лекарство от перхоти — гильотина». Официальным постановлением тестирование было исключено из психолого-педагогической практики. Долгие годы тесты дозволялось упоминать лишь в терминах «извращений».
О драконовской политике тех лет нельзя вспоминать без сожаления. Но нет худа без добра. Советская школа оказалась избавлена от тех издержек тестирования, которые американцы накапливали не одно десятилетие.
В пору радикальной переоценки ценностей мы, как это нередко бывает, поспешно заменили минус на плюс и в одночасье вернулись в эпоху «педологических извращений», фактически проигнорировав опыт, выстраданный зарубежными коллегами. Робкие попытки ряда отечественных специалистов разработать на основе американских «Стандартов» собственные нормы встретили вежливое сочувствие, но ноль внимания. Сегодня почти у каждого практикующего психолога на полке стоит блестящий «Словарь-справочник по психодиагностике». К нему постоянно обращаются ради информации о пользовании той или иной методикой. А признайтесь, «Приложение II» вы читали? Просмотрите на досуге: очень поучительное чтение!
Все еще не оставляет надежда, что наше «беспредельное» государство потихонечку будет превращаться в правовое. Вот тогда и посыплются иски за топорное использование тестов! Как свидетельствует американский опыт, даже официальное введение стандартов не страхует от подобных казусов (американские суды то и дело рассматривают заявления лиц, «обиженных» психологами). Но давайте, по крайней мере, позаботимся, чтобы такие иски были адресованы не нам.

Сергей СТЕПАНОВ