Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2001
КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ

Помощь ребенку в преодолении застенчивости — задача для школьного психолога не из легких, но она разрешима. Остановимся на работе психолога по преодолению застенчивости у младших школьников.
Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных детей — групповые формы работы, целью которых является:

— формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
— тренировка взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.

На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.
Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.
Универсальное средство обучения общению — это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.

ИГРЫ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Волшебные превращения

Дети стоят в кругу.

Психолог. Волшебник превратил вас в ветер. Попробуйте изобразить:

а) злой зимний ветер;
б) осенний холодный ветер;
в) теплый, ласковый летний ветерок
.

Психолог участвует в игре и комментирует действия детей.

Изобрази отгадку

Психолог. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке.

Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.

Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем —
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.

Бегут по дорожке
Доски да ножки.

Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: «Чик-чик-чик» (ножницы); «Тик-так, тик-так» (часы); «Ш-ш-ш» (лыжи).

Поющие животные

Психолог. Представьте, что животные умеют петь. Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы; «Песня про кузнечика» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова) в исполнении собаки?
Взрослый может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.

Дождик

Перед каждым ребенком — ванночка и лейка с водой.
Психолог. Вы — дождевые тучки, плывущие по небу.
Дети ходят по кругу, изображая тучки.
Психолог помогает детям озвучить их действия:
«Я — тучка, тучка, тучка. Я — тучка, похожая на слона (зайчика и т.п.)»
По сигналу все останавливаются и берут лейки.
Психолог. А теперь пошел маленький веселый дождик. Кап-кап-кап.

Угадай, кто это (что это)

Ребенку завязывают глаза, и он на ощупь должен определить, кто перед ним стоит (какой предмет перед ним лежит).

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, поэтому упражнения, способствующие преодолению этого страха, усложняются постепенно.

1. Дети выполняют ритмичные действия (например, изображают падающие осенние листья). В это время психолог напевает какую-то мелодию.
2. Дети, совершая ритмичные движения, напевают мелодию вместе с психологом.
3. Инсценирование песни.

Сначала дети слушают песню. Затем предлагают свои варианты: распределяют роли, выбирают характерные жесты, движения для действующих лиц.
Во время представления дети хором исполняют песню.
Начинать нужно с песен достаточно простых для инсценирования.

4. «Подбери мелодию».

Детям предлагают прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Затем задают вопрос: «Как вы считаете, какая из этих мелодий больше всего подходит для танца ветра (дождя, снежинок, медведя, бабочки)?»

5. Танцы с предметами (лентами, флажками, мячами). Детям показывают несколько простых танцевальных движений и просят их повторить под музыку.
6. Создание танца.

Прослушав мелодию, дети придумывают танцевальные движения, определяют их последовательность. Потом все вместе разучивают танец.

Такие игры помогают преодолеть и моторную неловкость застенчивого ребенка.

С ПОМОЩЬЮ ЧТЕНИЯ

У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребенок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника.
Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия.
Хорошим материалом для развития речевого личностного общения ребенка и взрослого служат книги. Совместное чтение и обсуждение прочитанного способствует концентрации внимания детей на словах взрослого. Опора на картинки облегчает для младших подростков речевое общение со взрослым. При этом нужно не только читать текст, но и организовывать беседу: спрашивать детей, что им запомнилось, кто из персонажей понравился, кто вызвал неприязнь и почему.
Если какому-то ребенку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от ребенка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он этого еще не умеет.
Постепенно следует переводить беседу от конкретной книги к какой-то общей теме, касающейся жизни детей и окружающих людей.
Например, можно спросить, кого из друзей ребенку напоминают персонажи книги, как он сам поступил бы в этой ситуации и пр. Нужно говорить с детьми на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится.

ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Когда у детей появляется некоторая активность в диалоге, им предлагается принять участие в импровизации: члены группы, чередуясь, сочиняют сказку или рисуют картину.
После этого можно перейти к разыгрыванию известных сказок.
Каждый член группы получает определенную роль.
Разыгрывание может быть осуществлено с помощью бумажных фигур или кукол. Дети также могут исполнять роли сами.
При распределении ролей надо учитывать, окажет ли эта роль благоприятное воздействие на ребенка. Застенчивым детям предлагают изображать таких сказочных персонажей, для которых достижение благородных целей связано с героическим поведением.
Таким образом, в поле зрения ребенка все чаще попадают социальные ситуации, в которых надо действовать по определенным правилам. Он начинает интересоваться, почему какой-то герой поступил дурно, неправильно, как можно исправить положение, «чтобы никому не было плохо». Это помогает овладеть различными образцами поведения.
Для развития речевой регуляции своих действий ребенку полезно выполнять упражнения, в которых он руководит действиями сверстника или взрослого. Это могут быть игры, где ребенок выступает в роли воспитателя или учителя.

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Преодолеть низкую самооценку и сформировать уверенность в себе застенчивому ребенку помогут специальные задания.
Психолог.

Вспомни, какими ласковыми именами называли тебя другие люди.
Расскажи о себе все самое хорошее
(здесь нужно нацеливать ребенка только на позитивное описание, избегая «но...» и «если...»).
Назови своего товарища ласковым именем.
Перечисли, что ты больше всего любишь.
Окружающие оценивают нас по нашим поступкам; постарайся вспомнить свой поступок, который тебе больше всего нравится.
Люди часто говорят о нас хорошее и плохое, попробуй вспомнить о себе чье-то хорошее высказывание. Почему оно тебе запомнилось?
Похвали своего товарища.

КОНТАКТЫ С ДРУГИМИ

Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.
Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача — вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому психолог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит — получить отказ.
Кроме этого, помощник психолога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку.
Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером.
Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных произведений и т.п.). Дозировать нужно даже похвалу.

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому психологу принадлежит ведущая роль в обучении педагогов и родителей особым приемам воспитания застенчивого ребенка.

Тамара ГАВРИЛОВА,
психолог
Лужеснянского интерната-гимназии
для способных и талантливых детей,
Витебская область


ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
2. Гаврилова Т.П. У истоков творческой личности. Витебск, 1996.
3. Дети с нарушениями общения /К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М., 1989.
4. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
5. Как научить ребенка слушать взрослого (советы для родителей). М.: НИИ общей и педагогической психологии, 1985.
6. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.
7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.
8. Biehler R., Snowmen I. Psychologe Applied to teaching. — Boston, 1990.