Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2001

ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

Дон Хуан (помните Кастанеду?) однажды заявил, что все практические исследования, которыми занимаются ученые, ведут к созданию все более и более сложных машин, но не меняют человека изнутри.
Уверен, что вы когда-нибудь размышляли о том, что прогресс человечества — это на самом деле прогресс машин, а не людей как таковых. А сам человек? Он совершенствуется? Если нет, то почему? А если да, то в чем?
Вот сколько вопросов... Но давайте посмотрим внимательнее. Может быть, прогресс человечества касается не только машин?
Да, за последние пару сотен лет прогресс машин резко ускорился и стал очень сильно заметен. Особенно в плане их внедрения в повседневную жизнь. Но прогресс человека тоже идет. Только более равномерно. Или более медленно.
Мне кажется, что в основном эти изменения происходят в области морали. Четыре тысячи лет назад «и истребил их Господь до последнего», три тысячи — «око за око», и не больше, две тысячи — «подставь щеку», пятьсот — «человек есть мера всех вещей», двести — «все люди равны», пятьдесят — «война — это преступление против человечества».
Утрирую и упрощаю, конечно. Но тенденция прослеживается.
Тогда, если экстраполировать, в результате такого развития появится Человек добрый, Человек понимающий, Человек идущий навстречу. Ну и так далее...
Но... Опять вопросы. Что на самом деле совершенствуется — мораль общества или мораль каждого его члена? Если каждого, то откуда страшные войны — две мировые и бесконечные локальные? Если общества, то остается без ответа тот вопрос, с которого я начал: в чем же прогресс человека?
И вот тут вдруг обнаруживается связь между техническим прогрессом и развитием души.
Технический прогресс позволяет не тратить время и силы на жизнеобеспечение. Не нужно собирать хворост, разводить костер, охотиться на мамонтов, неделями добираться на перекладных и прочее и прочее. Человек, живущий в цивилизованном (в техническом смысле) мире, обеспечен отоплением (если не центральным, то печным), магазинами (от сельпо до супермаркетов), дорогами (пусть и не всегда асфальтовыми), телевизором, телефоном и даже (иногда) электронной почтой.
Не кажется ли вам, что именно это дает человеку возможность (только возможность! но все же дает, хоть и не гарантирует) оставаться цивилизованным в «моральном» смысле? Лиши его всех этих благ, и он попытается взять кого-то в рабство, чтобы заставить работать на себя. Дикарь, который сидит в каждом под панцирем морали, вылезет наружу, как только панцирь треснет. Читай «День триффидов» и кучу других антиутопий.
Грустно? Конечно. Радует только, что среди людей всегда найдутся те, кому почему-либо будет противно угнетать себе подобных. Всегда! Их побивают камнями, жгут на кострах, распинают и колесуют. Но находятся верные ученики, основываются общины и звучат нагорные проповеди.
А параллельно идет технический прогресс. И все больше людей позволяют себе отвлечься от удовлетворения базовых жизненных потребностей и заняться собой в духовно-моральном плане.
Вот вам и свобода выбора. Не правда ли, ее стало больше? Может быть, в этом прогресс человека и состоит?

Марк САРТАН