Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ: ШКОЛА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ:
ШКОЛА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

 

 

Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова
М.: Смысл, 1999

 

Книга знакомит читателя с исследованиями, выполненными в рамках научной школы А.Н. Леонтьева, которая опирается на так называемую общепсихологическую теорию деятельности. Авторы — сотрудники (нынешние или бывшие) созданной А.Н. Леонтьевым кафедры общей психологии факультета психологии МГУ.
Актуальность данного издания не вызывает сомнений, так как до настоящего времени в психологической литературе не нашло отражения современное состояние теории деятельности А.Н. Леонтьева. Выход такой книги — самое верное доказательство жизненной силы учения.
Первые четыре раздела соответствуют основным направлениям исследований, ведущихся учениками и последователями А.Н. Леонтьева: развитие общепсихологической концепции деятельности; изучение сознания и познавательных процессов; развитие личности; анализ влияния теории деятельности на социальную практику.
Хочется обратить особое внимание читателей на работы, посвященные проблеме личностного смысла (исследования Б.С. Братуся, А.А. Леонтьева и Д.А. Леонтьева), которые по своему содержанию являются не только психологическими, но и мировоззренческими. Немалый интерес представляет научная разработка проблемы поступка в рамках нового направления — исторической психологии (автор Е.Е. Соколова).
В последнем разделе содержатся материалы из личного архива А.Н. Леонтьева — «Автобиография» и «Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей Парка культуры и отдыха имени Горького» (соавтор — А.Н. Розенблюм), которые имеют и историческую и научную ценность. Заканчивается книга сведениями об авторах.
В последние годы появилось критическое отношение к психологии советского периода в целом и к теории А.Н. Леонтьева в частности. Авторы предоставляют читателям возможность самостоятельно разобраться в этом непростом вопросе.
Эта книга может быть интересна читателям и с практической стороны. В этом отношении заслуживает внимания четвертый раздел, представленный статьями А.Г. Асмолова и А.Н. Ждан.
В статье А.Н. Ждан «Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и гуманизация образования» показано, какие основные идеи концепции А.Н. Леонтьева нашли отражение в практике школьного обучения. При этом автор поднимает такие важные вопросы, как соотношение обучения и умственного развития ребенка, роль собственной деятельности ребенка, сознательность учения и т.д. Автор знакомит с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, с теорией развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и В.В. Репкина.
В заключение необходимо отметить, что чтение монографии — может быть даже не всей, а каких-то ее отдельных статей — способствует осмыслению общепсихологических понятий и в конечном счете формирует профессиональное мировоззрение, наличие которого значительно облегчает решение конкретных практических задач.

Марина СТЕПАНОВА

TopList