Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2001

РЕПОРТАЖ

КТО КОМУ ПОЙДЕТ НАВСТРЕЧУ?

Недавно я сделала не совсем приятное открытие. Оказалось, что среди психологов, работающих в системе образования, есть специалисты, которые по сравнению со школьными психологами являются чуть ли не изгоями. По крайней мере, они могут с полным правом сетовать на то, что они, бедные, уж точно позабыты и позаброшены. Это психологи, работающие в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В Москве в двухстах начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях работает не больше семидесяти психологов. Даже в педагогических колледжах — наиболее «приближенных к психологии» — этот процент ненамного больше. По данным, которые привел руководитель методического объединения педагогов педколледжей Ю.А. Талдыкин, из шестнадцати учреждений только в семи есть психологи. В остальных администрация не хочет иметь таких специалистов.
Трудятся психологи (особенно в учреждениях начального профессионального образования), как правило, в очень сложных условиях. Контингент некоторых таких училищ составляют дети-сироты, многие из которых имеют отставание или нарушения в развитии. И вообще в большинстве начальных профессиональных учебных заведений учатся не самые легкие дети. (Вспомните, как раньше учителя любили пугать детишек в школах: «Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ!»). Как правило, это дезадаптированные дети, часто из проблемных семей. А они-то как раз больше всего нуждаются в психологической поддержке.

СЕРЬЕЗНЫЙ ПОДХОД

Как же чувствуют себя психологи в профессиональных учебных заведениях? Многие из них вышли из педагогов и мастеров профессионального обучения. Но в отличие от школьных психологов, которые уже начинают объединяться в профессиональное сообщество (по крайней мере, имеют свою систему повышения квалификации, возможность для профессионального общения и более чем десятилетний опыт работы), психологи училищ разрознены и лишены собственной профессиональной организации.
Не так давно в Московском комитете образования решили всерьез заняться судьбой таких психологов. Этому способствовало и то, что в Городском психолого-медико-социальном центре это направление возглавил Николай Русланович Сидоров, который не только является психологом, но и имеет многолетний опыт руководства учебным заведением для «трудных» подростков.

НЕ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА...

Для директора главное - проявить гибкость

На встрече психологов, которая состоялась в конце февраля, многие из них увидели друг друга в первый раз. Для начала надо было самоопределиться: понять, «кто мы?», «чего мы хотим?» и «что нам делать?»
Хотя приглашения получили практически все психологи, на первую встречу пришло около сорока человек.
Как считают организаторы этого мероприятия и сами психологи, разговор получился интересным и полезным. Это подтверждает и тот факт, что следующее заседание, состоявшееся 21 марта, было более многолюдным.
На этот раз психологи собрались в стенах педагогического колледжа № 5 Центрального административного округа. Хочется сказать немного о самом учебном заведении, выбор которого был не случаен. В нем сложились весьма гармоничные отношения между руководством и психологической службой.
Поприветствовать гостей и представить своего психолога — Юрия Андреевича Талдыкина — пришла директор колледжа Маргарита Федоровна Леонтьева.
Она рассказала о том, что психологическая служба в том виде, какова она сейчас, в этом учебном заведении сложилась не сразу. И руководству, и психологам пришлось пройти довольно долгий путь к взаимопониманию. Но это все в прошлом, есть единая сплоченная команда. «Психолог должен раствориться в жизни учебного заведения, но не слиться с учащимися. Он должен всегда соблюдать определенную дистанцию, — считает Маргарита Федоровна. — Психолог ни в коем случае не должен быть кабинетным человеком. Существенной частью его работы должно стать умение наблюдать за поведением детей и педагогов. Мы установили оптимальный баланс взаимоотношений. К психологу идут дети, к его мнению прислушиваются педагоги».
Согласитесь, это высокая оценка деятельности психолога со стороны директора.

ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ

Эта проблема — место и роль психолога в профессиональном учебном заведении — стала лейтмотивом всей встречи. Психологи приняли участие в ролевой позиционной игре, в процессе которой сами искали ответы на трудные вопросы.

После окончания игры участники долго не могли выйти из роли

Основную задачу игры можно определить как осознание психологами своих прав, обязанностей и тех ожиданий, которые существуют у всех основных участников образовательного процесса. Для этого игроки добровольно распределились на группы. Среди них были «мастера», «учителя», «психологи», «учащиеся», «директора», «родители», «медицинские работники», «заместители директора по учебно-воспитательной работе», «инспекторы».
Вначале выполнялось разминочное упражнение, позволяющее войти в роль. Для этого надо было, исходя из ситуативно-ролевой позиции, составить психологический портрет незнакомого человека, который был игрокам представлен. Затем, когда участники освоились со своими ролями, им было дано задание — посмотреть на работу психолога глазами представителей различных профессиональных групп. Затем уже на основе этого взгляда участники должны были определить позицию, права и обязанности психолога.
На первом этапе игры наглядно проявились различия во взглядах у большинства психологов. При выполнении разминочного упражнения многие с трудом входили в ту или иную роль. И даже в конце создалось впечатление, что единой игры так и не получилось, поскольку многие понимали ее по-своему.

НЕСБЫТОЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Ведущая Наталья Васильевна Морозова (на фото) призналась, что ей никогда еще не было так трудно проводить игру. Очевидно, для этого был целый ряд причин, который и указывает на наличие проблемных зон у данной профессиональной группы. Сказалось отсутствие опыта профессионального общения, навыков групповой работы.
На всем протяжении игры у участников периодически возникала агрессия как по отношению друг к другу, так и к человеку, чей психологический портрет пришлось составлять.
Очень показательными оказались те задачи, которые, по мнению других групп игроков, должны решать «психологи». Практически все «специалисты» имели четкое представление об этом. Все они («инспекторы», «директора», «педагоги», «родители», «дети») сформулировали свои ожидания, выдвинули требования к личностным качествам психологов.
«Психологи» просто растерялись. Сраженные обилием обрушившихся на них обязанностей и требований (иногда противоречивых), они даже не предприняли попытки высказать свое мнение на этот счет. Сложилось впечатление, что психологи не имеют точного представления о своих обязанностях и правах.
Они смогли лишь очертить круг внешних обстоятельств, которые являются благоприятными для их деятельности. Получалось, что работа психолога находится в прямой зависимости от отношения к нему учителей, родителей, администрации и даже самих учеников: «Если учителя пойдут нам навстречу, то мы сможем...», «Если родители захотят измениться, то мы сделаем...».

ЗАКОНОМЕРНАЯ ПОЗИЦИЯ

На мой взгляд, такая позиция вполне закономерна для психологической службы в период ее становления. А именно этот этап и проходят сейчас психологи начального и среднего профессионального образования.
Игра позволила выявить те проблемы, которые существуют у этих специалистов. Можно только пожелать ее организаторам и участникам, чтобы они посвятили достаточное количество времени и сил анализу результатов.
В целом же можно только приветствовать тот факт, что в Москве начинает формироваться профессиональное сообщество, объединяющее психологов начальных и средних профессиональных учебных заведений. Хорошо бы Москва не была одинока в этом начинании!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Городской психолого-медико-социальный центр
Московского комитета образования
Тел.: (095) 304-77-89

TopList