Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2001

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ

Продолжение. См № 10, 12, 2001 г.

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

Привычка фиксировать свои успехи поможет ребенку не поддаваться унынию и не чувствовать себя неудачником. Пусть каждый ученик заведет дневник достижений.
Детям предлагается сначала записать свои прежние достижения (можно их нарисовать), а потом регулярно (раз в одну-две недели) фиксировать новые успехи. Речь, конечно же, не идет о каких-то грандиозных завоеваниях. Даже самое маленькое достижение должно быть зафиксировано. Хорошо, если бы дети могли вклеивать в этот дневник свои удачные работы по различным предметам.
Необходимо учитывать тот факт, что успехи одних детей могут быть самым заурядным событием в глазах других. Поэтому такой дневник должен быть личным, не стоит обсуждать его со всем классом. Учителю следует помочь тем детям, которым трудно увидеть свои достижения. Стоит также обсудить с ребенком, кто помог ему достичь успеха, какие способности и таланты развиты у него больше всего.

МОЙ УСПЕХ

Для того чтобы достичь какой-то цели, важно уметь настроиться на успех, предвосхитить его, представить его себе во всех деталях. Такое умение можно приобрести с помощью следующей игры.

Инструкция

Подумайте, чего бы вы хотели добиться в этом году, чему вы хотели бы научиться. Подумайте, как без слов показать нам то, чему вы хотели бы научиться.
Дети некоторое время готовятся, затем каждому дается две минуты, чтобы он показал свою пантомиму. Одноклассники угадывают, что показывает каждый ученик. В больших классах можно объединять детей в группы по 6–7 человек.
После выполнения упражнения стоит обсудить с детьми следующие вопросы.

Насколько трудно было выбрать цель?
Что ты чувствовал, когда изображал ее?
Веришь ли ты, что сможешь добиться этой цели за один год?
Что для этого нужно сделать?
Достижима ли эта цель?

ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ

Детям важно понять, что внешнее поведение человека может быть только маской, под которой он скрывает истинные чувства.
Прежде всего следует спросить учащихся, знают ли они кого-нибудь, кто изображает из себя клоуна или пускает пыль в глаза, для того чтобы скрыть то, что творится у него в душе. Ни в коем случае нельзя называть имен, нужно только описать поведение такого человека. Выясните у детей, что, по их мнению, такой человек пытается скрыть от других.
Предложите детям лист бумаги, разделенный пополам. На одной половине сверху напишите «внутри», на другой — «снаружи». (Можно приготовить фигурки человека, одетого в бронежилет или в представительский костюм. Спереди на этой фигурке напишите «снаружи», сзади — «внутри».)
Попросите детей написать под словом «внутри» то, что они сами стараются скрыть от других. («На самом деле меня беспокоят мои отметки, но я этого не показываю» или «Я иногда чувствую неуверенность в себе».)
На другой части листа дети должны описать свое поведение. («Я держусь невозмутимо и уверенно», «Я веду себя так, будто мне все равно, какие у меня отметки».)
Обсудите с детьми, надо или нет показывать другим свои истинные чувства. (Любят ли другие людей «в масках»? Трудно или легко жить человеку «в маске»? Что нужно делать, чтобы не бояться показать людям, какой ты есть на самом деле?)

ШКАТУЛКА

Для того чтобы сформировать у ребенка позитивное самоотношение, его надо научить осознавать свои сильные стороны.
Сделайте с детьми на уроке труда красивые коробочки или шкатулки. Предложите на листочках бумаги написать свои хорошие качества. Сверните эти записки в виде конфет или шариков и наполните коробку.
Обратите внимание на тех детей, которые затрудняются найти в себе сильные стороны («Ты помогаешь дома ухаживать за младшим братом», «Ты добр к другим, любишь животных»).
Это задание можно выполнять в группе: сильные стороны ребенку помогают найти другие дети.

Наталья МАНЕЛИС

(Продолжение следует)

Публикация статьи произведена при поддержке компании «КлиматПрофф». Компания «КлиматПрофф» предоставляет полный спектр услуг по продаже, монтажу и обслуживанию климатической техники в Москве. Если Вам требуется высококачественная установка кондиционеров в Люберцах, Зеленограде, Подольске или других городах Московской области, то обратившись в компанию «КлиматПрофф» Вы сможете по выгодной цене приобрести надежные сплит системы от ведущих мировых производителей и заказать монтаж систем кондиционирования, который будет произведен опытными профессионалами, обеспечив надежную эксплуатацию оборудования на долгие годы. Узнать больше о предоставляемых услугах, подобрать кондиционер и задать вопрос онлайн-консультанту можно на официальном сайте компании «КлиматПрофф», который располагается по адресу www.KlimatProff.Ru

TopList