Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Научная редакция А.М. Боковикова
М.: Когито-Центр, 2000

 

 

Когда учебное пособие или учебник по современной психотерапии пишет один автор, то с неизбежностью солнечного заката происходит неравномерное освещение существующих психотерапевтических школ (а многие из них оказываются погруженными во тьму). Увы, субъективизм здесь связан с невозможностью быть одновременно специалистом во всем. Питерская «Психотерапевтическая энциклопедия», выпущенная коллективом авторов самых разных ориентаций, отчасти преодолевает эту трудность. Однако статьи, представленные в энциклопедии, слишком кратки.
И вот наконец досадный пробел в литературе по психотерапии заполнен добротным пособием, написанным ведущими российскими психологами-практиками, работающими в области психотерапии. Читатель найдет здесь подробный разбор практических аспектов классического психоанализа и аналитической психологии Юнга, нейролингвистического программирования и системной семейной психотерапии, когнитивно-бихевиоральной психотерапии и клиентцентрированного подхода, психодрамы и гештальт-терапии.
Теоретические установки и методы разнообразных школ представлены четко и ясно. Особенно приятно, что авторы придерживаются психологической модели психотерапии. Уже в предисловии А.Я. Варга,
И.М. Кадыров, А.Н. Холмогорова однозначно определили свой взгляд на психотерапию как на «самостоятельную область знания и практики, стоящую на стыке гуманитарных и естественных наук», а не только как на раздел медицины.
Нельзя хотя бы кратко не остановиться на отдельных главах пособия и их сопоставлении друг с другом. Написание их разными авторами, с одной стороны, помогло избежать предвзятости в оценках, но с другой — привело к «разнокалиберности» и стилевой разбросанности. Думается, если бы соавторы заранее договорились между собой хотя бы об общей структуре глав и об обязательных разделах, этих недостатков можно было бы избежать.
Вызывает некоторое недоумение статья Д.Н. Хломова о гештальт-терапии. Идеи и методы этой школы представлены замечательно, но стоит ли занимать страницы пособия рекламой своего института?
Неожиданностью стал тот факт, что автором главы об НЛП является очень мною уважаемая Ю.Б. Гиппенрейтер. И неожиданностью приятной. Каким надо быть гибким и креативным человеком, чтобы уметь смотреть на современные методы психотерапии (а НЛП порой беспощадно критикуют в научном мире) не зашоренным взглядом консервативного ученого, а с оптимизмом и принятием!
Особенно ярко и живо написаны главы, посвященные психодраме (И.Б. Гриншпун, Е.А. Морозова) и аналитической психологии (С.О. Раевский, Л.А. Хегай).
Кроме этого, читателя ожидают и другие приятные сюрпризы: интереснейший материал об исследованиях эффективности психотерапии за рубежом (Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле) и статья Н.Д. Семеновой об этических основах психотерапии — то есть о том, что в отечественной литературе освещается крайне недостаточно.
Книга удалась. Хочется поздравить коллег с этим замечательным событием. Школьным психологам, интересующимся психотерапевтическими методами, этот сборник, на мой взгляд, будет очень полезен.

Игорь ВАЧКОВ