Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

РЕПОРТАЖ

ПЕРВАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ

С 29 марта по 1 апреля в подмосковном санатории «Звенигородский» прошла Первая всероссийская конференция по экзистенциальной психологии

Основной организатор конференции — Дмитрий Леонтьев

Оказалось, что интерес к этому новому для российских специалистов направлению достаточно велик. На конференцию приехали психологи и психотерапевты из разных уголков России и ближнего зарубежья.
Экзистенциальная психология и психотерапия сейчас становятся привлекательными и перспективными направлениями во многом благодаря прекрасным книгам В. Франкла, И. Ялома, Дж. Бьюдженталя. Многие психологи используют элементы экзистенциальной психотерапии в своей работе, но чисто экзистенциальных терапевтов в нашей стране крайне мало. В основном это те специалисты, которые проходили длительное обучение либо в дальнем зарубежье, либо у Римантаса Кочюнаса в Литве.
По форме эта конференция была классическим научным собранием. В зале проходили пленарные заседания, их было четыре. Кроме них в программу входили «круглые столы», авторские мастерские и вечерние лекции.
Так что программа была очень насыщенная, даже чересчур: начинались мероприятия в десять утра и заканчивались в двенадцать ночи.

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

Быть первопроходцем — дело трудное и неблагодарное. Всегда найдутся люди, которые будут говорить, что можно было бы сделать лучше.
Основная задача, которую хотели, на мой взгляд, решить организаторы конференции — определиться с тем, существует ли экзистенциальная психология в России, и если да, то есть ли у нее перспективы.
Пленарные заседания первого дня состояли из продолжительных докладов, смысл которых был доступен, как правило, лишь узкому кругу специалистов. Им, очевидно, нетрудно было понять фразу А.И. Сосланда (Москва): «Экзистенциальный дискурс встраивает все обсуждаемые сингулярности в предельно крупномасштабный контекст».
Несмотря на это, присутствующие в зале смирно внимали словам со сцены. Казалось, что идет своеобразная игра, где одни честно выполняют роль слушателей, а другие — докладчиков. Причем и те и другие существуют в параллельных мирах.
Были, правда, и отщепенцы, которые умудрялись выражаться понятным языком (за что нередко подвергались критике). Среди этих мужественных людей С.Л. Братченко (Санкт-Петербург) «Экзистенциально-гуманистический подход Дж. Бьюдженталя», В.В. Знаков (Москва) «Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия?», А.А. Леонтьев (Москва) «Образование как самостроительство». На мой (непросвещенный) взгляд, это были наиболее интересные доклады.

ГОРИЗОНТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Подтверждением тому, что практика всегда опережает теорию, стали прекрасные выступления психологов и психотерапевтов, работающих в русле экзистенциально-гуманистического подхода. Несомненный интерес и оживление в зале вызвали выступления А.Н. Моховикова (Одесса) «Экзистенциальная боль: природа, диагностика, особенности психотерапевтической работы с клиентом» и Н.И. Сарджвеладзе (Грузия) «Горизонты времени жизни беженца». Блестящим был доклад Р. Кочюнаса (Литва), который проанализировал специфику развития экзистенциальной терапии в постсоветском пространстве.
Выступления практиков продолжались и на следующий день. С сообщениями выступили: Е.С. Мазур (Москва) «Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии», Ф.Е. Василюк (Москва) «Категория встречи в психотерапии», М.Ш. Магомед-Эминов (Москва) «Экзистенциальная ситуация уцелевшего», Р.М. Загайнов (Санкт-Петербург) «Проклятие профессии: судьба практического психолога».
Пленарные заседания сочетались с «круглыми столами»: «Экзистенциальная психология, философия и культура», «Гештальт и экзистенция», «Образование и профессиональная зрелость психолога». На них удалось лишь обозначить круг проблем, а присутствующим — заявить о себе. Отсутствие профессионального общения явилось, по мнению участников, основным недостатком конференции. Другой ее недостаток — излишняя теоретичность. Хотя среди выступающих было много замечательных терапевтов, которые были готовы вместо прочтения докладов провести мастер-классы. Непонятно, почему участие в конференции специально приехавшего из Литвы Римантаса Кочюнаса ограничилось лишь двадцатиминутным докладом!
Правда, авторские мастерские провели: Е.С. Мазур (Москва) «Экзистенциальная терапия психической травмы», С.Б. Есельсон (Ростов-на-Дону) «Ветхозаветное прикосновение», Е.Р. Калитеевская (Москва) «Экзистенциальный выбор психотерапевта», Р.А. Ахмеров (Набережные Челны) «Каузометрия, LifeLine и биографический тренинг», В.В. Летуновский (Москва) «Экзистенциально-инициальная психотерапия».
К сожалению, большинство мастер-классов проходило одновременно. Или же глухой ночью, когда народ просто хотел спать.
На конференции было много ярких моментов. Одним из них стал концерт известного барда и психолога Вадима Егорова, который состоялся в первый вечер.
Но самым, на мой взгляд, замечательным событием стала лекция-концерт психолога и психотерапевта В.Р. Каневского «Музыкально-поэтическая культура человечества как язык осознания экзистенциальности». Этого человека можно было слушать до бесконечности. Он не только говорил интересные вещи, подвергнув историческому и психологическому анализу развитие музыкальной культуры, но и прекрасно иллюстрировал свои слова, играя на множестве музыкальных инструментов и исполняя песни на языках народов мира!

В.Р.Каневский — "Человек-оркестр"

«Я ЖИВУ ЖИЗНЬ ИЛИ ЖИЗНЬ МЕНЯ ЖИВЕТ?»

Подведение итогов конференции и определение судьбы экзистенциальной психологии в России происходило на «круглых столах», состоявшихся в последний день.
Большинство участников «круглого стола» «Психотерапия и жизнетворчество» сошлись на том, что именно жизнетворчество является тем ключевым словом, которое объединяет всех специалистов, работающих в русле экзистенциально-гуманистического подхода.
Попутно решался ряд менее глобальных, но весьма насущных проблем: как правильно писать фамилию Дж. Бьюдженталь?
Актуальным был также вопрос: как в рамках экзистенциально-гуманистического подхода называть человека, которому оказывается помощь. На заре появления психотерапии, в начале прошлого века, его называли пациентом, затем — клиентом. Но ни то, ни другое название, как считают гуманисты, не отражает сути отношений между терапевтом и его визави. Участники решили, что теперь клиента надо называть студентом, ведь жизнетворчество — это учеба, постижение себя.
Как же тогда развести психотерапию и жизнетворчество? Ведь они тесно связаны. В ходе дискуссии установили, что жизнетворчество направлено на коррекцию отношений «человек—окружающий мир». Терапия же — это работа с субъективным миром каждого человека.
В ходе круглого стола встал вопрос и о профессионализме терапевта. Оказалось, что самое сложное для многих — это умение «выдержать самоанализ», не уходить от собственных проблем. А то, что у многих психотерапевтов они есть, отрицать никто не стал.
Окончательно определиться с проблемой жизнетворчества помог Д.А. Леонтьев, который дал этому методу достаточно четкое определение.
Разобрались и с психотерапией. Основная ее цель — восстановление и развитие интереса человека к собственной жизни, а не снятие болезненных переживаний, как считают многие. А это и есть процесс жизнетворчества, который, в отличие от классической терапии и консультирования, предполагает равенство позиций психолога и клиента.

ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Заключительное заседание, на котором подводились итоги конференции и строились планы на будущее, так прямо и называлось: «Нужны ли мы нам, или Перспективы экзистенциальной психологии в России»
Ну то, что мы, любимые, нужны не только сами себе, но и всем, и так было ясно. Поэтому было предложено не тратить по мелочам драгоценное время, а приступить к обсуждению насущных проблем. Например, клонирования.
Правда, усилиями ведущих полемика была все же направлена в конструктивное русло. Оценивая Первую всероссийскую конференцию по экзистенциальной психологии, многие отмечали, что свою основную задачу по объединению людей с общими профессиональными позициями и ценностями это мероприятие выполнило. К сожалению, многое осталось незавершенным, но, по законам психологии, все незавершенное запоминается гораздо лучше!
Были, правда, и неудовлетворенные. Жалели, что не решили многих вопросов, не познакомились друг с другом. Но, как мудро заключил Д.А. Леонтьев, все это — «задел для будущей конференции».
Была даже придумана метафора происходящему. То, что делалось на конференции, — это путешествие, поиск: своего места, терминологии, содержания работы, близких по духу людей, способов организации деятельности. А для такого поиска были созданы все необходимые условия.
Так что процесс становления экзистенциальной психологии в России уже пошел, и его не остановить!

Размышления в конце конференции "Нужны ли мы нам?"

 

 

 

 

 

 

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Институт экзистенциальной психологии
и жизнетворчества
Тел.: (095) 195-93-28