Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Продолжение. Начало см. №17, 2001 г.

МАНИПУЛЯЦИЯ

Это вторая разновидность монолога (о первой разновидности — императиве — мы уже говорили).
Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Итак, манипуляция — это скрытое управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.

НЕВЕСЕЛЫЙ УДЕЛ

Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. Описывать их не будем. Книжные развалы перенасыщены литературой, содержащей эти приемы.
Особое, скрыто-объектное отношение манипулятора к партнеру приводит к ряду последствий. В нравственной плоскости — у манипулятора формируется отношение к людям как к орудию достижения своих личных целей.
Человек-манипулятор привыкает распоряжаться партнером, всегда стремится получать одностороннее преимущество. В когнитивном плане возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.
Последнее подчеркнем: при манипулировании партнер по общению воспринимается не как целостная, уникальная личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее.
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот вид общения с другими людьми, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни.
Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим.
Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога.

ПОЛЬЗА И ВРЕД

В приведенных выше суждениях нетрудно заметить мое отношение к манипуляции. Да, оно скорее негативное. Вместе с тем есть манипуляции и манипуляции.
Флирт, ораторские приемы при общении с большой аудиторией, технологии эффективного обучения — все это разновидности манипуляции. Э. Шостром вообще говорит о таких ситуациях, в которых манипулирование оказывается благом, так как уводит общение от доминирования и насилия.
Есть целые области социальных отношений, где манипуляция вполне «законна» (хотя личностно все так же несимпатична). Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения вообще, политика, идеология. Символом манипулятивного типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.
Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и дети, педагоги и воспитанники.
В целом профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов стабильной личностной установки на то, чтобы все объяснить, чему-то научить, что-то внушить («заставить любить предмет»). Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться на межличностных отношениях учителя с другими людьми.

СОЮЗНИКИ И ПРОТИВНИКИ

Человек, склонный к манипуляции в определенном ключе, чувствителен к партнерам, принадлежащим к противоположному типу. Так, жена-тряпка выбирает мужа-диктатора и образует с ним достаточно устойчивый союз, где один управляет другим с помощью удобных ему способов. Но беда, если один из супругов решил «выпрыгнуть» из манипулятивного жернова, перемалывающего его жизнь, чувства, отношения.
Дети и педагоги приносят в школьную среду свои излюбленные способы манипулирования другими. На этой почве возникает множество конфликтов, но нередки случаи удачных манипулятивных союзов. Так, педагог-диктатор воспитывает в своих учениках свойства тряпок и прилипал, а тех, кто в эту дружную компанию не вписывается, заносит в реестр девиантных подростков из неблагополучных семей. Дети-хулиганы нередко расцветают под крылом педагогов — славных парней и адвокатов.
И у школьников, и у их наставников богатый арсенал манипулятивных средств воздействия друг на друга. Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже — угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе. Очень часто за так называемыми «педагогическими мерами» стоят какие-то особо изящные приемы манипулирования сознанием и поведением провинившегося ученика.

Трудно, да видимо и невозможно, совсем отказаться от манипуляции в общении — так глубоко она срослась с нашей культурой. Но давайте установим некоторые границы ее использования. Лично я ничего не имею против различных методических манипуляций, создающих рабочий настрой, повышающих работоспособность, включающих интерес аудитории.
Я даже не против манипуляции как исключительного средства в воспитательной работе. Но все же педагог — это профессионал, работающий с ценностями человека, а не c хитро привитыми ему способами реагирования. Естественное, нормальное формирование ценностей возможно только в процессе ценностного обмена между взрослым и ребенком, то есть — в процессе диалога.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

(Окончание следует)

TopList