Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2001

СТАРАЯ КНИГА

ДВА КАРНЕГИ И ОДИН ШОСТРОМ

Если мы такие презренные эгоисты,
что не можем дать людям хоть немного счастья
и хоть в какой-то мере честно признать их достоинства,
не пытаясь получить от них что-нибудь взамен,
если наши души мелки, как кислые плоды дикой яблони,
то мы обречены на неудачу, которую полностью заслуживаем.

Дэйл Карнеги. Как завоевывать
друзей и оказывать влияние на людей

 

Ну что, как цитата? Интересно, все ли нынешние хулители Карнеги читали его настолько внимательно, чтобы обдумать эту фразу? Впрочем, это не просто фраза, это одна из основных мыслей знаменитой книги...
Да, что-то я начал с места в карьер. Все-таки сначала о книге. Не уверен, что ее надо кому-то развернуто представлять, но немного предыстории не повредит.
К советскому читателю Карнеги шел с трудом. Прерогативу «оказывать влияние на людей» тогдашняя власть считала роскошью, позволительной только самой себе. Лишь кое-какие отрывки просочились сквозь цензуру и увидели свет в новосибирском журнале «ЭКО» в 1978—79 годах. Позже, уже в разгар перестройки, журнал «Социологические исследования» опубликовал отрывки из другой книги Карнеги — «Как перестать беспокоиться и начать жить».
И только в 1989 году издательство «Прогресс» выпустило увесистый том, в который, кроме двух уже упомянутых, вошла книга «Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично». В нашем сознании все три книги слились в одну, и множество (а их действительно было множество) последующих переизданий только закрепили это впечатление.
В том самом году вышли еще две знаменательные книги: «Игры, в которые играют люди» Берна и «Введение в психоанализ» Фрейда. Будучи совершенно разными по содержанию, чтобы не сказать — противоречащими друг другу, все три стали восприниматься чуть ли не одинаково: как Первые, как открытие занавеса, как прорыв в издании психологической литературы. Да и стоили они одинаково —
50 рублей на черном рынке, а больше их нигде и не было. 50 рублей были по тем временам едва ли не самой высокой ценой — столько стоили, например, том Цветаевой и Библия, изданная к 1000-летию крещения Руси.
Со временем мы научились отличать не только трансактный анализ от психоанализа, но и серьезную литературу от популярной. И сегодня Фрейд, Берн и Карнеги далеко отстоят друг от друга, по крайней мере — в сознании профессионалов.
А тогда популярность Карнеги была фантастической, в том числе и среди психологов. Даже предисловие к прогрессовскому изданию писал сам В.П. Зинченко!
И действительно, как это привлекательно — завоевывать друзей! И какая сладкая отрава — оказывать влияние на людей! Последнее, кстати, может быть не только приятным, но и прибыльным. И идеи Карнеги были растасканы и растиражированы сонмом рекламных и торговых агентов, продавцами тайм-шеров и липовых акций, лохотронщиками и агитаторами. Благо время тому способствовало — все торговали всем.
Как бы хотелось написать что-то вроде «но бросить за это камень в Карнеги рука не поднимается»! Поднимается, еще как поднимается, увы. Многие манипулятивные методы впервые описаны именно им — по крайней мере в литературе, изданной на русском языке. Особенно «содержательна» в этом смысле третья часть под откровенным названием «Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения». Тут тебе и «заставьте (! — М.С.) собеседника сразу же ответить вам «да», и «задевайте за живое» (берите на слабо’), и «никогда не говорите человеку, что он не прав».
Для уличного торговца на площади трех вокзалов, впаривающего ошалелому приезжему набор штопальных игл или комплект ножей для фигурной нарезки брюквы, приемчики вполне адекватные. И, к сожалению, действенные. Подойдут и начальнику, «нагибающему» своих подчиненных, и матери, не желающей примириться с взрослением собственного сына.
А вот настоящего общения по этим правилам не получится. Пустышка останется, оболочка, макет. Набор заранее известных шахматных ходов: я так, а он так, тогда я так, и если он так, то я так, а если он этак, то я вот так. Мыслимо ли живому человеку всегда общаться с окружающими таким образом? Конечно, немыслимо, ведь сказано — живой человек, а не манекен.
Да еще сегодняшний взгляд читателя, напитавшегося идеями гуманистической психологии, легко различает у Карнеги «объектное» отношение к другим людям. Дайте им признания и внимания — и они благодарно ответят вам тем же. А уж тут вы веревки из них сможете вить. Идея использовать других для достижения своих целей, пусть безобидных и даже общественно полезных, постоянно звучит в подтексте,
а иногда и в сам текст прорывается.
Кого удивит то, что гуманистические психологи не раз «вдаряли по Карнеги» из самой тяжелой артиллерии? Эверетт Шостром даже книжку написал «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор». В русском переводе она выходила в 1992 году. И тоже с предисловием маститого психолога —
А.В. Петровского.
Вся книга посвящена противопоставлению манипуляторов и актуализаторов. Первые озабочены своим образом в глазах других, обеспокоены своим будущим, прячут истинные чувства за маской избранной ими роли. Актуализаторы, напротив, ориентируются на собственные оценки, живут в настоящем и открыто выражают свои эмоции. И так далее, и тому подобное.
Но знаете, я не могу отделаться от одного весьма неприятного чувства. И усугубляет его ощущение совершенной крамольности. Но раз гуманистические психологи учат нас откровенно выражать свои эмоции, то я позволю себе это сделать.
Так вот. Я боюсь. Идеи Шострома, доведенные до логического конца, не менее опасны, чем идеи Карнеги. Я боюсь тех сверхлюдей, которых Шостром описывает под именем «актуализаторов». И боюсь я их тем более, что мне не раз приходилось встречать их в жизни, в особенности среди коллег по психологическому и психотерапевтическому цеху. Даже Козлов, свою деятельность в «Синтоне» посвятивший выращиванию подобных людей, недавно испугался содеянного и поведал об этом всему миру в книге «Формула личности». Впрочем, методику их «подготовки» все же описал, но это так, к слову.
Только представьте человека, который считает себя выше оценок окружающих, всегда дает волю своим чувствам и не заботится о будущем. Да еще обеспечивает свою душевную неуязвимость осознанием принадлежности к избранному классу — одному проценту актуализаторов среди моря быд... простите, манипуляторов.
Такой человек вооружается «гуманистическими» цитатами и принципами — «чтобы любить других, надо любить себя», «живи здесь и сейчас», «я имею право на любые чувства» — и самовыражается, самовыражается, самовыражается...
Как вам персонаж? Я бы постарался избежать с ним любых контактов. Впрочем, это нетрудно. Обычно контакты легко разрушаются сами, поскольку такому актуализатору тоже не до истинного общения, он занят собой, своим личностным ростом, взращиванием любви к себе. Окружающие его обычно не интересуют. А без искреннего интереса к собеседнику какие уж контакты...
И вот мы добрались до ключевых слов. Искренний интерес к собеседнику. Не нашел я этих слов у Шострома. Может, конечно, плохо искал, но видит бог, старался. А вот у Карнеги они есть. Только критики почему-то их не всегда замечают.
Может быть, потому что знают только одного Карнеги — гуру манипуляции. А второго, который учит быть предупредительным, внимательным, доброжелательным, — не замечают. Или не хотят замечать? Ведь еще неизвестно, кто больший гуманист — Шостром, видящий вокруг себя одних манипуляторов, или Карнеги, призывающий относиться к людям с искренним интересом.
Именно второй Карнеги написал фразу, с которой я начал эту статью. Именно этот Карнеги мне близок, хоть продавцы гербалайфа и пытаются ловить меня с помощью приемов, описанных его братом-близнецом. И именно второму Карнеги принадлежат шесть правил, приведенных внизу. Есть возражения хотя бы по поводу одной из них?
А Шостром... Вот цитата с обложки.
«Стремитесь избегать конфликтов... Контролируйте себя... Примите это легко», — постоянно советует Дэйл Карнеги. «Что ж, попробуйте. Но когда вы, измотав до предела свою нервную систему, придете ко мне лечиться, я дам вам прямо противоположные советы», — пишет выдающийся американский психолог Эверетт Шостром.
Легко представить себе эти противоположные советы: «Не избегайте конфликтов. Не контролируйте себя. Принимайте все на полном серьезе». Так, что ли?
Попробуйте сами. И когда вы, последовав призыву Шострома, научитесь жить по-актуализаторски, рассоритесь со своими близкими, растеряете друзей и разругаетесь с начальством и подчиненными — откройте Карнеги еще раз.
У него тоже найдется что вам посоветовать.

Марк САРТАН

Искренне интересуйтесь другими людьми

Улыбайтесь

Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук  на любом языке

Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе

Говорите о том, что интересует вашего собеседника

Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне