Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2001

ЗА КУЛИСАМИ

ИЗДАТЕЛЬ СО ВКУСОМ

Есть ли в России семья, где дед, отец и внук были бы докторами психологических наук? Мы знаем только одну — Леонтьевы. И эта фамилия для каждого российского психолога является знаковой.
Сегодняшний наш собеседник Дмитрий Алексеевич Леонтьев — доктор психологических наук в третьем поколении. Его дед Алексей Николаевич по праву считается одним из основателей отечественной психологии. Его отец, Алексей Алексеевич, является ведущим российским специалистом в области психолингвистики, социальной и педагогической психологии. А Дмитрий не только стал профессиональным психологом, но создал и возглавил издательство психологической литературы «Смысл», к нашему времени едва ли не старейшее негосударственное издательство этого профиля.

 

 

 

 

— Как вы пришли к тому, чтобы стать книгоиздателем?

— Очень просто. Хотелось, чтобы были книги. А книг не было. Пришлось делать самому.
Учился я в советские времена, литературы тогда было, естественно, мало. А я всегда относился к тем людям, которые любят читать книги по своей специальности. Тем более что я владел двумя языками — английским и немецким — и мог читать профессиональную литературу. И я разными путями, правдами и неправдами добывал литературу.
Сидел в библиотеках. Иногда что-то дарили приезжавшие иностранцы. Иногда просто везло — в букинистических магазинах натыкался на какого-нибудь Фромма. Кроме того, через Дом ученых академикам и членкорам разных академий можно было в пределах какого-то лимита заказывать зарубежную литературу по специальности. И я пользовался возможностями одного-двух знакомых членкоров, которые не были такими книгочеями.
Так что я всегда любил читать и всегда хотел, чтобы хорошие книги были и на русском языке тоже. Так я постепенно пришел к идее книжного издательства — не сразу, когда разрешили предпринимательство, а через несколько лет. К тому времени, кстати, я уже был знаком с какими-то моментами, с какими-то составными частями издательской деятельности: приходилось работать и редактором, и корректором, и переводчиком.
А когда началась экономическая нестабильность, я окончательно осознал, что если сам себя, например, в командировку не пошлешь — никто тебя не пошлет, если сам себя не издашь — никто тебя не издаст и так далее. Вплоть до того, что если сам себе денег не заплатишь — никто тебе не заплатит. И в конце 1990 года родилось малое предприятие «Смысл».

— Когда вышла первая книга?

Первая книга — «Позитивная семейная психотерапия» — вышла только в 1992 году.
Ее автор Носсрат Пезешкян приезжал в Москву вести психотерапевтические занятия и жил у нас дома, поскольку моя жена занималась в его группе. А он — человек с достаточно сильными миссионерскими устремлениями и в тот момент был активно заинтересован в распространении своих идей в разных странах, в том числе и в нашей. Поэтому он оказал нам определенную целевую финансовую поддержку на издание книги в виде покупки 286-го компьютера, который был на тот момент единственным нашим достоянием. Этого хватило, чтобы начать. У нас все было «не как у людей» — не было ни стартового капитала, ни заемных средств, ни оборудования — ничего, кроме этого компьютера, людей и идей. И смысла.

— Как вы формулировали свою цель, свою миссию?

— Издавать хорошие психологические книги. Сверхзадачей было повышение психологической культуры. Всех — и психологов, и непсихологов. И мы начали с издания переводных книг — классики психологической литературы.

— Как вы выбираете издания?

— Я ориентируюсь прежде всего на свой собственный вкус. (Улыбается.) За прошедшее время я убедился в том, что это хороший, эффективный критерий. Более того, я считаю, что для издателя вкус — главное профессионально значимое качество. И похвастаться им может явное меньшинство.

— Например?

— Ну, скажем, «Класс», «Генезис», «Речь». Достаточно много издательств выпускают хорошие книги по психологии. Но очень мало при этом не издают плохих.

— «Смысл» не издал ни одной плохой книги по психологии?

— По-моему — ни одной плохой, ни одной посредственной. Были, конечно, сравнительно проходные. Но все равно это книги добротные и профессиональные, за которые не стыдно. Есть определенная планка, ниже которой мы не опускаемся даже из соображений финансового успеха.
Мы исходим из того, что самое важное — заработать определенную репутацию, сделать так, чтобы марка издательства «Смысл» ассоциировалась со знаком качества. И, насколько я могу судить, два-три года назад этого удалось добиться. Теперь главное — не снижать достигнутого уровня.

— Бывало, что книга имела неожиданный для вас успех?

— Успех книги трудно прогнозировать. Вот, например, сравнительно недавно вышла книга Виктора Карандашева «Психология: введение в профессию». Она имела очень большой успех, на который мы не рассчитывали. Уже в этом году придется допечатывать тираж.
Также меня удивила и ситуация с моей книгой «Психология смысла». Это сугубо научная, тяжелая академическая монография, написанная для очень подготовленной аудитории. Она вышла в соответствующей академической серии тиражом в 2000 экземпляров, но за полгода была вся распродана. Это было неожиданно и приятно.

— А обратное бывало?

— В 1997 году мы выпустили работу «Логика неудачи», переведенную с немецкого. Это совершенно дивная, уникальная книга на тему о том, почему мы хотим как лучше, а получается — как всегда. Ее автор — немецкий психолог Дитрих Дёрнер — два десятилетия занимался анализом реального мышления и исследовал, почему мы допускаем ошибки в сложных динамических ситуациях.
Но тираж книги до сих пор не распродан. Вероятно, сыграло роль неудачное оформление обложки и, возможно, не очень удачное авторское название. В любом случае меня это очень огорчает.

— Насколько, по-вашему, читательская аудитория готова к восприятию качественной психологической литературы?

— Что значит — готова? Все-таки основной наш контингент — это психологи и студенты-психологи...

— Но существует множество якобы психологических книг, — на самом деле весьма невысокого пошиба, — предназначенных для массового потребителя...

Массовый потребитель готов читать и хорошую литературу. Противоречия между доступностью и уровнем качества нет. Наш бестселлер номер один — книга «Гроссмейстер общения» Сергея Дерябо и Витольда Ясвина. Я считаю, что это — самое талантливое из всего, что существует на нашем рынке в области психологии для всех. А какими тиражами на Западе расходятся книги таких глубоких авторов, как Виктор Франкл, Ролло Мэй, Ирвин Ялом...

— Как вы находите новых авторов?

— Я все-таки профессиональный психолог, находящийся в гуще научной жизни. Я хорошо знаю тех, кто работает в психологии, не только тех, кто уже написал или пишет что-то интересное, но и тех, кто только собирается или просто способен что-то написать. С самого начала я исходил из того, что авторы — наш главный капитал, даже тогда, когда текущая экономическая конъюнктура расходилась с этим тезисом и большинство издательств были склонны не слишком уважительно относиться к авторам.
Как следствие этого, проблема что издать, издательству «Смысл» просто незнакома — даже с учетом высокой планки, которую мы ставим. Стоит, причем постоянно, проблема выбора в духе «социалистического реализма» — борьбы лучшего с хорошим. Наш портфель всегда переполнен, и мы нередко практикуем совместные издания подготовленных нами книг с другими издательствами.
Бывали случаи, когда я заказывал работу конкретному автору, потому что знал, что он может ее сделать качественно. Бывало, что я совершенно случайно встречал интересную работу, изданную малым тиражом оперативной печатью. Например, книгу Виктора Меновщикова «Введение в психологическое консультирование» я увидел отпечатанной на ротапринте тиражом 100 экземпляров. А у нас она имела большой успех и сейчас вышла вторым изданием.
У нас один критерий — качество. И мы не ограничиваемся переводными и московскими авторами. Среди наших постоянных авторов Виктор Карандашев — из Вологды, Леонид Дорфман и Виктор Меновщиков — из Перми, Александр Моховиков — из Одессы. Сейчас мы работаем с рукописью группы тбилисских авторов под редакцией Нодара Сарджвеладзе. У нас выходят книги и питерских авторов: Льва Веккера, Виктора Кагана (хотя эти двое поменяли прописку на США), Сергея Братченко, Юлии Крижанской и Виталия Третьякова.

— Каковы особенности современного книжного рынка?

— Как-то раз к столику, где мы продавали книги на одной конференции в здании РАО, подошла женщина — научный сотрудник, посмотрела наши книги и вздохнула: «Вот и решай — то ли что-то поесть домой купить, то ли книжку...»
Конечно, очень обидно и горько, когда люди стоят перед таким выбором, несмотря на то что книги у нас по сравнению с остальным миром крайне дешевые. А оттого и уровень рентабельности книгоиздания гораздо ниже, чем в других странах. Это, в свою очередь, сказывается на авторах. И в области профессиональной литературы ни один автор не может получить за свои книги такие деньги, которые бы окупили вложенный в них труд.
Но главная проблема в том, как организовать встречу книги с читателем. После краха бывшей общесоюзной системы книгораспространения, не удалось создать что-то, более или менее ее заменяющее, по крайней мере в области профессиональной литературы, хотя говорят об этом не переставая. В результате в одном месте на огромной куче книг сидит издатель и ломает голову, как их реализовать. В другом месте толпы голодных читателей кричат: «Ну где же нам взять эти книги!»
Еще одна тенденция — повышение избирательности читательской аудитории. Книг все больше и больше, и все труднее заставить читателя купить то, что ты издал. Мы движемся к западной ситуации, где книги дороги, потому что в стоимость книги закладывается стоимость нескольких непроданных книг.
Книга не гарантирует прибыли; прибыль от одних книг окупает убытки от других. А какая книга принесет прибыль — иногда заранее известно, но далеко не всегда...
То есть общая тенденция — повышение цен, повышение избирательности, снижение тиражей, и от этого, к сожалению, никуда не деться. Надо к этому быть готовым. Политика, которую мы проводили изначально, — поддержание максимальной планки качества — это политика, ориентированная на будущее. Надеюсь, она поможет выстоять в ситуации, когда конкуренция будет все больше и больше обостряться.

— Что ждать в ближайшее время от издательства «Смысл»?

— В работе, как всегда, много книг. Зарубежная классика: избранные тома К. Левина и Г. Олпорта, книги В. Франкла, К. Роджерса,
А. Маслоу, Р. Мэя. Учебники по психологии личности А.Г. Асмолова, по когнитивной психологии Б.М. Величковского. Новые пособия по консультированию В.Ю. Меновщикова, Н.И. Сарджвеладзе. Новая книга В.Е. Кагана для широкой аудитории.
Читателям «Школьного психолога» будет особенно интересна новая книга нашего постоянного автора Витольда Ясвина «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», которая должна выйти уже в июне. Надеюсь, что нашим книгам — в том числе с помощью газеты — удастся встретиться со своими читателями.

Беседовал Марк САРТАН
Издательство «Смысл»
Тел.: (095) 195-03-08
Интернет-сайт: www.smysl.ru

Хорошие книги для психологов и работников образования от издательства «Смысл»

  • В.А. Ясвин. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ
  • В.А. Ясвин. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
  • НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОМУ СОЗНАНИЮ / под ред. А.Г. Асмолова
  • К. Маховер. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
  • Р. Бернс, Г.Х. Кауфман. КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
  • В.Ю. Меновщиков. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • С.Л. Братченко. ВВЕДЕНИЕ В ГУМАНИТАРНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАНИЯ
  • С.Л. Братченко. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ

и еще 300 книг по психологии издательства «Смысл» и других издательств

Адрес торгового зала в Москве: ул. Куусинена, д. 6, кор. 13

Тел./факс: (095) 195 03 08

КНИГИ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПО ПОЧТЕ

Заказы направляйте по адресу 103050, Москва-50, а/я 158
или по e-mail: books@smysl.ru

Вся информация о книгах на веб-сайте www.smysl.ru