Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2001

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ШКОЛА НА ПУТИ К СВОБОДЕ:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Е.ЯМБУРГ
М.: ПЕР СЭ, 2000

Человек уютно устроился на диске с горами,
реками, лесами. Диск вращается в полусфере
вроде планетария, украшенной звездами и луной.
Но вдруг небесный свод треснул и сквозь
трещину глянула бездна.
В бездне, ни на что не опираясь,
стоит закутанная человеческая фигура,
чем-то напоминающая Христа.
И этот человек ни на чем зовет: «Иди ко мне!»
«Я упаду, — отвечает человек на диске. —
Ты обманщик, зовешь меня
в пропасть!»

Трещина за трещиной,
весь мир человека разваливается.
Человек цепляется за обломки,
а закутанный зовет его:
«Учись падать. Учись падать и держаться
ни на чем, как звезды».

Сказка М. Энде
(цитируется по книге Е. Ямбурга)

Есть вопросы, которые не отпускают. И вместе с тем никак не хотят решаться. Бывает, что на целые поколения удается избавиться от того беспокойства, которое эти вопросы порождает. Но они возвращаются. И снова требуют ответа. Не окончательного, но определенного. А как его найти?
Вопрос о смыслах образования — из числа таких «вредных» вопросов. Еще в начале XX века Г. Мюнстенберг писал: «...Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа? Какие цели стоят, чтобы к ним стремиться?» Вот такие вопросы. Знаем ли мы сейчас, сегодня на них ответ?
Увы, не знаем, и это очень многое объясняет в происходящих процессах. Бурные инновации и массовая «авторизация» школьного образования, характерные для начала 90-х годов, сделали свое дело. Мы впервые увидели, что цели и задачи обучения могут быть иными, чем в советское время, и, что уж совсем удивительно, — разными. Но! Единые ориентиры в целях и смыслах российского образования, в оценке его качества были потеряны.
Последовавшие за этим «министерская реакция» и откат назад были закономерными. По крайней мере, появилось хотя бы иллюзорное ощущение единства в понимании таких вещей, как качество образования, образовательный маршрут, цели и задачи школьного обучения... Конечно, это ощущение в самом деле иллюзорное. Оно поддерживается внешними, чисто чиновничьими мерами и имеет чисто формальные показатели: стандарт образования, базисный план и т.д.
Вводимые сейчас «сверху» изменения и новшества, даже если они сами по себе красивы и убедительны, страдают одной общей болезнью: они бессистемны. Они накладываются на уже существующую образовательную систему в качестве пестрых, часто привлекательных заплат, функционально лишних углов и отростков. Они усложняют, запутывают, взаимоисключают друг друга...
И так будет до тех пор, пока мы не остановимся в наших экзерсисах с формами и содержанием образования и не найдем ответа на вопрос: каковы СЕГОДНЯ цели и смыслы образования?
Нынешняя ситуация вряд ли может кому-то показаться обнадеживающей. По-прежнему преобладают публикации о методах и технологиях. Есть также критические работы, в которых обсуждаются недостатки и проблемы существующей образовательной концепции.
Дорога каждая попытка нащупать выход, задать ценностно-целевые основания новой парадигмы. А если это не попытка? Если предлагается уже готовый подход, прошедший первичное практическое испытание? Да такая работа просто на вес золота!
И в этом смысле книга Е. Ямбурга — золотая.
Очень хочется, чтобы ее покупали. Покупали и читали. Читали с остановками и заметками на полях. Не потому, что она такая уж совершенная. Она — авторская, а значит, спорная, открытая для диалога и критики. Но достоинство ее в том, что она — о главном, о самом серьезном и важном, что только может волновать человека, профессионально занимающегося педагогикой. Она — о смыслах и ценностях: о чем и как надо говорить с детьми, чему их учить и чему у них учиться.

Человек рождается рабом окружающей его действительности,
и освобождение от власти бытия есть только задание жизни и, в частности, образования.

С.И. Гессен

Данная цитата — из книги Е. Ямбурга. Из книги можно почерпнуть немало замечательных цитат, мыслей разных известных и малоизвестных людей, афоризмов, стихотворных строк...
Эта книга не только посвящена образованию, она сама суть образование. Образование, которое расширяет горизонты, помогает взглянуть на привычные вещи иначе. И чаще всего убеждаешься, что предложенный новый взгляд — более правильный, более естественный.
Эта книга — о свободе, о путях ее обретения педагогом и о передаче педагогом воспитаннику возможности стать свободным. Ее трудно пересказывать, хотя написана она ясно. А ясность изложения — это прямое свидетельство того, что излагаемый материал не только понят, но и пережит автором.
Свою педагогику Е. Ямбург называет «культурно-исторической» и противопоставляет ее педагогике «информационно-когнитивной».
Задачи культурно-исторической педагогики лежат не столько в плоскости знания, сколько в плоскости культуры, нравственности, духовности. А основанием этой педагогики, ее сердцевиной, сущностью и одновременно важнейшим условием является духовная свобода личности.
О том, какие вопросы должен решить для себя педагог, стремящийся воспитать в себе и своих учениках духовную свободу, — первая часть книги. Не надейтесь найти в ней рецепты. Книга Ямбурга — это не справочник по педагогической фармакологии. Это книга о самоопределении и для самоопределения — Педагога, Учителя, Человека. А еще... менеджера и управленца в образовании.
Последнее кажется удивительным. И даже выпадающим из общей логики книги. Но как бы то ни было, а в седьмой главе речь идет о ценностном управлении образовательным процессом, происходящим в школе. Да, здесь слышится речь не только педагога, но и директора школы. Мало того, что автор всем своим читателям предлагает посмотреть на свою профессиональную деятельность с различных точек зрения, — он того же добивается и от себя самого!
Ценностное управление — это мышление администратора, желающего перевести педагогический процесс в своей школе в новое русло — культурно-исторической педагогики.
Обратимся к тексту: «Под ценностным управлением образованием мы понимаем процесс постепенного терпеливого переосмысления целей образования всеми субъектами педагогической деятельности с последующей выработкой общей для всего коллектива духовной культуры, позволяющей педагогам в оценке своего труда руководствоваться не только традиционными критериями обученности, но внимательно фиксировать этапы их личностного роста, происходящего по мере освоения ребенком иерархии ценностей». И далее — интереснейшие рекомендации практика по созданию в школе ценностной системы управления.

Демиург произнес не оборачиваясь:
— Все они хирурги или костоправы. Нет среди них ни одного терапевта.

А. и Б. Стругацкие. Отягощенные злом

Поиск терапевтов в культуре — это поиск людей, готовых опираться на самое лучшее, самое ценное, что создано предыдущими поколениями, и на то, что есть в них самих. Не ломать, а склеивать, не вырезать язвы, а лечить. Именно в такой культурно-терапевтической работе видит Е. Ямбург назначение учителя: «...задача педагога не только в том, чтобы клеймить болезни века, но профессионально их лечить! В большом и малом, высоком и обыденном он, утверждая незыблемую иерархию ценностей, стремится помочь человеку, говоря языком Библии, подняться по лестнице Иакова, на которой с любой ступени видны звезды. Опыт выстаивания на каждой ступени приобретает сегодня исключительное педагогическое значение».

Свобода органически связана с достоинством
и ответственностью мастера.
Свобода — образ жизни мастеров, а не босяков.

Г. Померанц

Эта книга не поможет лучше подготовиться к уроку. И даже выступление на педсовете по проблемам массового внедрения личностно-ориентированной педагогики на ее основе не построишь. Она не прибавляет знаний по преподаваемому предмету, но удивительным образом помогает расти. Дает ощущение осмысленности собственной деятельности, а значит — мастерства.
Большую часть этой книги составляют... приложения. Состоят они в значительной степени из образовательной программы Центра образования № 109 г. Москвы, то есть «школы Ямбурга». Сам Е. Ямбург считает, что именно образовательная программа школы — инструмент планирования, в наибольшей степени отвечающий принципам ценностного управления. Видимо, поэтому он приводит целиком свой программный продукт.
Чтение этой части книги произвело на меня двойственное впечатление. Главная мысль после прочтения: «Да, непросто переводить ценностную основу в управленческую технологию. Что-то теряется. Может быть, это неизбежно?» Вот и еще один вопрос. Несть им числа, этим вопросам. Создана красивая, убедительная, ценностно-смысловая основа образования. Теперь ее надо воплотить в жизнь.
Как это сделать с минимальными потерями? Очень сложный вопрос. И из содержания программы видно, что нет пока на него окончательного ответа. Автору же, Евгению Александровичу Ямбургу, огромное спасибо: он дошел до этого вопроса сам и помог дойти нам — всем тем, кому близки и дороги идеи педагогики, опирающейся на духовную свободу и ответственность личности.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук